Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и этики
УТВЕРЖДЕНО
На заседании учебно-методической
комиссии института гуманитарных наук
« » _______ 2016 г.
Протокол №____
Председатель УМК
________________________
ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов дневного отделения
группы 5425
лекции – 18 ч
семинары – 18 ч
зачет - тестирование
Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.
Сыктывкар 2016
Аннотация дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины:
Актуальность изучения курса «Философия и история образования» определяется активизацией процесса реформирования отечественного образования в условиях преодоления кризиса, охватившего все сферы Российского общества. Для понимания сущности и направленности процесса необходимо знать философию и историю образования в органичной связи с развитием других областей человеческой деятельности, что позволит видеть образование одним из важнейших факторов развития общества.
Цель курса «Философия и история образования» – обеспечение развития педагогической культуры студентов, их педагогического мировоззрения и педагогического мышления, философского понимания роли образования в обществе.
Задача учебного курса «Философия и история образования»:
· изучение основных понятий философии образования;
· осмысление этапов становления и развития философии образования как самостоятельного направлении социальной философии;
· понимание методологической роли философии в изучении образования;
· рассмотрение онтологического, гносеологического, аксиологического аспектов философии образования;
· изучение истории зарубежного и отечественного образования;
· освещение проблем, возникающих в процессе интеграции отечественной и мировой образовательных систем в современных условиях.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры:дисциплина «Философия права» относится к блоку . Опирается на курсы «Философия», «Отечественная история», «Педагогика», «Культурология» бакалавриата.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
В результате овладения дисциплиной формируются компетенции:
- способность к когнитивной деятельности (ОПК-6);
- готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10)
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия, источники, методы и задачи «Философии и истории образования»;
- главные тенденции развития образования в мире;
- ведущие педагогические теории;
- закономерности и принципы воспитания и обучения;
- общее и особенное в развитии образования
Уметь:
- пользоваться понятийным аппаратом истории педагогики;
- самостоятельно работать с научно-педагогической литературой;
- вести дискуссию, отвечать на проблемные вопросы;
- чётко и ёмко формулировать свои мысли;
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, осуществления микроисследования и интерпретирования их результатов
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам образования общественного и мировоззренческого характера.
4. Структура и содержание дисциплины:
Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел дисциплины/ тема | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студен-тов и трудоёмкость (в часах) | |||||
Всего аудиторных часов | Лекции | Практические работы | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | |||||
МОДУЛЬ 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ | |||||||||
1. | Тема 1.Философия образования: статус, проблемы, перспективы. | ||||||||
Тема 2. Социальная природа образования. | - | ||||||||
2. | Тема 3. Онтология образования. | - | |||||||
Тема 4. Методологическая роль философии в изучении образования. | - | ||||||||
3. | Тема 5. Аксиология образования. Образование и духовные ценности современной цивилизации. | - | |||||||
4. | МОДУЛЬ 2. История зарубежного и отечественного образования. | ||||||||
5. | Тема 6. Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности | ||||||||
6. | Тема 7. Теоцентристская направленность средневековой образовательной парадигмы. Рождение университета. | ||||||||
Тема 8. Образовательная парадигма в контексте механицизма. | |||||||||
Тема 9. Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами | |||||||||
Тема 10. Западноевропейский образовательный дискурс XIX в. в контексте философии немецкого идеализма | |||||||||
Тема 11. Ведущие направления в западной педагогике и философии образования XX в. | |||||||||
Тема 12. Развитие образования в России до начала ХХ в. | - | ||||||||
Тема 13. Образовательная парадигма в Советской России. | - | ||||||||
Тема 14. Развитие отечественного образования в современных условиях. | |||||||||
зачет | |||||||||
Итого: |
Основная литература:
- Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 400 с.
- Латышина Д.И. История педагогики и образования: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гардарики, 2008. – 527 с.
3. Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
5. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.
6. Духанева А. В., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс,2000. – 480 с.
7. Елаев Н. К. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов.– Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 1997. – 124 с.
8. История педагогики и образования : Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. М. : Творч. центр «Сфера», 2001.
9. Степашко Л. А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов. Часть 1. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. – 83 с.
Дополнительная литература
1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. – М. : Гардарика, 1999.
2. Белинский, В. Г. Педагогическое наследие / В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. М., 1988.
3. Бердяев, Н. А. Русская идея и судьба России / Н. А. Бердяев. М., 1997.
4. Бобров, В. В. Потребности в образовании / В. В. Бобров // Интеграция науки, образования и культуры. -– Новосибирск, 1999. – 304 с.
5. Гагаев, А. А. Русские философско-педагогические учения XVII – XXI в.в./ А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. – М. : Русское слово, 2002.
6. Гельвеций, К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К. Гельвеций. – М., 1938.
7. Гершунский, Б. С. Менталитет и образование/ Б. С. Гершунский. – М., 1996. – 140 с.
