Образовательных процессах

Образовательные процессы как осознание действии. Воздействия на естественное состояние сознания, внутренние и внешние. Управление собственными потребностями как процесс, определяющий уровень духовности. Усвоение новой информации, выращивание внутренних норм как приобщение к культуре. Развитие внутренних способностей путем совершения действии. Необходимость сочетания естественного и осознанного в повелении. Стрессы и их предотвращение.

Ключевые слова: образовательный процесс, осознание действий, духовность, культура, стрессы

• Образование как процесс

• Осознанные действия

• Критерии взрослости

Образование как процесс

...Мир состоит не из готовых

законченных предметов, а представляет

собой совокупность процессов

Ф. Энгельс

Принятие образования как процесса в современной педагогике и психологии недостаточно разработано из-за их разобщенности. Долгие годы эти отрасли научного знания находились в состоянии противоборства, отстаивая наибольшую значимость в субъекте образования то индивида (психология), то личности (педагогика). Амбициозное перетягивание каната не позволяло объяснить психолого-педагогическую сущность образовательного процесса, создать его методологическое основание, описать внутреннюю структуру, объяснить связи и отношения, установить, наконец, функциональные различия между образовательным и педагогическим процессами.

Переход от авторитарного стиля жизни к демократическому — это вопрос самоорганизации, выбора предпочтений между жестким порядком и свободой по всем уровням социальной «матрешки»: личность « коллектив « общность « общество. Отсутствием внутренней организованности личности обусловливается необходимость внешнего управления ею, что и формирует предпочтение авторитарных отношений. Стало быть, демократизация как расширительное явление должна идти не только сверху вниз, но и снизу вверх; каждый в своих конкретных действиях должен овладеть демократическими технологиями и процедурами, адаптироваться к новым требованиям жизни, быть готовым к намеченным изменениям.

Что значит для образования проблема демократизации? Еще древние говорили, что демократия — это процедура. Значит необходимо овладеть новой процедурой в социальных отношениях и по вертикали, и по горизонтали. Более того, вертикальные отношения уступают место горизонтальным, авторитарные — становятся демократическими. Проблемы затруднения, недостаточности налицо; надо осознать, преодолеть, устранить! Но как? За что ухватиться. Как и во всякой проблеме начинать следует с анализа ситуации исходного состояния. А оно таково. Теория и практика подтверждают, что эмоциональное в нас преобладает над рациональным, что проектированию своих действий мы предпочитаем рефлексию, осознанию «до» совершения действий — осознание «после». Если это наша национальная особенность, и она нас умиляет, то пусть все остается без перемен. Если же социальные перемены провозгласили идею демократизации, то к изменению бытия должно подтянуться и изменение сознания.

Осознанные действия

Отыщи всему начало,

и ты многое поймешь

К. Прутков

Процесс осознания собственных действий можно смоделировать следующим образом. Действие как контакт с окружающим миром имеет определенную направленность (-»). Осознанное действие предполагает целостную включенность сознания: потребностей, норм, способностей в процесс нахождения ответов на строго последовательно поставленные вопросы: для чего, что, как? Каждый из этих вопросов представляет разную степень трудности и значимости для конкретного субъекта. Вся цепочка вопросов, возникающая после совершения действия отраженно, как сопоставление реального (то, что воплотилось в действительности) с идеальным (то, что было в представлениях, идеях), и называется рефлексией. Осознание действий после их свершения, сопровождаемое неудовлетворением, наводит на мысль о необходимости осознания действий до их свершения, о необходимости их тщательного проектирования.

Проектирование собственных действий — это работа во внутреннем плане, в которой объединяются чувства, мышление, воля в поисках правильных ответов о целях, содержании, методах, результате собственных действий.

