Тема №1. Учись смотреть, видеть и выражать. (15 часов)
1. Экскурсия №1. Наблюдение действительности. Цель: Заметить особенности растений школьного двора. Посмотреть на школьный двор «глазами» цветов и деревьев. Подготовить творческий отчет.
2. О чем мечтают цветы. Антуан Де Сент-Экзюпери «Маленький Принц». Отношения между Маленьким Принцем и Розой. Демонстрация фотографий цветов, выполненных аппаратом Кирлиан.
3. Учись у природы. Сказка «Розовый куст». Стойкость растений в борьбе с окружающей средой - пример для человека в преодолении трудностей.
4. Мы в ответе за тех, кого приручили. История Маленького Принца и Лиса. Наше отношение к домашним животным и комнатным растениям. Практическая работа №1. Наблюдение за домашними животными и комнатными растениями. Цель: Развивать наблюдательность, приобретать навыки письменной речи, ведения дневниковых записей.
5. Старые игрушки. Рассказ по сюжетным картинкам. «Мама выбросила старые игрушки». Практическая работа №2. Моя любимая игрушка. Цель: Развивать устную и письменную речь, умение выражать свои чувства вербально.
6. Экскурсия №2. Посещение Выставочного зала Краеведческого музея. Экспозиции «Живопись Артемовских Художников». Цель: Отметить особенности изображения уголков природы и настроения в картинах. Объяснить, что такое художественный образ и как его передает художник.
7. Экскурсия №3 Парк осенью. Цель: Ознакомление с осенними явлениями в жизни природы, развивать наблюдательность, умение выражать свои чувства словами. Пять минут высокой поэзии. А.Блок, К.Бальмонт, С.Есенин.
8. Любовь. Легенда о двух половинках. Отрывок из повести А.Толстого «Детство Никиты» отношения между Никитой и Лилей.
9. Девочки и мальчики. Юноши и девушки, мужчины и женщины. Английская песенка «Из чего только сделаны девочки…».
10. Причина ссор и конфликтов. Как их преодолевать. Стихотворение Э.Мошковской «Море с небом». Легенда о двух мудрецах.
11. Практическая работа №3 Вы пришли в гости. Цель: В ходе ролевой игры уяснить правила поведения за столом, в гостях, особенности отношений между девочками и мальчиками.
12. Почему мы разные. Понятие о темпераменте и характере человека. Практическая работа №4. Определение типа темперамента. Цель: Определить свой тип темперамента.
13. Мой характер. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома». Практическая работа№5. Выработка рекомендаций по воспитанию характера.
14. Милосердие. Помни о тех, кто тебя окружает. Рассказ Сельмы Лагерлеф «Святая ночь».
15 Практическая работа№6. Рождественское письмо родным. Цель: Развивать умение выражать свои чувства письменной речью.
Тема №2 Как стать героем (21 час).
- 1.Герой и героизм. Демонстрация картин В.М.Васнецова и Н.К.Рериха. Описание картины Н.К.Рериха «Звезда героя».
- 2.Гарри Поттер- герой? Анализ поступков героя книги «Гарри Поттер».
3. 3.Русские богатыри, кто они? Демонстрация картин В.М.Васнецова «Три богатыря», «На распутье».
- 4.Илья Муромец - реальное историческое лицо. Былина «Илья Муромец».
5. 5.Владимир Ясное Солнышко. Демонстрация фотографий памятника Владимиру. Фрагментов росписи В.М.Васнецовым Владимирского собора.
- 6.Ярослав Мудрый - строитель Софии Киевской. Жизнь и просветительская деятельность. Демонстрация фотографий Софии Киевской, репродукции картины Н.К.Рериха «Ярослав Мудрый».
- Жизнь и ратный подвиг Александра Невского. Демонстрация репродукции картины Н.К.Рериха «Ярослав Мудрый».
- Сергий Радонежский – земной Ангел и небесный Человек. Демонстрация репродукций С.Нестерова «Святой Варфоломей» и Н. Рериха из серии «Санта».
- Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и монахи – воины. Русская дружина на Куликовом Поле.
- Тайна Троицы Андрея Рублева. Демонстрация иконы Троица. Практическая работа№6. Мой дневник. Цель: Умение выражать свое отношение к произведениям искусства в письменной форме.
- Иконопись. Экскурсия№ 4 Посещение Выставки икон в Выставочном зале Краеведческого музея.
- Монашество и подвижничество. Житие Иоанна Затворника. (Святогорская обитель).
- Экскурсия №5 Святогорская обитель. Знакомство с архитектурным комплексом.
- Экскурсия №6 Святогорская обитель. Знакомство с особенностями посещения культовых сооружений.
- Экскурсия№7Святогорская обитель. Соборность, паломничество, служба, молитва.
- Люди на войне. Великая Отечественная война. Героизм и подвиги на войне.
- Военные песни Владимира Высоцкого.
- Практическая работа№ 7. Мой семейный альбом. Цель: Подготовить письменный рассказ о родственниках, участниках Великой Отечественной войны.
- Экскурсия№8.Посещение г. Краснодона экспозиции, посвященной молодогвардейцам.
20. Экскурсия №9. Жизнь и борьба «Молодой Гвардии».
21. Поделись своим мнением. Итоги поездки в г.Краснодон.
Учащиеся должны знать: Понятия: подвиг, героизм, милосердие, подвижничество, патриотизм. Примеры подвижничества и героизма из истории своего народа. Картины художников В.Васнецова, Н.Рериха, С.Нестерова, посвященные теме героизма и подвижничества. Трудности при воспитании характера, особенности различных видов темперамента. Различия в мировосприятии девочек и мальчиков, внутриличностные причины ссор и конфликтов. Влияние наблюдения природы на психическое здоровье человека.
Учащиеся должны уметь: Наблюдать явления природы и вести дневниковые записи. Рассматривать произведения искусства и делать вывод о художественном образе, его влиянии на зрителя. Правильно вести себя в гостях, при посещении культурных памятников и культовых сооружений, на природе. Выражать свои мысли, чувства в виде дневниковых записей и вербально. Проявлять терпимость к чужому мнению, занимая при этом свою определенную позицию. Доказывать силу духа своего народа, опираясь на конкретные исторические образы.