Формирование мотивация учения школьников
Мотивация – процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивация основывается на мотивах, они главные движущие силы дидактического процесса. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.
Мотивы бывают: 1) внутренние и внешние; 2) осознанные и неосознанные.3) реальные и мнимые.
В органической связи с мотивами существуют п о т р е б н о с т и. Потребность является источником активности и ее движущей силой. мотив учения может быть определен как опредмеченная потребность. А. Маслоу создана иерархия человеческих потребностей – пирамида индивидуальной мотивации. Мотивация в иерархической структуре потребностей влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты его поведения. (Самовыражение- Оценка себя -социальные контакты –безопасность -физиологические потребности)
Логика и структура мотивации деятельности человека (ПОТРЕБНОСТЬ- ИНТЕРЕС- МОТИВ- ЦЕЛЬ- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- РЕЗУЛЬТАТ)
Существующее многобразие методов стимулирования можно условно подразделить на четыре большие подгруппы:
· Методы эмоционального стимулирования создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив
· Методы развития познавательногоинтереса формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета;
· Методы стимулирования долга и ответственности разъяснения школьникам личностной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроля
· Методы развития творческих способностей и личных качеств стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска
Приёмы стимулирования мотивации: стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию:1) познавательные игры; 2) учебные дискуссии; 3) создание ситуаций занимательности; 4)создание ситуаций успеха, реализация воспитательного потенциала ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний;
Методы стимулирования долга и ответственности:
1) формирование убеждений в сознательной и личностной значимости ученика; 2) предъявление требований; 3) упражнения в выполнении требований; 4)состязательность, поощрение, наказание.
14. Процесс воспитания, его содержание, структура. Принципы воспитания.
Воспитание– процесс целенаправленного формирования личности. Это специально-организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу.
Особенности;
1) процесс целенаправленный;
2) процесс многократный;
3) процесс длительный (результаты не видны);
4) процесс непрерывного взаимодействия воспитателей и учеников, в результате чего вырабатываются устойчивые привычки;
5) процесс комплексный, единство целей и задач, содержания, форм и методов ВП подчинено идее целостности формирования личности;
6) присущи значительная вариантность и неопределённость результатов;
7) двухсторонний характер.
8)многофакторный
Содержание В – система знаний, умений навыков, взглядов, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек, поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным задачам
Структура ПВ состоит из последовательных задач и раскрывается как последовательное их решение. Структура ПВ:
1. Изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.
2. Выявление реального уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, определяющих формирование его личности.
3. Целеполагание, т.е. формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
4. Разработка программы и плана, выбор способов деятельности.
5. Формирование мотивации и развитие личности, просвещение, организация деятельности и общения.
6. Выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации ВП.
Результат в данном случае – базовая культура личности.
Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определённой системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы.
Принципы воспитания –основополагающие идеи, базовые положения, которые выражают основные требования к содержанию и организации воспитательного процесса.
Все принципы воспитания базируются на закономерностях воспитания и реализуются через правила воспитания.
Существует ряд требованийк принципам воспитания:
1) Равнозначность – принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных
2) Комплексность – принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса
3) Обязательность – принципы воспитания – это не совет и не рекомендация. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов снижают эффективность воспитательного процесса
Все принципы воспитания основываются на традиционных классических принципах природосообразности и культуросообразности, а также гуманизма и личностного подхода к воспитанию. Современную систему принципов воспитания составляют:
1) Принцип гуманизма (гуманное отношение, ненасильственное формирование требуемых качеств)
2) Личностного подхода (постоянное изучение индивидуальных особенностей, привычек)
3) Принцип веры в ребёнка
4) Принцип сотрудничества
5) Опоры на положительное (на основе положительного развиваются другие недостаточно сформированные кач-ва)
6) Общественной направленности воспитания (необходимо формировать у уч-ся общественно-ценные мотивы деятельности)
7) Согласованности действий школы, семьи и общественности
8) Уважения к ученику и разумной требовательности к нему
9) Сочетания педагогического управления и детской инициативности
10) Связи с жизнью
11) Воспитания в коллективе и через коллектив
12) Включение личности в значимую деятельность
13) Эстетизация детской жизни (формирование у воспитанника эстетического отношения, вкуса, идеалов)
14) Связи с трудом