Субъект образования: «био» — «социо» — «дух»

Педагогическая позиция преподавателя исходит прежде всего из собственного воззрения на мир (мировоззрения), из понимания взаимодействия с ним. Окружающий нас мир отличается целостностью и гармонией (там, где «человек разумный» ее не разрушил). Мы называем его природой, к которой причастны (часть ее), ибо рождены ею, имеем род, родителей, родину. И отсюда наша позиция — индивид и право на индивидуальность, на то, что от природы: пол, возраст, темперамент и прочие биологические детерминации, создающие наш вид. Родители дали нам жизнь и любят нас, рожденных ими, и мы в неоплатном долгу за это и платим любовью. Рожденные одними родителями — братья, они любят друг друга. А если шире — мы все — дети Природы, и естественно, что всех должно объединять братство. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе с позиций индивид — индивид предполагает соответствие критерию — любовь к природе (в данном контексте ко всему окружающему, в том числе и к другому индивиду — маленькому или большому, высокому или невысокому, худому или полному, шустрому или медлительному и т.д., такому, каким его создала природа). Именно здесь преподаватель задает нормы отношений между старшим и младшим, между женщиной и мужчиной (или мальчиком) между мужчиной и женщиной (или девочкой), утверждает как норму неодинаковость и как достоинство — индивидуальность.

Субъекту образования свойственны социальные детерминации. Объединяясь, люди образуют группы, коллективы, общности (национальные, территориальные, профессиональные), общества, сообщества. Это тоже окружающий нас мир. Часть его — социум, в котором взаимодействие есть обмен некоторым совокупным «продуктом» (эмоциональным, интеллектуальным, материальным) одного и другого действия, в котором критерий — равнозначность обмена. От каждого в социуме что-то зависит. Каждый важен, и тогда есть уважение, и тогда каждый имеет свое лицо, и тогда есть личность. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе с позиций личность — личность предполагает соответствие критерию совесть. Можно свято относиться к этому понятию и бояться прикоснуться к нему всуе, а можно взять на себя труд и расчистить его, чтобы оно засветилось и освещало наши маленькие конкретные действия. Парадигма поведения — «не только потребляю, но и произвожу качественный продукт, пригодный для другого», лишает преподавателя права иметь низкую квалификацию, разрушающую ценность качества. Некачественный труд создает некачественный продукт, который предлагается другому. А где тогда совесть? Можно иметь о ней знания, сформировать убеждение, но главное — пользоваться этой категорией в действии и преподавателю, в первую очередь, и обучающимся. Категория совести усваивается в педагогическом процессе и как критерий взаимодействия личности и общества: со стороны личности — высокий профессионализм, со стороны общества — адекватная его оценка. Именно здесь преподаватель задает норму социальных позиций и ценностей. Человек — особый индивид. Он наделен разумом, сознанием, стержень которого, по определению Л.Н. Толстого, — дух. В этом его причастность к Вселенскому разуму, Духу. И это тоже окружающий нас мир — духовное пространство, которое над материальным. Каждый в нем (а оно в нас) настолько, насколько мы можем подняться над обыденным (быт, бытие), воспарить в ощущении «свободы, творчества, любви» (НА. Бердяев). Усеченное представление о субъекге образования как о биосоциальной системе держит нас в состоянии беспокойства (проблемы, конфликта) по поводу отсутствия целостности, гармонии с окружающим миром. Не потому ли так многочисленны конференции и симпозиумы по проблемам гуманизации (очеловечивания) образования, творчества (невозможного без свободы в духе), духовности (как способности творить добро и красоту)? Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе с позиций человек — человек предполагает соответствие критерию разума как канала взаимодействия с духовным пространством. Если это учитывать и считать своей профессиональной позицией, преподаватель всегда найдет возможность для взаимодействия в духовном пространстве, создаст условия для проявления в действии добра и красоты. Разве не наш профессиональный долг обеспечить понимание, что свобода не в отношениях с Природой, не в отношениях с Социумом, а в Духе, в разумности, в выборе предпочтений? И не только на уровне понимания, но и на уровне действия, многократного упражнения в проявлении позиций: человек свободный, человек — творец, человек любящий, человек разумный.