Специфика процесса осознания собственных действий является основой менталитета, характеризует склад ума. Особенности этого процесса весьма разнообразны и поддаются классификации. Критерием для классификации может быть временной фактор, так как осознание собственных действий в той или иной мере происходит «до» их свершения и «после». Кому-то свойственно придавать большую значимость первому процессу, кому-то второму. Постоянное проявление этой особенности характеризует менталитет отдельной личности, общности, общества. Так, людям, сформировавшимся в католической культуре, свойственно осознание действий до их свершения, они идут в храм за поддержкой и просят у бога помощи в реализации своих планов. Людям, сформировавшимся в православной культуре, свойственно осознание собственных действий после их свершения, они идут в храм для покаяния и просят у бога прощения., Католический менталитет более прагматичен, расчетлив, психологически — «взрослый». Православный менталитет более эмоционален, здесь действие — порыв, психологически православный в большей степени «дитя». И в этом смысле они противоположности и могут рассматриваться либо в логике противоречия, либо в логике дополнения. Логика противоречия порождает в их отношениях идею борьбы, столкновений. Логика дополнения призвана обеспечить понимание, что другой — иной, не такой, как я. И от общения мы можем иметь выгоду, пользу — это позиция толерантности, порождающая идею терпимости, мира. Дополнение предполагает сближение. Российский менталитет с явным состоянием психологической невзрослости, проявляемой в более глубоком осознании действий после их свершения, в склонности к погружению в рефлексию, нуждается в большем прагматизме, расчетливости, предусмотрительности, натренированности отвечать на взрослые вопросы: для чего? что? как? до свершения действий. Западный менталитет, достигший совершенства в проектировании действий и преуспевающий в реализации проектов, нуждается в эмпатическом отношении к своим соседям, проживающим в одной «глобальной деревне».

Состояние российского менталитета не готово к рыночным отношениям и становится явным препятствием на пути экономических преобразований. И если направленность этих преобразований общепризнана, то преобразование состояния сознания в деятельности становится социальным заказом системе образования, которая через модели взаимодействий в специально созданных условиях обеспечит усвоение технологии проектирования собственных действий. Сознание отдельного индивида через посредство чувств, мышления, воли содержит субъективные представления, которые, обобщаясь, образуют теории, нравы, традиции, взгляды, идеи и т.п. Так складывается общественное сознание, к которому как к объективно существующему достоянию старается приобщиться каждый индивид. Внося свой вклад в общественное, он воспринимается значимым лицом — как личность и как важное получает уважение. Будучи двумя сторонами жизнедеятельности, общественное сознание и общественное бытие не всегда находятся в полной гармонии. Их несоответствие порождает противоречия, проблемы, конфликты как некоторую недостаточность для обеспечения соответствия, и тогда либо бытие, либо сознание рассматриваются как отстающие.

Если идея родилась в сознании, оформилась в понимание — для ее реального воплощения необходимы ресурсы: интеллектуальные (чтобы поняли все или большинство), эмоциональные (чтобы приняли многие, от кого больше всего зависит реализация, ибо всегда это не всем нравится), материальные (чтобы выделили необходимые средства). Господствуя в царстве духа, человеческая мысль может породить иллюзию, слишком далеко оторвавшись от реальности. Занимаясь хитросплетением, она плодит фантазии, если не соотносит свои выводы с практикой. Мир фантазий, иллюзий уводит сознание в сферу образов, воображения. Воображение, соединенное с реальной практикой, способствует творчеству, оторванное от нее — порождает причудливые плоды несбыточных надежд, «плоды больного воображения». Здоровое воображение, как все здоровое, предполагает меру. Все, что сверх меры, принято считать отклонением от нормы. Однако нормы устанавливаются людьми и тоже способны изменяться и чаще всего благодаря тем, кто не боится в своем воображении унестись слишком далеко, в своих фантазиях оторваться от реальности. Именно так рождались сказки, спрогнозировавшие своим летающим ковром — самолет, волшебным зеркальцем — телевизор и т.п.

Рефлексия. Встречаясь со словом, каждый стремится сформировать его понимание, которое зачастую складывается из ассоциаций. В данном случае вспоминается «рефлекс». Если и рефлекс, то особенный — человеческий. Первый шаг в определении рефлексии позволяет сформулировать тезис: «рефлексия — человеческий рефлекс осознавать свои действия после их свершения, отраженно».

