Образование как система. Каждый отдельный человек должник
...Каждый отдельный человек должник
общества за свое умственное развитое
Н.Г. Чернышевский
Система образования — одна из социальных подсистем общества. Она входит в общественную структуру как социальный институт, ее функционирование обусловлено взаимосвязями с другими духовными и материальными элементами социальной структуры. В истории развития образовательных систем можно выделить несколько этапов, в основу которых положены разные основополагающие принципы. Господствующий многие века принцип «природосообразности», сформулированный Я.В. Коменским, означал соблюдение установки идти «по стопам природы». Обучающийся рассматривался прежде всего как часть природы — индивид и в процессе своего преобразования должен таковым оставаться, развиваться, не нарушая природные закономерности.
По мере роста организованности социума со своей важнейшей ценностью — культурой — все значимее становится принцип «культуросообразности», сформулированный Дистервегом. Система образования согласно этому принципу выполняет свое главное предназначение, если приобщает к культуре (в самом широком смысле) каждое новое поколение. Она ориентирована в своих функциях на освоение достижений культуры и их пополнение. Культура рассматривается в контексте ценностей духовных и материальных, принадлежащих социуму, каждому его элементу, каждой социальной структуре. В связи с этим можно говорить о культуре отдельной личности, семьи, группы, организации, общности (профессиональной, территориальной, национальной), общества, сообщества. Отдельная личность как элемент социума входит в разнообразные социоструктуры, приобщаясь к их культуре. Интегрально соединяясь, они образуют неповторимую «мозаику», которая свойственна только данной личности, хотя и содержит многие элементы, усвоенные и другими людьми.
Каждое общество по-разному относится к приобщению к мировой культуре. Есть общества более закрытые, они берегут свои традиции от «тлетворного» влияния, не поощряют подражания другим нормам поведения. Есть общества более открытые для культурного обмена и вместе с тем идут на него выборочно, стараясь приобщаться к более высоким культурным нормам поведения, общения, к более высоким достижениям литературы, искусства, науки, политики, морали и т.д.
Культура общества, проявляющаяся в способах мышления, общения, рефлексии, в поведении и деятельности, является культурной средой для общностей. Любая территориальная общность, имея свои специфические культурные особенности, погружена в атмосферу культуры общества, в «рассол» ее ценностей и вольно или невольно впитывает их, даже при определенном сопротивлении отдельных людей. Культуры Запада и Востока, Севера и Юга отличаются, человек, попавший из одной культуры в другую, испытывает трудности адаптации. Привыкание, приспособление иногда оказывается невозможным, непосильным. Профессиональная общность также имеет свои традиции, правила, порядки, передаваемые десятилетиями, а иногда и веками. Зачастую отринутое старое возвращается как новое («хорошо забытое старое»), используется в новых условиях, изменяется,- сохраняя свою сущность.
Национальная общность представляет собственную национальную культуру, которая воспринимается как ценность, но вряд ли замыкается на собственных национальных ценностях. Вступая в общение с другими национальными общностями, познает их культуру, обогащает свою.
Каждый отдельный человек несет в себе национальную культуру либо на природном, генетическом уровне как национальную особенность, либо еще и на социальном как традиции общественной жизни.
Каждая организация находится на какой-то территории, причас-тна к профессиональной общности, а зачастую и к национальной, и,, стало быть, погружена в их культуру, правила, порядки, под воздействием которых складывается и культура организации, как принято сейчас говорить корпоративная культура. Приверженность отдельной личности к корпоративной культуре не столь устойчива и зависит от времени пребывания в этой организации, от намерений сотрудника в отношении этого времени, от его закрытости и открытости, от жесткости внутренних установок в организации. Влияют на культуру отдельной личности и ее причастность к группам, в которых происходит трудовое общение или проведение свободного времени. Здесь тоже свои правила и порядки, которые надо либо признавать, либо противостоять, противоречить им, конфликтовать.
Наиболее сильное влияние на внутренний образ каждого оказывает семья, где человек ведет себя естественно, в большей степени природосообразно, чем культуросообразно. Именно их соотношением определяется культура семьи, тот или иной ее тип.
