Этика психологического исследования
Этика– это совокупность норм и правил поведения какого-либо общества. Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов.
Первый принцип этического обращения с людьми-испытуемыми - это минимизация риска. В федеральных инструкциях сказано, что в большинстве случаев предполагаемый риск при ведении исследования не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью.
Второй принцип этического обращения с испытуемыми требует их информированного согласия. Испытуемые должны участвовать в исследовании добровольно и должны иметь право отказаться от него в любой момент по своему желанию и без всяких штрафов. Их также обязаны предупреждать заранее обо всех особенностях исследования, которые предположительно могут повлиять на их желание сотрудничать.
Третий принцип- это право испытуемых на конфиденциальность. Информацию о человеке, полученную в процессе исследования, следует считать конфиденциальной и исключить доступ к ней других лиц без его согласия. Обычно с этой целью проводят отделение имен испытуемых и другой информации, позволяющей их идентифицировать, от полученных данных. В этом случае идентификация данных ведется по буквенному или цифровому коду. Таким образом, только экспериментатор имеет доступ к результатам испытуемого.
Место психологии в системе наук.
- Биология - психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и
социальной сущности.
- Физиологией высшей нервной деятельности -рассматривается конкретно связь между
психическими явлениями и деятельностью ЦНС.
- История общества -в формировании высших психических функций человека решающую
роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы.
- Социология -человек - биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется
человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми.
- Педагогика - сознание, мышление и многие другие психические явления не даны
человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования.
· Философия - поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком
случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.
Школы.
Психоанализ З.Фрейд
Структура личности:
· Ид (Оно) – биологический компонент, источник . активности,. импульсивный источник влечений
и действий.
· Эго (Я) – центральная инстанция саморегуляции личности. Управляемое принципом реальности,
Эго контролирует поведение, уравновешивая импульсы с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.
· Супер-Эго (Сверх-Я) – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий
или намерений с точки зрения допустимости их с учетом общественных норм, правил, ценностей и идеалов. Стадии психосексуального развития. Согласно З. Фрейду
Стадии развития:
1) Оральная фаза: от рождения до 1 года. развивается осознание действительности. Кормление
материнской грудью удовлетворяет потребность в еде и удовольствии. Затем, с развитием зубов, добавляется удовольствие от кусания. Важен постоянный телесный и эмоциональный контакт с ребенком. В противном случае из оральной фазы как чувство собственной ненужности, повышенной зависимости от других. (когда человек нервничает, он тянет все в рот)
2) Анальная фаза: 1-3 года. ребенок овладевает актом дефекации. Сопряженные с ним
удовольствие, произвольная задержка или осуществление акта становятся определенным моментом формирования личности. Различный уровень дисциплинирования ребенка со стороны родителей и их отношение к его поведению . формирование бережливость, скупость, аккуратность, упрямство, открытость выражения отрицательных чувств, степень личной независимости.
3) Фаллическая фаза: 3-7, в этом возрасте возникает эдипов комплекс у мальчиков (когда
мать выступает объектом любви) и комплекс Электры, когда девочка стремится добиться одобрения и любви отца. Неверное, (построенное на запретах) воспитание в этой фазе приводит как низкое самоуважение, гипертрофированное чувство вины, конфликтность, категоричность.
4) Латентная фаза: 6-11 лет. Их замещают интересы, связанные с учением, спортом,
общением со сверстниками, в более широком плане — с социализацией.,формируется совесть. К этому времени в основном сформированы Ид, Эго и Супер-Эго, как и отношения между ними. В латентной фазе происходит формирование представлений о внешнем мире, которое может приводить к психологическим проблемам: чувство неполноценности в социальных отношениях, стремление уходить от ситуаций, требующих соперничества; чувство неуверенности по отношению к учению; ценностные конфликты и др.
5) Генитальная фаза: 11-15 и далее и далее, по З. Фрейду, до старости. На этой стадии
подростки, научаются трансформировать свою сексуальную энергию в различные приемлемые виды социальной активности (сублимация). Они учатся устанавливать отношения с противоположным полом, освобождаются от родительской опеки, «примеряют» различные социальные роли и формируют способность «любить и работать», завершая процесс идентификации собственного «Я».