Современные тенденции развития образования

Было и есть Новый аспект
Передача новому поколению знаний и опыта. Индивидуальное развитие учащихся, становление, совершенствование.
Подготовка учащихся для будущей жизни. Научение жить «здесь и теперь» не причиняя неудобств другим.
Подготовка для ближайшего будущего, которое является улучшенной копией настоящего. Ориентация в образовании и обучении на объем материала.  
Цель обучения: приобретение знаний.  
Обучение на основе устоявшихся знаний. Обучение на основе критического и логического осмысления конкретных ситуаций.
Продолжение таблицы
  Знания о мире приобретаются в деятельности, имитирующей будущую профессиональную.
Использование в обучении методов репетиции, воспроизведения.  
Знания — в отрыве от жизни, проблем. Ориентация на решение конкретных проблем, стоящих перед обществом, человеком.
Учащиеся принимают цели в готовом виде.  
  Стремление к объективному и своевременному контролю. Каждое учебное заведение уникально (многообразие).
Обособленное функционирование подразделений учебного заведения («каждый за свое»).  
    Гибкость программ.
Преподаватель дан (выбор не практикуется). Возможность выбора преподавателя.
Единичные нововведения сверху.    

План:

1. Терминологическое упражнение.

2. По первому вопросу – коллективное обсуждение.

3. Второй вопрос рассматривается в режиме «микро-преподавание» (см. Приложение 2.10.).

4. По третьему вопросу организуется групповая работа по составлению визуальной наглядности, отражающей основное содержание ведущих характеристик образованного человека на современном этапе.

5. Подводятся итоги выполнения второго задания. При этом сначала проводится обсуждение заполненных таблиц в микро-группах, а затем группа представляет итоговый вариант на пленарное обсуждение.

6. Четвертый вопрос и первое задание рассматриваются в режиме деловой игры «Пресс-конференция», на которой представители разных педагогических изданий обсуждают проблемы и тенденции современного образования.

7. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).

Вариант 2

Вопросы для обсуждения:

1. Причины возникновения образовательных стандартов.

2. Приемы стандартизации образования в России.

3. Государственный образовательный стандарт как определитель содержания образования.

4. Государственный образовательный стандарт как нормативное основание качества подготовленности выпускника учебного заведения.

Задания:

1. Найдите в педагогических изданиях и сравните образовательные стандарты разных стран.

План:

ЗАНЯТИЕ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ И РЕАЛИЗУЕТСЯ СТУДЕНТАМИ В КАЧЕСТВЕ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ. МАКСИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ – ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК.

Литература:

1. Беспалько В. Й. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика.— 1993. —№ 5.

2. Леднев В. С. Содержание образования. – М., 2989.

3. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования . – М., 1993.

4. Реформы образования в современном мире. – М., 1995.

5. Бим-Бад Б. М. Антропологическия основания теории и практики образования // Педагогики. – 1994. — №5

6. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 1994. — №5.

ЗАНЯТИЕ № 5

ТЕМА: СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть особенности основных концепций, типов и видов обучения; ведущие закономерности и принципы процесса обучения.

Внести в педагогический глоссарий: дидактика, мотивы обучения, закон, закономерность, принцип образовательная функция обучения, воспитательная функция обучения, развивающая функция обучения, догматическое обучение, развивающее обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение, обучаемость, обученность, бихевиористическая теория обучения, прагматическая теория обучения, материалистическая теория обучения.

Вариант 1

ФОРМА: итоговый семинар

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте характеристику процесса обучения, как составляющей целостного педагогического процесса.

2. В чем суть основных концепций обучения? Какая из концепций, на Ваш взгляд, наиболее эффективна для преподавания Вашего предмета? Обоснуйте свой ответ.

3. Какие из принципов обучения могут реализоваться только в паре, в диалектическом единстве?

Задания:

1. Нарисуйте символы, обозначающие основные принципы обучения.

2. Вспомните сущность и соотношение понятий «закономерность» и «принцип». Сравните перечень закономерностей и принципов обучения, предложенные разными авторами и попытайтесь предположить причины различных толкований педагогических закономерностей и принципов.

3. Приведите примеры ближних и отдаленных последствий игнорирования учителем педагогических закономерностей и принципов в образовательной практике.

План:

1. Терминологическое упражнение методом взаимоконтроля.

2. Первый вопрос семинара рассматривается в режиме «микро-преподавание» (см. Приложение 2.10.).

3. По второму вопросу организуется обсуждение методом «ответ цепочкой».

4. Презентация символов, обозначающих основные принципы обучения. Обсуждение и выбор лучших вариантов. Работа у доски по графическому изображению пар принципов с аргументированным комментарием.

5. По второму заданию – мини-дискуссия.

6. «Круглый стол» по проблемам игнорирования учителем педагогических закономерностей и принципов в образовательной практике.

7. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).

Вариант 2

ФОРМА: нацеливающий семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность процесса обучения.

2. Виды обучения, практикующиеся в современных школах.

3. Проблема сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения, его особенности на современном этапе.

Задания:

1. Составить конспект одной из работ в педагогической прессе, посвященной проблемам сотрудничества педагогов и учащихся

2. Подготовить три мини-выступления (до 7 минут), позаботившись о качестве выступления (см. Приложение 2.10.)..

План:

1. Погружение в предмет (терминологическое упражнение).

2. Первый вопрос семинара рассматривается методом взаимоопроса в парах.

3. Контроль усвоения второго вопроса (работа в микрогруппах по подготовке (5 минут) к трехминутному ответу в виде рассказа-эстафеты о разных подходах в обучении.

4. Выборочный контроль подготовленных конспектов.

5. Третий вопрос обсуждается в режиме «мини-конференция» по теме «Проблема сотрудничества педагогов и учащихся в процессе обучения».

6. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).

Литература:

1. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

2. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.

3. Махмутов М. И. Современный урок. 2-е изд., — М., 1984.

4. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. Книга для учителя. – М., 1984.

5. Якиманская И. С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика. – 1991. — №4.

6. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. – 1996. — №2.

7. Оконь.В. Введение в общую дидактику. М., 1990, С. 212-236.

Вариант 3.

ФОРМА: семинар-практикум

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы обучения как категория дидактики.

2. Исторический обзор характеристики принципов обучения в работах отечественных дидактов.

3. Реализация дидактических принципов в авторских системах педагогов-мастеров.

4. Факторы, влияющие на реализацию дидактических принципов в образовательной работе школы:

а) учебно-воспитательный процесс как фактор социализации личности школьника в направлении развития ее активности и самостоятельности;

б) личность преподавателя как объективный системообразующий фактор, обеспечивающий функционирование принципов;

в) содержание обучения (учебные планы, программы; организация и методика учебного занятия; формы самостоятельной работы студентов) как фактор, обеспечивающий единство познания и развития объектов обучающего процесса.

Задания:

1. Проанализируйте главы «Принципы обучения» в учебных пособиях, предложенных в списке литературы, по следующей схеме:

· Какова структура главы в разных пособиях?

· Подходы к определению дидактических принципов и их классификации.

· Количественный состав дидактических принципов в каждом из учебных пособий.

· Почему автор пособия остановил свой выбор на этих дидактических принципах?

· Как проявляются закономерности обучения в сочетании различных дидактических принципов в разработке каждого из авторов изученного пособия?

· Выделите проблемы принципов обучения как дидактической категории.

2. По выбору сделайте обобщение 2—3 авторских педагогических теорий: Ш. Амонашвили, Е. Ильина, А. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. Шаталова и других. Выделите в опыте работы педагога-мастера способы реализации существующих дидактических принципов в практике обучения. Выводы оформите в виде рецензии.

План:

1. Погружение в предмет (вопросно-ответное упражнение).

2. Раскрытие второго вопроса производится методом микро-преподавания по предложенной в заданиях схеме.

3. По третьему вопросу семинара производится подготовительная работа в микрогруппах до 5 человек (пять минут) по выбору лучшей рецензии. Затем рецензии представляются на общее обсуждение. Время на выступление — три минуты.

4. Раскрытие четвертого вопроса проводится в виде контринтервью. Группа делится на три подгруппы. Затем каждой подгруппой выбирается один из предложенных факторов и через 2-3- минуты обсуждения в микрогруппах проводится коллективное обсуждение важности того или иного фактора. Группы задают друг другу уточняющие вопросы. Время на выступление каждой группы – 5 минут. Время на обсуждение каждого выступления – 5 минут.

5. Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).

Литература

1. Амоиашвши Ш. Размышление о гуманной педагогике. —М.,1996; Единство цели.—М., 1987; Здравствуйте, дети.—М., 1983.

2. Бабанский Ю. А. Оптимизация процесса обучения: Методические рекомендации.—М., 1982.

