Иммануил Кант(1724 – 1804) – великий немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, основоположник немецкого классического идеализма

На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) ответил: «Кант – самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и, впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его» (Лихтенштадт В.О., 1920, С. 464).

Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне (1797 – 1856) писал о Канте: «Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного го­рода на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на та­мошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лек­ций, обед, гуляние – все совершалось в определенный час, и соседи знали совершен­но точно, что на часах – половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа» (Гейне Г., 1934, С. 102).

Главные идеи Канта связаны с разработкой теории познания. Докантовская философия воспринимала учение о законах человеческого мышления основной проблемой, поскольку без знания законов деятельности человеческого разума невозможно исследовать законы природы, истории, религии и т.п. Философы Нового времени полагали, что разум человека всесилен, его возможности безграничны, а из законов разума выводятся все другие законы и принципы. Например, с помощью законов разума можно понять основы веры, религии, человеческой свободы, принципы добра и зла, законы истории. Кант произвел переворот в подобном понимании роли и значения разума.

В работе «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма, т.е.невозможности познания окружающей действи­тельности. Философы до Канта видели в качестве основной причины трудностей познания в основном объект познаватель­ной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн.

Кант предположил, что причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность – объект, а субъект познавательной деятельности – чело­веческий разум. Познавательные возможности ра­зума ограничены: разум не всесилен. Кант приходит к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и прежде всего моралью и религией.

Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Кант обнаружил четыре таких противоречия, назвав их антиномиями.

Первая антиномия «Ограниченность пространства»: можно предположить, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, а можно и то, что мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия «Простое и сложное»: можно утверждать, что существуют только простые элемен­ты и то, что мир состоит из простых элементов. А можно равно заявить и то, что в мире нет ничего простого.

Третья антиномия «Свобода и причинность»: можно рассуждать о том, что существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Но можно доказывать и то, что свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.

Четвертая антиномия «Наличие Бога»: Можно говорить о том, что есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. А можно приводить разумные аргументы и в пользу того, то Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.

Таким образом, по Канту, разумом можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, и разум заходит в тупик, что является доказательством наличия границ познавательных возможностей разума.

В «Критике чистого разума» И. Кант также классифицирует само знание как результат познавательной деятельности. Он выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

1) апостериорное знание– знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению;

2) априорное знание– доопытное знание, т. е. то, которое сущест­вует в разуме изначальнои не требует никакого опытного дока­зательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Данная теория Канта об априорном знании в его эпоху была полностью логичной, но открытая Альбертом Энштейном (1879 – 1955) теория отно­сительности поставила ее под сомнение;

3) «вещь в себе» – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Картина мира, возникающая вразу­ме на основании ощущений, является всего лишь видимым разу­мом и чувствами образом внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Реальный мир является субстанцией, которая не может быть понята разумом. Он может лишь познать образы явлений, но не их сущность.

Иммануил Кант(1724 – 1804) – великий немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, основоположник немецкого классического идеализма - student2.ru

Кант является также автором учения о категориях– предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями.

Кант выделяет 12 категорий и делит их на 4 класса по 3 в каждом. Данными классамиявляются: количество, качество, отношение и модальность. Иными словами, все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью. В каждом из этих классов он выделять по три категории:

– в классе количества– единство, множество, цельность;

– в классе качества– реальность, отрицание, ограничение;

– в классе отношения– субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

– в классе модальности– возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов являются противопо­ложными характеристиками свойства класса, а третьи представляют собой их синтез. На­пример, крайними противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их синтезом – цельность и т. д.

По Канту, с помощью категорий рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

В работе «Критика спо­собности суждения»Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

1) целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

2) целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии),

3) целесообразности духа (наличие Бога).

В работе «Критика практического разума»Кант поднимает вопросы нравственности (он называет ее практическим разумом, который также подвергает критике).

Основные вопросы «Критики практического разума»:

а)«Какой должна быть мораль?»

б) «Что есть моральное поведение человека?»

Отвечая на данные вопросы, Кант приходит к выводу о том, что существует чистая нравственность, т.е. признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое каждый человек вос­принимает как свое собственное. Но между чистой нравственностью и реальными поступ­ками людей существует силь­ное противоречие. Поэтому мораль и поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.

Моральный закон,сформулированный И. Кантом, имеет высший и безусловный характер. Он называется кате­горическим императивом:«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего закона». Иммануил Кант(1724 – 1804) – великий немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, основоположник немецкого классического идеализма - student2.ru

Говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивал: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими» (Кант И., 1965, С. 434).

И, наконец, социально-политические взглядыИ. Канта отличаются тем, что он:

1) считал, что человек наделен изначально злой природой, поэтому его спасение в моральном воспитании и жестком следовании категорическому императиву;

2) был сторонником распространения демократии и правового порядка в каждом отдельном обществе и в отношениях между государствами и народами;

3) осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества и считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир»: войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

Наши рекомендации