Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста
.( Козлова, Жуковская, Виноградова, Суслова, соврем РБ- Никонова, Горностай
( сказка как ср-во)Пер-д д/в наиб. благопр. для основ нац. самосозн-я, т.к.для Д. характерны безграничн. доверч-сть ко взрос,
стремл-е повтор. их дейст-я, эмоц. доброжелат-сть, интерес к окруж, искрен-ть чув-в.С дет-ва ч-к должен гордится своей нац. принадлежн., люб. свою родину, знать свой яз., увлек-ся культ-й, историей народа.Задачи патриот. в.: 1)восп-е интереса и эмоц. +отнош. к окруж. миру, любви к родн и близ, к прир, род краю, интерес к обыч и традиц. св народа.2) формир-е сист-мы знаний о родн крае, желан их углублять, знание яз св. нар. 3) вовлечение д. в практ. д-сть по использ получен. знаний, обогащ. опыта, формир. стремление приносить пользу людям. Знания: природовед. сведения-особенн-сти род. края, климат, прир, эколог. знания, природоохран. д-сть; сведения о жизни бел. народа- жизнь и труд родн, особен. одежды, быта, искус-ва и культуры, влад. яз; свед-я из истории семьи и отчизны- своя родослов, знаменит люди, памят места, здания; сведения социал. х-ра- назв, города, его знамен. мест, название столицы, республики, символы. Навыки и умения: проявлять заботу о родн, о младш, ровесниках, др, добросове вып. свои обязан, приним участ в общ-направлен. д-сти, береж относ-ся к рез-там труда, к имущ, прир. Чувства: эмоц. отзыв. Направления в работе: обогащ. знаниями о род. крае, разв. интереса и эмоц. положит отношен. к окруж., поощрение детей к использ. получ. знаний в творческ., игров, изобразит. д-сти, орган-ция обществ. полезного труда. Осн. формы ознакомл. с род. краем явл. игры-з-тия, комплекс. з-тия, экскурсии, целев. прогулки, утренники, праздники.(гл. не то чтобы дети усвоили точн. сведен, а вызвать + чув-ва. В д/с детей знак. с ближ. окруж. р-ка, родн. город, республика, история род. края, традиции, культура. Метод. приемы: интересн. начало, игр. приемы, ?, создан. проблемн. ситуаций, личн. опыт детей, загадки, послов, использ. продуктов дет. д-сти,практ. упраж-я ( корм птиц, уборка тер, украшен. участка, разуч. стихов) пр-тов быта, зодчества. Сред-ва в.: бел. фольклор, гос.символика, бел.орнамент, нац. одежда, род. природа, род. язык, традиции, худ.лит-ра, альбомы, дидакт. игры «Игра-путешествие», викторины, с-р.игры. «Экскурсовод», через изо, труд.д-сть. Джумусова- отношен. детей зав. от отнош. взр. как часть патр. В.-уваж. к др. национ-ям.
52. Модели обучения детей в д/у- это способ орг-ции обуч-я, кот. осущ. в определ. порядке и режиме.Обуч-е представл. собой взаимодейсв-е 2-х сторон- обучающего и обучаемых.Стиль взаимод-вия м.б. авторитарн, демократ, либеральн.В завис. от стиля формир-ся модель обуч-я.При авторитар- учебно-дисциплинарн. Модель., при демократ- личностно-ориентирован. м-ль. модели отл. Разл. целями, содержа-ем, м-дами об. Учеб-дисциплинарн(х-но цель-вооружение ЗУН, рез-ты оценив-сь по объему знаний, чем >вложили в р-ка, тем успешнее обуч, опроа на средн. уч-ка, авторитарность, формализм.Не обращ. вниман. на такие фак-ры как усилия р-ка, старания, мотивы учен-я, отношен-е к учен.,в кот. скрыв-ся возможн-сти д. Содерж-е, м-ды и формы об- были единообразны, обуч-е велось по единым прог-мам, учеб. планам, учебникам. «Не можешь- научим, не хочешь-заставим»- девиз., рапр. М-ды: объяснение, монолог уч-ля, д-сть д.- по образцу, чтобы застав. р-ка уч-ся примен. запреты, нотации, наказ, а род-ли- «принимали меры» воздейств-я на него. П-ги-новаторы в 1986г. в «Учит. газете» ст.- надо работать по-нов.(Амонашвили, Лысенкова, Караковский, Шаталов, Волков, Ильин)). Их идеи опир. на лучш. идеях прошл( Ушинск, Толст, Шацк, Блонск, Макаренко, Сухомлинск).Новаторы разраб. нов. м-ль об, в основе кот.-личностно-ориентированвзаимод-вие п-га и р-ка. Цель- разв. интлек, дух, физ, способн, интересов, мотивов, т.е. обретение р-ком своей индивидуальн-сти.Направления: гуман-личн. подход, уч-к –как S обуч-я; акивизир-развив. комплекс, главн. орган-вать д., вовлечь в проц-с об, чтобы р-к почувсв. радость творч-ва, свой рост. М-ды: переход от объяснения к пониманию, от монолога- к диалогу, от контоля – ксаморазв-ю, от упрвлен-я к самоуправл-ю. Обуч-е стало совмест. д-стью, сотрудич-во п-га и д., где п-г- помощник, советчик, друг.Мн. зав. от уч-ля, от его профур-ня, подгот-кти, от личност. кач-в. Типы об-ния: прямое, проблемное, опосредованное.Нетрадиционные формы обуч-я: КВН, блиц-игра, «клуб знатоков», «что, где ,когда», з-тия в центрах активности( предполаг. инд. подход, дает возможность выбора, дети приглаш в круг, знак. с новым мат-лом, даются задания на закреп знаний по центрам: ц.искусства, ц. сенсорики, ц. грамотности- дид. игры, мат-ка, разв. речи. , ц.воды и песка, экспериментирование, ц. конструирования., ц.драмат-ции предлаг. На выбор 2-3 центра. Небходима помощь род. или др. в-ля. Л.Галкина, С.Бабылева- предлаг. нетрад. форму пров. з-тий по фэмп- практические з-тия, где нет трад. показа, объяснен, закрепл. мат-ла, дети распред. по подгруп. М-ды об.: 1-наглядные- наблюдение( знания о св-вах, кач-вах пред-тов, явлений, за измен. объектов, рост и разв. растен;; демонстрация( показ п-тов- рассм. кукол, мебели, посуды, показ образца, показ способа действия, , исп. ТСО. 2-словесные: объяснение -прим. в наблюдении, рассматр. п-тов, картин, в ходе упражнений), рассказ, чтение, беседа- 3- практич. и игровые- упражн-е( в реч, в действиях), игра( игры с дидакт. игрушками), элем. опыты, моделирование- предметное, предмет-схематич, графическая.