3. Баранов С. П. Принципы обучения,— М., 1975.

4. Ильин Е. Н. Путь к ученику. — М., 1988; Рождение урока. — М., 1986; Искусство общения. — М., 1988.

5. Кулагин П. Г. Дидактические принципы в практике обуче­ния // Среднее специальное образование.—1989.— № 2.

6. Макаренко А. С. Педагогическая логика. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Избр. пед. соч.; В 2 т.— М„1977. — Т-1.

7. Педагогический поиск / Под ред. Н. Баженовой. —М., 1988.

8. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей / Сост. А. Е. Дмитриев. — М., 1985.

9. Сухомлинский В. Павлышская средняя школа//Избр. пед. соч.: В 5 т.— Киев, 1980. — Т. 4.

10.Шамова Т. И. Активизация учения школьников. —М., 1982.

11.Ильина Т. А. Педагогика.—М., 1984. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций.—М., 1993.—С. 112-Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. ~ М., 1988. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. —М., 1995. Подласый И. П. Педагогика.— М., 1996.

ЗАНЯТИЕ № 6.

ТЕМА: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Внести с педагогический глоссарий: знание, умение, навык, система, педагогическая система, авторитарная педагогическая система, обучение, учение, преподавание, учебная деятельность, концепция дидактического энциклопедизма, концепция дидактического прагматизма, концепция функционального материализма, парадигмальная концепция, кибернетическая концепция, ассоциативная теория обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, управленческая теория обучения, методы обучения, формы обучения, средства обучения, приемы обучения.

Вариант 1

ЦЕЛЬ: уяснить сущность основных методов обучения.

ФОРМА: итоговый семинар

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность методов обучения.

2. Дайте краткую характеристику современным методам обучения.

3. Какая из классификаций методов обучения кажется на Ваш взгляд наиболее эффективной для выбора методов активизирующих работу учащихся на уроке?

4. «Опорные конспекты» В. Ф. Шаталова – это средство или метод обучения?

5. Чем обусловлен выбор методов обучения?

Задания:

1. Выберите 2-3 метода обучения, наиболее эффективные в преподавании Вашего предмета. Обоснуйте свой выбор, опираясь на феноменологию целеполагания в обучении.

2. Подготовьте три карточки с заданиями по терминологическому аппарату данной темы. Задания могут носить нетрадиционный характер (см. Приложение 2.8.).

План:

1.Терминологическое упражнение по заготовленным карточкам с последующей тройной взаимооценкой.

2.Первый вопрос рассматривается методом взаимоопроса в микрогруппах до трех человек.

3.Второй вопрос – ответ четверкой.

4.По третьему вопросу семинара проводится контринтервью в режиме «круглый стол».

5.По четвертому вопросу – письменный опрос с последующим выборочным контролем.

6.По пятому вопросу составляются групповые проекты графической наглядности «Выбор методов обучения» с последующей презентацией проектов и их обсуждением.

7.Коллективный анализ занятия (см. Приложение 2.2.).

Вариант 2

ЦЕЛЬ: расширение представлений о структуре и содержании одной из форм методической работы преподавателя школы. Закрепление аналитических умений в конкретной педагогической деятельности. Развитие стремления к поиску новых способов работы. Повышение уровня мотивации профессиональной деятельности педагога, перевод мыслительных операций на уровень эмоционально-оценочного отношения к происходящему. Определение статусно-ролевых отношений между учителями.

ФОРМА: деловая игра «Заседание методического объединения преподавателей по проблемам оптимального выбора методов обучения на уроках».

Эпиграф к игре: «…Учитель должен явиться художником; должен переработать метод, сделать его своим достоянием и орудием и уметь бесконечно видоизменять его» (П. Ф. Каптерев «О свойствах учителя»).

Подготовительный этап:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме.

2. Обобщение опыта работы по материалам периодической печати: журналы «Народное образование», «Народное образование», «Педагогика».

Правила. Представив себя в роли учителя, нужно;

— уметь выслушать выступления своего оппонента;

— не переносить личное на процесс обсуждения выступлений;

— доказывать свою позицию с помощью весомых аргументов;

— найти позитивные моменты в наблюдаемых фрагментах уроков.

Участники игры.

— председатель МО;

— члены МО;

— гости — учителя, работающие в данной школе;

— группа экспертов из областного отдела народного образованию.

Наши рекомендации