8. Гершунский, Б. С. Образование в третьем тысячелетии : гармония знания и веры / Б. С. Гершунский. – М., 1997.
9. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. – М. : Флинта, 1998.
10. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
11. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М. : Издательство «Логос», 2001. – 224 с.
12. История педагогики и образования : Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. М. : Творч. центр «Сфера», 2001.
13. Джуринский, А. Н. История педагогики древнего и среднего мира: Учеб. пособ. для высшей школы / А. Н. Джуринский. – М. : Совершенство, 1999.
14. Джуринский, А. Н.Педагогика: история педагогических идей: Учеб. пособ. / А. Н. Джуринский. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
15. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. – М.: Госиздат, 1924. – 174 с.
16. Елаев, Н. К. Философия и история образования/ Елаев, Н. К. – Улан –Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 1997, - 124 с.
17. Зеньковский, В. В. История Русской философии: В 2 т. / В. В. Зеньковский. – Ростов н/Д. : Феникс,1999, - Т. 1.
18. Зеньковский, В. В. История Русской философии: В 2 т. / В. В. Зеньковский. – Ростов н/Д. : Феникс,1999, - Т. 2.
19. Зиновьев, С. И. Учебный процесс в советской высшей школе / С. И. Зиновьев. – М. : «Высшая школа»,1975.
20. Зорников, И. Н. Проблемы и перспективы международной интеграции высшего образования / И. Н. Зорников, Л. П. Волкова. – 2003. – № 11 – 12.
21. Ильинский, И. Образовательная революция / И. Ильинский. – М.: Изд-во Московской гуманитарной академии, 2002.
22. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. – М. : Изд. центр «Академия», 2002.
23. История педагогики в России : Хрестоматия : Для студ. гуманит. фак. высш. уч. завед. / Сост. С. Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип. – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.
24. История педагогики и образования : Учеб. пособ. для. пед. учеб. заведений. – М.: творч. центр «Сфера», 2001.
25. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1997.
26.Кант, И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? / М. Кант // Собр. Соч.: В 8 т. – М., 1994. – Т. 8. С. 29 – 37.
27. Кант, И. О педагогике / И. Кант // Трактаты и письма. – М., 1980.
28. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 832 с.
29. Керимов, В. И. Историософия А. С. Хомякова / В. И. Керимов. – М., 1987.
30. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я. А. Коменский. М. : Педагогика, 1982 – Т. 1. – 656 с.
31. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я. А. Коменский. М. : Педагогика, 1982 – Т. 2. – 576 с.
32. Кудашов, В. И. Целевые установки концепции философии образования для XXI века / В. И. Кудашов// Философии образования для XXI века – 2001. - № 2. – С. 15 – 19 .
33.Лихачев, Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. :уч.пособ. для студ. высш. учеб. завед. / Б. Т. Лихачев. М. : Прометей, 1995. – 282 с.
34.Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. – М. Просвещение, 1988. – С. 154.
35. Монтень, М. О. О воспитании детей / М. Монтень // Опыты. М. : Наука, 1979.
36. Наливайко, Н. В. Проблемы российской образовательной политики. Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества / Н. В. Наливайко. – Новосибирск, 2000.
37. Наливайко, Н. В. Философия образования: некоторые проблемы формирования концепции / Н. В. Наливайко. – Новосибирск, ГЦРО, 2000. – 141 с.
38. Наливайко, Н. В. Философия образования: комплексный анализ / Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. – Новосибирск, 2002. – 191 с.
39. Наливайко, Н. В. Философия образования: формирование концепции / Н. В. Наливайко. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2008. – 272 с.
40. О России и русской философской культуре. – М. : «Наука», 1990.
41. Олейникова, О. Д. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре / О. Д. Олейникова/ Философия образования для XXI века. – 2001. - № 1. – С. 69 – 79 .
42. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. – М., 2005.
43. Розов, Н. С. Культурные ценности и развитие образования / Н. С. Розов. – М., 1992.
44. Розов, Н. С. Философия гуманитарного образования / Н. С. Розов. – М., 1993.
45. Розов, Н. С. Ценности в проблемном мире / Н. С. Розов. – Новосибирск, 1998.
46. Рубанцова, Т. А. Гуманизация современного образования / Т. А. Рубанцова. – Новосибирск: Наука, 2000. – 252 с.
47. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения : В 2 т. / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Педагогика, 1981.
48. Руссо, Ж.-Ж. Исповедь: педагогические сочинения : В 2 т. / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Педагогика, 1981.
49. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1990.
50. Толстой, Л. Н. О воспитании / Л. Н. Толстой / История педагогики в России. М.: Академия, 2000.
51. Торосян, В. Г. Философия и история образования / В. Г. Торосян. – Краснодар, 2000, – 414 с.
52. Философия образования. – М. : Фонд «Новое тысячелетие», 2001.
53. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода : Философские очерки / Н. М. Чуринов. – Красноярск , 2001. – 432 с.
Содержание лекционного курса: