Взаимодействую с природой

Движение

Представления

Способности

Метод

Способ деятельности

Индивид

Деятельностное состояние характеризует субъекта как индивида, способного к движению, действию. В деятельности соединяется психическое и физическое; она обусловлена здоровьем и обусловливает психическое и физическое здоровье. Представления индивида на данном этапе его развития составляют его взгляд на мир и отношение к нему, к взаимодействию с ним. В соответствии со способностями и внешними условиями выбирается способ деятельности.

Всякая деятельность состоит из множества процессов, которые можно разделить на базисные и сервисные. Чтобы выделить базисный процесс, следует четко представить предназначение деятельности и обслуживающих ее процессов.

Ответ на вопрос «Что в деятельности преобразуется?» выделяет процесс, в котором исходный материал изменяется. Все остальные процессы обслуживают это изменение материально, интеллектуально, эмоционально, обеспечивают все многообразие средств. Образовательный процесс в образовательной деятельности базисный, его предназначение — изменение исходного «материала», его преобразование, обеспечение позитивных приращений. Для этого существуют службы материального обеспечения (финансовые, экологические, технические и т.п.), интеллектуального обеспечения (кафедры, цикловые комиссии, методические объединения и т.п.), эмоционального обеспечения, направленные на удовлетворение от собственной деятельности (поощрения и наказания).

В системе образования на всех уровнях происходит процесс взросления — осознания собственных действий. Остановимся на этом подробнее. Под действием в данном контексте следует понимать контакт с окружающим миром, окружающим пространством «био» — «социо» — «дух», по каналам взаимодействия соответственно «движение» — «слово» — «мысль». Действие как единая и целостная система элементов «движение — слово — мысль» является осознанным, внутренне непротиворечивым, если составляющие его элементы находятся в соответствии или в несоответствии, не достигающем конфликта. Несоответствие между мыслью, словом и движением адекватно несоответствию между потребностями, нормами и способностями.

В пространстве потребностей господствует мысль. Там свобода духа (размышляю о чем хочу), там проявление естественного состояния (такой, какой есть) — человек есть то, о чем он думает, чего он хочет. Слово менее свободно, оно в пространстве норм, нормативных правил, установок, предписаний. Модель его проявления — «должен, надо». Оно для другого и ограничено представлением о его восприятии другим («...как слово наше отзовется»), о возможных последствиях («слово — не воробей...»), о результате. В пространстве способностей все определяет движение в самом широком смысле. Движение — это здоровье, движение — это способность к действию. Движение осмысленное, осознанное, соотнесенное с потребностями обретает активность, становится действием, соответствующим способностям («как могу»). Приведение в соответствие мысли, слова и движения — это определение их несоответствия, разрешения проблемы, которую необходимо осознать и найти пути решения: новую информацию, новый способ. Постоянные упражнения в этом обусловливают способность справляться с собственными проблемами, организовывать собственное сознание, приобретать самостоятельность. Так же, как взрослый человек справляется с координацией своего тела, он справляется с координацией своего сознания. Взрослый — это осознающий свои действия. В процессе осознания происходят изменения внутреннего образа, изменения потребностей (П), норм (Н), способностей (Сп), т.е. образовательный процесс. И происходит он везде и всегда. Если он происходит в культуре определенного социума, то под его влиянием меняется образ мысли, слова, движения, развиваются мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные способности.

Взаимодействую с природой - student2.ru Вопросы для обсуждения

1. Понятие деятельности. Профессиональная деятельность.

2. Компоненты деятельности, их равная значимость.

3. Проблемы в профессиональной деятельности как несоответствие в ее компонентах.

4. Технология разрешения проблемы.

Взаимодействую с природой - student2.ru Контрольные вопросы

1. Действия как контакт с окружающим миром, их разнообразие.

2. Деятельность как совокупность действий, виды деятельности.

3. Осознанные действия. Поведение.

4. Компоненты деятельности: самоопределение (принятие решений), критерии (нормы, правила, предписания и т.д.), способы деятельности. Приведите примеры.

5. Несоответствия между компонентами деятельности как источники проблем в профессиональной деятельности.

6. Технология осознанного действия (на примерах).

7. Рефлексивные способности, их значимость.

8. Коммуникативные способности как основа понимания.

9. Мыслетехника (правила).

Взаимодействую с природой - student2.ru Упражнения

1. Проанализируйте собственное действие, значительное для Вас. Ответьте на вопрос: «Правильное ли решение я принял, соотнеся собственную цель с внешними условиями (совпал ли результат с целью)?» Если нет — поищите источник неудачи в нормах («что?») и способах («как?») деятельности. Вероятно, они не соответствовали поставленной цели.

2. Проструктурируйте собственную деятельность по составляющим: самоопределение, критерии деятельности, способы деятельности. Представьте каждый компонент как новую систему. Продолжайте этот процесс до нужного Вам уровня глубины и актуальности.

3. Получая оценку своим действиям от окружающих, не переносите ее на себя. Действия могут быть удачные и неудачные. Оценивая действия других, не высказывайтесь расширительно, характеризуйте действие, а не его автора. Это поможет Вам избежать испорченных отношений.

Взаимодействую с природой - student2.ru Опорные конспекты

Взаимодействую с природой - student2.ru

2. Овладение технологией компонентов деятельности:

Взаимодействую с природой - student2.ru

Глава 6

Наши рекомендации