Формирование мотивация учения школьников

Мотивация – процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация основывается на мотивах, они главные движущие силы дидактического процесса. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.

Мотивы бывают: 1) внутренние и внешние; 2) осознанные и неосознанные.3) реальные и мнимые.

В органической связи с мотивами существуют п о т р е б н о с т и. Потребность является источником активности и ее движущей силой. мотив учения может быть определен как опредмеченная потребность. А. Маслоу создана иерархия человеческих потребностей – пирамида индивидуальной мотивации. Мотивация в иерархической структуре потребностей влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты его поведения. (Самовыражение- Оценка себя -социальные контакты –безопасность -физиологические потребности)

Логика и структура мотивации деятельности человека (ПОТРЕБНОСТЬ- ИНТЕРЕС- МОТИВ- ЦЕЛЬ- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- РЕЗУЛЬТАТ)

Существующее многобразие методов стимулирования можно условно подразделить на четыре большие подгруппы:

· Методы эмоционального стимулирования создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив

· Методы развития познавательногоинтереса формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета;

· Методы стимулирования долга и ответственности разъяснения школьникам личностной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроля

· Методы развития творческих способностей и личных качеств стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска

Приёмы стимулирования мотивации: стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию:1) познавательные игры; 2) учебные дискуссии; 3) создание ситуаций занимательности; 4)создание ситуаций успеха, реализация воспитательного потенциала ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний;

Методы стимулирования долга и ответственности:

1) формирование убеждений в сознательной и личностной значимости ученика; 2) предъявление требований; 3) упражнения в выполнении требований; 4)состязательность, поощрение, наказание.

14. Процесс воспитания, его содержание, структура. Принципы воспитания.

Воспитание– процесс целенаправленного формирования личности. Это специально-организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу.

Особенности;

1) процесс целенаправленный;

2) процесс многократный;

3) процесс длительный (результаты не видны);

4) процесс непрерывного взаимодействия воспитателей и учеников, в результате чего вырабатываются устойчивые привычки;

5) процесс комплексный, единство целей и задач, содержания, форм и методов ВП подчинено идее целостности формирования личности;

6) присущи значительная вариантность и неопределённость результатов;

7) двухсторонний характер.

8)многофакторный

Содержание В – система знаний, умений навыков, взглядов, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек, поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным задачам

Структура ПВ состоит из последовательных задач и раскрывается как последовательное их решение. Структура ПВ:

1. Изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.

2. Выявление реального уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, определяющих формирование его личности.

3. Целеполагание, т.е. формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

4. Разработка программы и плана, выбор способов деятельности.

5. Формирование мотивации и развитие личности, просвещение, организация деятельности и общения.

6. Выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации ВП.

Результат в данном случае – базовая культура личности.

Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определённой системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы.

Принципы воспитания –основополагающие идеи, базовые положения, которые выражают основные требования к содержанию и организации воспитательного процесса.

Все принципы воспитания базируются на закономерностях воспитания и реализуются через правила воспитания.

Существует ряд требованийк принципам воспитания:

1) Равнозначность – принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных

2) Комплексность – принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса

3) Обязательность – принципы воспитания – это не совет и не рекомендация. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов снижают эффективность воспитательного процесса

Все принципы воспитания основываются на традиционных классических принципах природосообразности и культуросообразности, а также гуманизма и личностного подхода к воспитанию. Современную систему принципов воспитания составляют:

1) Принцип гуманизма (гуманное отношение, ненасильственное формирование требуемых качеств)

2) Личностного подхода (постоянное изучение индивидуальных особенностей, привычек)

3) Принцип веры в ребёнка

4) Принцип сотрудничества

5) Опоры на положительное (на основе положительного развиваются другие недостаточно сформированные кач-ва)

6) Общественной направленности воспитания (необходимо формировать у уч-ся общественно-ценные мотивы деятельности)

7) Согласованности действий школы, семьи и общественности

8) Уважения к ученику и разумной требовательности к нему

9) Сочетания педагогического управления и детской инициативности

10) Связи с жизнью

11) Воспитания в коллективе и через коллектив

12) Включение личности в значимую деятельность

13) Эстетизация детской жизни (формирование у воспитанника эстетического отношения, вкуса, идеалов)

14) Связи с трудом

Наши рекомендации