Сочетание позиций «индивид — личность — человек» в педагогическом взаимодействии и обусловливает ценности, технологии, результат. Приобретенное в педагогическом процессе понимание целостности собственной позиции «индивид — личность — человек» послужит основой для выбора ценностей и предпочтений в любой ситуации. В одной — приходится быть в большей степени индивидом (мужчина, старый, больной, медлительный и т.д.), в другой — личностью (профессионал, должностное лицо, гражданин и т.д.), в третьей — просто человеком. Но как часто женщину не удовлетворяет быть только женой, деловой женщине хочется побыть просто женщиной, для руководителя (личности) недостаточно быть только хорошим человеком. Упражнения в понимании собственной позиции и ее целостности пригодятся будущему специалисту.

Сознание: потребности — нормы — способности. Педагогическая позиция преподавателя проявляется как его сознание (осознание собственного жизненного опыта): система потребностей, система норм, система способностей, их взаимосвязи и регуляция. Отношения субъект — субъект в педагогическом процессе предполагают взаимодействие (действие — действие) носителей сознания, его изменение через связи внутренние и внешние. Внешнее воздействие на сознание состоит из воздействия на потребности, нормы, способности. Система потребностей — это наши «хочу», это нужда в чем-либо, ощущение недостаточности. Система норм — это наши представления о том, что «должно быть», «надо», «нельзя», устоявшиеся, но подверженные изменениям. Система способностей — это наши «могу», проявляемые в результате нашей деятельности. У каждого они индивидуальны, как отпечатки пальцев, только «отпечатываются» на наших мыслях, словах, действиях, поступках. Системное, т.е. упорядоченное, представление о потребностях предполагает их деление на взаимосвязанные элементы по тому или иному основанию. Например, их можно поделить на духовные и материальные. Признание ценности первых позволяет подняться над обыденным, ощутить свободу, творчество, любовь; преувеличение ценности вторых затягивает в болото бытия, быта, суеты, рвачества. Преодоление этого несоответствия — в стремлении к их разумному сочетанию.

Самое ценное, что общество передает последующим поколениям — культура, социокультурные нормы, которыми овладевает каждый член общества в разной степени. Нормы можно классифицировать как внутренние (свои) и внешние (чужие), как политические, правовые, моральные и т.д. (по формам общественного сознания). Они и составляют культуру политическую, правовую, нравственную и т.д.

Из всех способностей, проявляемых в способах деятельности, выделим инвариант: производить мысль, слово, движение (мысль оформленную — способности мыслетехнические, слово понятное — способности коммуникативные, движение осознанное — способности рефлексивные).

Следуя системному принципу, не забудем о многочисленных связях между элементами: взаимозависимость, взаимообусловленность, взаимодействие и т.д. Выделим особо связь «соответствие — несоответствие» как наиболее интересную, значимую, чувствительную, постоянно меняющуюся. Можно выделить несколько особых состояний этих связей. Полное соответствие — это, наверное, и есть состояние гармонии, во всяком случае, ее необходимое условие. Нормально и естественно несоответствие, которое, если не уследить, развивается до противоречия (тогда-то мы и ощущаем проблему — особое психическое состояние, напряжение, которое усиливается, если несоответствие не поубавить, если проблему не разрешить). Дальнейшая динамика несоответствия: конфликт — столкновение — катастрофа. Если бы все наши действия были глубоко осознанными не «после», а «до» их совершения, наверное, мы предотвратили бы немало бед, избавили от многих неприятностей себя и других, оправдав свое название «человек разумный». Тогда ноосфера была бы столь же правомочной, как атмосфера. Человек выделен из окружающей природы, чтобы поддерживать гармонию, а не разрушать ее. Может быть, организуя свое бытие, мы мало занимаемся организацией собственного сознания? Проблемы, конфликты по небу не летают и на деревьях не растут. Они рождаются в сознании, там и должны разрешаться. Мы пришли к простому выводу по поводу предотвращения конфликтов и разрешения проблем — урегулируй, приведи в соответствие потребности, нормы, способности. Регулировать означает что-то уменьшить, что-то увеличить, от чего-то избавиться, что-то приобрести в собственном сознании. Это и есть саморегуляция.

