Понимание функций современного
Образования
Образование - это умение действовать
в любых житейских ситуациях
Джон Хиттен
Занимаясь профессионально вопросами методологии преподавательской деятельности в высшей школе, в ходе многолетних научных исследований современных педагогических парадигм, разработав авторский курс «Инновационные педагогические модели и технологии в высшей школе», я провела более сотни проблемных организационно-деятельностных семинаров с профессорами, заведующими кафедрами, деканами, проректорами, членами ученых советов. Около двух тысяч человек, участвовавших в недельных (72 часа) семинарах в погружении (не отвлекаясь на другие дела), критически переосмысливали свой собственный опыт, соотнося его с предложенным систематизированным курсом, включающим вопросы: педагогическая позиция преподавателя вуза; технология целеполагания в образовании и самоопределения в деятельности; технология модульного структурирования содержания образования и критериев в деятельности; организационно-деятельностная основа методов в образовании и технология решения проблем в способах деятельности; результативность в образовании и деятельности; педагогическая рефлексия и рефлексивные способности специалиста. Подвергнутый многократному критическому восприятию столь высоко интеллектуальной аудиторией инновационный курс педагогики высшей школы позволил сформулировать некоторые ответы на остро поставленные практикой высшего образования вопросы, которые следует решать доказательно, теоремно, следуя совету: «Отыщи всему начало и ты многое поймешь». А начало в предназначении, в ответе на вопрос о функциях образования в жизнедеятельности каждого и общества в целом. Так каково его предназначение?
Можно составить целый перечень общепринятых ответов на данный вопрос. Их банальность не вызывает желания воспроизводить известное, а декларативность не убеждает. Хочется здравого смысла и логики.
Производное от слова «образ», дополненное протяженностью — «образовывайте», «образование», можно трактовать как изменение образа, внутреннего, связанного с внешним — мыслью, словом, движением. Оттолкнемся от аксиомы: каждый из нас сочетает в себе идеальное и реальное, духовное и материальное, сознание и бытие в их неразрывном взаимопроникновении. Континуум материального и духовного, провозглашенный синергетикой, в отличие от их противоположности отвергает надуманное деление мировоззрений на идеалистическое и материалистическое. Признание равной значимости духовного и материального приближает внутреннее состояние к гармонии, а их непрерывное проникновение позволяет распространить закономерности материального на духовное и духовного на материальное. Если материя — плотный дух, а дух — тонкая материя, как утверждает современная биоэнергоинформатика, то степень их проникновения есть осознание реального и реализация осознанного, из которых и складывается изменение внутреннего образа — образование. Если попытаться смоделировать внутренний образ, изменяющую его связь с внешним миром, можно получить упрощенное (как всякая модель), но доказательное представление об образовании, наглядно выраженное схемой.
Е — естественное состояние сознания, изменяющееся при совершении действий (Д), при осознании их и себя в них (О).
Д — состояние сознания в деятельности, обусловленное естественным состоянием (Е) и степенью осознанности действий (О).
О — состояние сознания в процессе осознания, в образовательном процессе, устанавливающем взаимосвязь идеального (сознания) и реального (бытия).
Данная модель позволяет сделать выводы, что предназначение образования — осознать себя (такого, какой есть — естественного), окружающую реальность (понять ее с предельной объективностью) и их взаимосвязь: взаимовлияние (изменить ситуацию, если можешь; изменить себя, если хочешь), взаимозависимость (установить собственную степень свободы и зависимость ситуации от своих действий), взаимообусловленность (адаптироваться к условиям, повлиять на внешние условия) и т.д.
Понятие и структура педагогической
Позиции преподавателя
Угол зрения зависит от занимаемого места
Майолс
Самый острый предмет дискуссий в обществе — отношение между старым и новым. Распространяется это и на систему образования. Желание определить место, с которого двигаться дальше, определить направление движения есть выяснение отношений между старым (куда пришли) и новым (куда идем). Привыкнув мыслить оценочно в категориях либо «хорошо», либо «плохо», усиленных крайностями в суждениях, самодостаточностью в убеждениях, мы трудно идем на систематизацию подходов, пугаем основания и в результате имеем представление о ситуации в образовании здесь и сейчас на уровне МНЕНИЯ. Если говорить о следующем шаге, то это СОМНЕНИЯ (мнение + мнение), т.е. размышления (рождение новых мыслей по поводу накопленного опыта).
Столь актуальные сегодня (не только сегодня) у нас (и не только у нас) гуманизация, демократизация, духовность как инновации в образовании требуют прежде всего осмысления, понимания, принятия их каждым преподавателем. Только убеждения преподавателя позволят ему (или не позволят) проявить их в педагогическом действии, создавая (или не создавая) атмосферу гуманизма, доброты, красоты, свободы, творчества, т.е. духовности. Убеждения политические и правовые, моральные и религиозные, научные, эстетические и другие придают определенную окраску убеждениям профессиональным, среди которых главное — понимание собственных функций, т.е. педагогическая позиция. Педагогическая позиция (видение собственного места) преподавателя предопределяет характер взаимодействия в педагогическом процессе, технологию формирования целей, освоения содержания, овладения методом.
Сегодня много говорят о методах (активных, проблемных, развивающих и якобы еще и других), еще больше о содержании (к сожалению, на уровне программ, учебных планов, стандартов), значительно меньше о целях, о выращивании их у каждого обучающегося. Но впереди всего этого — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Сколько бы методисты не описали методов, сколько бы чиновники не утвердили стандартов, сколько бы ученые не сформулировали целей (именно на все это тратится большая часть материальных и интеллектуальных ресурсов в сфере образования), все это ничуть не отразится на результате (в смысле «приращения» в собственном сознании обучающегося), если не прошло через сознание преподавателя, не превратилось в его убеждения, его позицию.
Если продвижение в познании выстроить системно, то каждый последующий уровень есть различение по определенному признаку элементов, образующих систему, и изучение связей между ними. Применив системный подход к рассмотрению педагогической позиции, отметим ее особенность в том, что за преподавателем право ведущего, право первого действия, предопределяющего и обеспечивающего ответное. Так какими элементами это действие обусловлено? Различим их. В педагогическом процессе каждый есть субъект (носитель), часть окружающего мира; он несет его в собственном сознании как воззрение на мир, осознаваемый через собственный жизненный опыт, постоянно оформляемый в результате собственного образования —