Взаимодействую с природой
Движение
Представления
Способности
Метод
Способ деятельности
Индивид
Деятельностное состояние характеризует субъекта как индивида, способного к движению, действию. В деятельности соединяется психическое и физическое; она обусловлена здоровьем и обусловливает психическое и физическое здоровье. Представления индивида на данном этапе его развития составляют его взгляд на мир и отношение к нему, к взаимодействию с ним. В соответствии со способностями и внешними условиями выбирается способ деятельности.
Всякая деятельность состоит из множества процессов, которые можно разделить на базисные и сервисные. Чтобы выделить базисный процесс, следует четко представить предназначение деятельности и обслуживающих ее процессов.
Ответ на вопрос «Что в деятельности преобразуется?» выделяет процесс, в котором исходный материал изменяется. Все остальные процессы обслуживают это изменение материально, интеллектуально, эмоционально, обеспечивают все многообразие средств. Образовательный процесс в образовательной деятельности базисный, его предназначение — изменение исходного «материала», его преобразование, обеспечение позитивных приращений. Для этого существуют службы материального обеспечения (финансовые, экологические, технические и т.п.), интеллектуального обеспечения (кафедры, цикловые комиссии, методические объединения и т.п.), эмоционального обеспечения, направленные на удовлетворение от собственной деятельности (поощрения и наказания).
В системе образования на всех уровнях происходит процесс взросления — осознания собственных действий. Остановимся на этом подробнее. Под действием в данном контексте следует понимать контакт с окружающим миром, окружающим пространством «био» — «социо» — «дух», по каналам взаимодействия соответственно «движение» — «слово» — «мысль». Действие как единая и целостная система элементов «движение — слово — мысль» является осознанным, внутренне непротиворечивым, если составляющие его элементы находятся в соответствии или в несоответствии, не достигающем конфликта. Несоответствие между мыслью, словом и движением адекватно несоответствию между потребностями, нормами и способностями.
В пространстве потребностей господствует мысль. Там свобода духа (размышляю о чем хочу), там проявление естественного состояния (такой, какой есть) — человек есть то, о чем он думает, чего он хочет. Слово менее свободно, оно в пространстве норм, нормативных правил, установок, предписаний. Модель его проявления — «должен, надо». Оно для другого и ограничено представлением о его восприятии другим («...как слово наше отзовется»), о возможных последствиях («слово — не воробей...»), о результате. В пространстве способностей все определяет движение в самом широком смысле. Движение — это здоровье, движение — это способность к действию. Движение осмысленное, осознанное, соотнесенное с потребностями обретает активность, становится действием, соответствующим способностям («как могу»). Приведение в соответствие мысли, слова и движения — это определение их несоответствия, разрешения проблемы, которую необходимо осознать и найти пути решения: новую информацию, новый способ. Постоянные упражнения в этом обусловливают способность справляться с собственными проблемами, организовывать собственное сознание, приобретать самостоятельность. Так же, как взрослый человек справляется с координацией своего тела, он справляется с координацией своего сознания. Взрослый — это осознающий свои действия. В процессе осознания происходят изменения внутреннего образа, изменения потребностей (П), норм (Н), способностей (Сп), т.е. образовательный процесс. И происходит он везде и всегда. Если он происходит в культуре определенного социума, то под его влиянием меняется образ мысли, слова, движения, развиваются мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные способности.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие деятельности. Профессиональная деятельность.
2. Компоненты деятельности, их равная значимость.
3. Проблемы в профессиональной деятельности как несоответствие в ее компонентах.
4. Технология разрешения проблемы.
Контрольные вопросы
1. Действия как контакт с окружающим миром, их разнообразие.
2. Деятельность как совокупность действий, виды деятельности.
3. Осознанные действия. Поведение.
4. Компоненты деятельности: самоопределение (принятие решений), критерии (нормы, правила, предписания и т.д.), способы деятельности. Приведите примеры.
5. Несоответствия между компонентами деятельности как источники проблем в профессиональной деятельности.
6. Технология осознанного действия (на примерах).
7. Рефлексивные способности, их значимость.
8. Коммуникативные способности как основа понимания.
9. Мыслетехника (правила).
Упражнения
1. Проанализируйте собственное действие, значительное для Вас. Ответьте на вопрос: «Правильное ли решение я принял, соотнеся собственную цель с внешними условиями (совпал ли результат с целью)?» Если нет — поищите источник неудачи в нормах («что?») и способах («как?») деятельности. Вероятно, они не соответствовали поставленной цели.
2. Проструктурируйте собственную деятельность по составляющим: самоопределение, критерии деятельности, способы деятельности. Представьте каждый компонент как новую систему. Продолжайте этот процесс до нужного Вам уровня глубины и актуальности.
3. Получая оценку своим действиям от окружающих, не переносите ее на себя. Действия могут быть удачные и неудачные. Оценивая действия других, не высказывайтесь расширительно, характеризуйте действие, а не его автора. Это поможет Вам избежать испорченных отношений.
Опорные конспекты
2. Овладение технологией компонентов деятельности:
Глава 6