Уровень осознания зависит от пути, пройденного в движении от конкретного к абстрактному. Поднимаясь (или погружаясь) по ступеням обобщения, рефлексия приобретает новые характеристики, весьма разнообразные. Отдельные ее свойства на разных уровнях формулировались философами, психологами и позднее методологами.

Историческая ретроспектива взглядов на рефлексию дана в работе О.С. Анисимова[1]:

• Рефлексия это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способ ее проявления, вследствие чего в разуме возникает идея этой деятельности. (Локк)

• Рефлексия — это сравнение познания с той познавательной способностью, из которой оно возникает: рефлексия предполагает рассмотрение того, как различные представления могут охватываться в одном сознании и как возникают представления, общие нескольким объектам. (Кант)

• Собственная деятельность «Я» созерцается без принуждения извне. (Фихте)

• Абсолютное «Я» тождеством рефлексии направлено на себя, и оно становится объектом благодаря собственной деятельности. (Шеллинг)

• Бесконечная рефлексия состоит в соотнесении не с чем-то, а с самим собою, не имеющим природного содержания; рефлексия поднимает над непосредственным удовольствием, не меняя цели или принципа. (Гегель)

• Рефлексия состоит из мышления и созерцания своей способности и состояния. (Фихте)

В своем предназначении рефлексия имеет множество функций:

• осознание собственного мира деятельности;

• реализация самосознания;

• реализация мыслительных и коммуникативных способностей.

Потребность в рефлексии, а также ее цель обусловлены несоответствием субъективного и объективного, идеи и реальности, сознания и бытия, духа и материи, внутреннего и внешнего. Естественное стремление к соответствию обеспечивает наполнение сознания новым содержанием, а бытие новыми способами, методами. Содержание и метод выступают как средства обеспечения соответствия идеальной цели и реального результата.

Поиск, нахождение, использование соответствующих друг другу содержания и метода требует внутренней деятельности, воли, мышления, самосознания. Уровень самосознания, мышления зависит от уровня развития мыслительных и коммуникативных способностей. Сомнения, размышления, выбор определенностей составляют содержание рефлексии. Говоря современным языком — это переработка усвоенной ранее информации, знания о себе в процессе мышления. Появление новых, преобразованных мыслей образует продуктивное содержание как продукт процессов самосознания, мышления, переживания.

Критерии взрослости

Образование не даст ростков в душе,

если оно не проткнет

до значительной глубины

Протагор

Говоря о взрослости, следует различать взрослость физиологическую (критерии установлены медициной), гражданскую (правовой аспект взрослости). Мы говорим о взрослости психологической, когда взросло, т.е. стало зрелым, сознание. Человек по мере взросления научается управлять своим телом, механизмами и машинами, психологически оставаясь ребенком до тех пор, пока не научится управлять собственным сознанием. Это не менее трудный процесс, чем управлять автомобилем, электровозом, ракетой. Здесь надо хорошо владеть вполне конкретным набором операций, которому учат профессионалы, специалисты. Управлять собой человек учится всю жизнь, кто более, кто менее успешно, и от этого зависит то, что сделает человек со своей жизнью.

Человек приходит в мир с задатками разумности, с природными способностями и огромным многообразием потребностей — всего того, что ему требуется для жизни биологической, социальной, духовной. Одно из первых слов, которые выговаривает ребенок — «дай». Размер потребностей растет по мере узнавания мира — это расширение круга интересов, появление активности, направленной на удовлетворение потребностей. Мир полон соблазнов. Где же та черта, до которой потребности — качество жизни, целеустремленность, активность, поддерживающие благосостояние, способствующее духовному развитию, физическому и психическому здоровью, социальному уважению, а за которой — алчность, рвачество, жадность, направляющие человека на низкие поступки, на преступления. Эта черта — разумность, позволяющая управлять потребностями, — первый и главный критерий взрослости.

Управляя потребностями, человек учится их сдерживать, усмирять. Учится не проявлять эмоций, которые суть проявление удовлетворения потребностей в высоком и низком, красивом и безобразном, нравственном и безнравственном и т.п. Уже сформирована сфера, которая ограничивает то, что дозволено. Эта сфера обусловливает эмоциональное содержание — из-за чего человек огорчается, о чем плачет, чему радуется. Вспоминается известная байка о человеке, которому Бог поставил условие: «Попроси, что хочешь, и получишь это. Но только сосед получит в два раза больше», на что бедняга ответил: «Выбей мне один глаз».

Другой критерий взрослости — уровень развития способностей и человеческой беспомощности (не младенческая, не старческая), которая не всегда вызывает желание помочь. Если человек не справляется с ситуацией — это оценивается как неспособность принять решение, совершить действие — у него проблема. Взрослому свойственно самому решать свои проблемы, в том числе и коммуникативные: проблемы понимания, умения договариваться, избегать конфликтов. Инфантильность — не лучшая характеристика в социальных отношениях. Взрослый умеет оценивать свои способности применительно к разным ситуациям, проектировать свои действия, прогнозировать результат. Его рефлексия осуществляется не в жанре «кто виноват?», чтобы найти повод уйти от ответственности, а в жанре «готов ли я к тому или иному виду деятельности?». Он ищет причину неудач в себе: неправильно принятое решение, недостаток информированности, недостаток собственных способностей, которые надо развивать путем овладения культурными способами деятельности. Процесс образования можно рассматривать как распространение осознанности во внутреннее и во внешнее. Как глубоко образованность вошла во внутреннее и стала естественным состоянием? Как далеко распространяется осознанность во внешнее (ситуации окружающего мира)? Если этой глубины нет, образование, окультуривание — поверхностное. Если осознанность не проявляется в поведении, в культуре действий — образование оказывается не для жизни, не для практики, оно не выполняет своего главного предназначения — не способствует социальной адаптации.

образовательных процессах - student2.ru Вопросы для обсуждения

1. Какие компоненты сознания определяют уровень духовности: непосредственно, опосредованно?

2. Внутреннее содержание, его соответствие социокультурным нормам.

3. Чем определяется уровень развития, его проявление в действиях?

4. Понятие образовательных процессов.

образовательных процессах - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Образовательные процессы как изменение внутреннего образа.

2. Приведите примеры воздействия на естественное состояние сознания, внутренние и внешние.

3. Управление собственными потребностями как процесс, определяющий уровень духовности, нравственности, воспитанности.

4. Усвоение новой информации, выращивание внутренних норм как приобщение к культуре, обучение.

5. Развитие внутренних способностей путем совершения действий.

6. Раскройте на примерах необходимость сочетания естественного и осознанного в поведении.

7. Стрессы и способы их предотвращения.

8. Понятие образовательных процессов, их структура.

образовательных процессах - student2.ru

Упражнения

1. Сопоставьте естественное состояние сознания (когда нет необходимости себя ограничивать, когда можно делать что угодно, быть самим собой) с тем состоянием, когда себя приходится ограничивать, следить за собой (словом, движением), когда необходима некоторая искусственность, постоянное осознание собственных действий. Как при этом меняется естественное? В чем Вы изменились, например, за последний год? Удается ли Вам сочетать естественное и осознанное (проектное) в поведении? Умеете ли Вы предотвращать стрессы?

2. Осознавая свои собственные действия, реально оценивайте свой уровень развития, свои способности:

• способность производить мысли, оформлять их в тезисы;

• способность быть понятым в общении и понимать других;

• преодолевать в себе привычку найти виноватого в совершенном действии, встав в позицию: «я принял решение, я ответственен за его результат».

Выявляйте недостаточность в своем содержании, в своих методах.

образовательных процессах - student2.ru

Опорные конспекты

образовательных процессах - student2.ru

2. Технология осознанного действия.

образовательных процессах - student2.ru

Глава 5

Наши рекомендации