Жизнедеятельность: естественное — образовательное — деятельностное. Способ существования субъектов — жизнедеятельность — можно определить как жизнь и деятельность. Наша жизнь, наш опыт формирует сознание, обусловливая его состояние. Взаимодействие с окружающим миром воздействует на сознание, изменяя его образ, — происходит образовательный процесс. Совершаемые действия составляют деятельность, характер которой определяется сознанием, а результат обеспечивает жизнь (жизнеобеспечение). Осознание жизнедеятельности позволяет выявить начала: естественное (в основе — потребности); образовательное (как формирование норм), действенное (как проявление способностей). Эти элементы — начала жизнедеятельности взаимосвязаны между собой. Изучение внутренних взаимосвязей позволяет выделить функции образовательного начала в жизнедеятельности субъекта с императивами в пространствах: расти — выращивать естественное (получать приращение к естественному состоянию потребностей, норм, способностей); оформлять естественное — управлять потребностями (воспитание), присваивать новые нормы (обучение), наращивать способности (развитие); образовывать себя — потребности оформлять в цели; к собственным внутренним нормам добавлять новое содержание, овладевать методами, развивая способности; готовить себя к деятельности — соотносить собственные цели, усвоенное содержание и освоенные методы с целями, содержанием, методами деятельности, адаптироваться к ней; действовать — самоопределяться (принимать решение и брать на себя ответственность), владеть критериями и способами деятельности.

Образование: воспитание — обучение — развитие. Долгие годы профессиональная школа образование отождествляла с обучением, в котором преуспела, но при этом проглядела воспитание (управление потребностями) и развитие (выращивание способностей), превратив их в сервисные процессы. Поправить это положение может только высокий профессионализм преподавателя, его педагогическая подготовка, которая позволила бы преподавателю правильно самоопределяться (и упражнять в этом обучаемых), каждое действие соизмерять с критериями педагогического процесса, владеть профессиональными способами деятельности — педагогическими технологиями, прививая обучаемым уважение к технологиям в профессиональной деятельности.

Если преподаватель признает функции образовательного начала в жизнедеятельности своими профессиональными функциями, а педагогический процесс — специально организованным образовательным процессом, то его профессиональный долг обеспечивать целостность образования как единство процессов воспитания, обучения и развития. При всей видимой простоте и очевидности данной позиции на практике это не всем удается, в теории — не всеми признается. Воздействие на сознание в педагогическом процессе не всегда соразмерно; не всем трем составляющим придается значение, что повсеместно наблюдается в учебных процессах и имеет определенные характеристики в современном педагогическом сообществе. Так, если:

• преувеличено воздействие на нормы — развивается догматизм в сознании, командный стиль взаимодействия (авторитарная педагогика, педагогика «красного карандаша» и т.п.);

• преувеличена ориентация на учет потребностей (в ущерб нормам и способностям) — порождается неуважение к порядку, организованности («педагогика ненасилия», «педагогика человека» и т.п.);

• осуществляется воздействие на развитие способностей («все могу») — имеет место педагогика творчества. Она дает замечательные результаты, когда не приводит к отрицанию норм, «изобретению колеса», вседозволенности. Любое преувеличение, нарушая чувство меры, чревато недостатком как продолжением достоинства. Вот почему каждое педагогическое взаимодействие должно быть осознанным действием и со стороны преподавателя и со стороны обучающихся, т.е. обеспечивать воздействие на потребности, нормы и способности. Для обеспечения целостности образования (воспитания, обучения, развития), устранения перекосов и появляются новации, которые — всего лишь стремление к норме, т.е. к соразмерности воздействия на потребности, нормы и способности, стремление к гармонии в сознании.

Наши рекомендации