Таким образом, любой человек — носитель, субъект множества культур, ценностей социосистем и подсистем. И в этом смысле он всегда культурный. Вместе с тем традиционно сложилось определение культурности по причастности к культуре более высокого уровня: общества, мировой культуры, по незамкнутости на национальную культуру. При этом замкнутость всегда определяют как ограниченность, неспособность выйти за узкие границы культуры нации, территории, профессии. Общекультурной подготовке в современном образовании уделяют большое внимание. Стремление к мировой культуре предполагает глобальное мышление, владение средствами глобальных коммуникаций, осознание своего планетарного предназначения.
В этой связи современная система образования находится в особом состоянии, когда первоосновой является сочетание принципов природосообразности и культуросообразности, их взаимодополнение, что возможно при высоком уровне самосознания, разумности, направленной на внутреннюю и внешнюю гармонию. Принцип разумосообразности становится главным требованием, способным примирить и сохранить как ценности природы, так и ценности культуры, сохранить человека и человечество. Именно этот принцип декларируют призывы «От культуры войны к культуре мира», «От конкуренции к кооперации», «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» и т.п. Образование сегодня — это приобщение к разумности, овладение гуманистическим взглядом на мир, демократическими способами общения. Система образования, признав этот принцип, овладевает инновационной парадигмой, извлекающей внутренний потенциал разумности в образовательных процессах, которые, изменяя человека, обеспечивают как результат и как средство дальнейшего его изменения — осознанность.
В начале века в России «образованный» и «культурный» были синонимами. То и другое определение предполагали широту интересов, эрудицию, высокий интеллектуальный уровень, терпимость и способность понять другого. Со временем понятие «образованный» сузилось и не дотягивает теперь до статуса «человек культурный». Чрезмерная социализация как главная специфика преобразования образования в XX в. нарушила внутреннюю гармонию субъекта образования, саму субъектность. Авторитарность, господствующая в обществе, перекочевала в образовательные модели, подавляя в каждом субъекте человека и индивида в угоду личности.
Осознание этого факта пришло и сформулировано как проблема гуманизации (недостаточность человеческого) и как проблема экологической культуры (недостаточность заботы о здоровье индивида). Системе образования, громадной и громоздкой, придется овладевать новой парадигмой, чтобы спасти общество, если общество успеет спасти систему образования.
Систему образования можно рассматривать структурно по разным основаниям.
• По культурному основанию: семейное образование, образование в группах, организациях, регионе, стране, мире.
• По возрастному основанию: дошкольное, школьное (начальное, неполное среднее, среднее), высшее, образование взрослых (повышение квалификации, переподготовка и другие виды дополнительного образования).
• По уровню образования: общее среднее образование, профессиональное: начальное, среднее, высшее, аспирантура, докторантура; последипломное образование.
• По характеру организации и финансирования: частные школы, негосударственные вузы, государственные учебные заведения, муниципальные учебные заведения, церковные школы.
• По отраслевому признаку: сельскохозяйственное (школы, техникумы, вузы и т.д.), военное, медицинское, педагогическое и т.д. образование.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие жизнедеятельности.
2. Роль образования в жизнедеятельности.
3. Как реализуются функции образования в процессе Вашего образования в вузе?
4. Культура и образование.
5. Образование и общество.
Контрольные вопросы
1. Структура жизнедеятельности как жизнь (естественное), деятельность и их осознание в образовательных процессах как системы.
2. Социальная значимость образования.
3. Функции образования: выращивание естественного (потребности, нормы, способности), приобщение к культуре (в том числе профессиональной), подготовка к деятельности.
4. Понятие культуры как ценностей, которые накопили, берегут и стараются пополнить общество, общности (территориальные, профессиональные, национальные), коллективы, семьи и другие социальные формирования. Понятие субкультуры.
5. Культура духовная и материальная, их единство и целостность в образовательных процессах.
Упражнения
1. Постарайтесь почаще отвечать себе на вопросы «для чего мне образование?», «что я приобретаю для себя в вузе (кроме диплома)»?
2. Выделите определенные этапы в процессе Вашего образования в вузе: учебный год, семестр, месяц, день, занятие. Оценивайте собственное приращение (усвоенная новая информация, новые способности, новые интересы).
Опорные конспекты
1. Жизнедеятельность как система
Е — естественное; О — образовательное;
Д — деятельностное.
2. Функции образования по связям:
(Е) « МО) — выращивание естественного (П, Н, Сп)
(ОХ « МЮ — окультуривание элементов сознания (Ц, С, М)
(О) « МД) — подготовка к деятельности (СО, Кр, СД)
3. Структура жизнедеятельности
Глава 11
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА