Место и время проведения педагогической практики
Педагогическая практика магистров по направлению подготовки 44.04.01. «Педагогическое образование» по программе «Инновации в начальном образовании» проводится на базе АлтГПУ, в институте педагогики и психологии, при кафедрах данного института. Данная практика относится к разделу Б2. «Практики». Практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности отводится 18 зачетных единиц. Практика проводится для всех магистров, обучающихся по программе «Инновации в начальном образовании».
Практика проводится в течение 4 недель в 1 семестре, 4 недели во 2 семестре, 4 недели в 3 семестре. Группы формируются в составе 1-3 человека на одного руководителя, в соответствии с руководством магистерской диссертацией. Общее руководство осуществляется на всем курсе магистратуры по программе «Инновации в начальном образовании» - 15 человек студентов на одного руководителя.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики:
Общекультурные компетенции (ОК):
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);
способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);
способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).
профессиональные компетенции (ПК),соответствующие виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:
педагогическая деятельность
способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);
методическая деятельность
готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);
готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12.
5. Структура и содержание практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
5.1. Структура и трудоемкостьпедагогической практики
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 18зачетных единиц, или 12 недель, или 648часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Недели | Общая трудоемкость | Формы текущего контроля | |
Кредиты | часы | ||||
В 1 семестре | |||||
1. | Ознакомительный, подготовительный | 1 неделя | Дневник педагогической практики. Выписка из ФГОС бакалавриата, учебного плана и программы избранной дисциплины | ||
2. | Основной | 2,3 недели | Дневник педагогической практики. Конспекты лекций, семинаров, практических и/или лабораторных занятий, электронные презентации, контрольные тесты | ||
3. | Итоговый | 4 неделя | Дневник педагогической практики. Самоанализ проведенных занятий. Отчетные документы по педагогической практике. | ||
Во 2 семестре | |||||
1. | Ознакомительный, подготовительный | 1 неделя | Дневник практики. Проектирование оглавления; определение названия главы (глав) теоретической части и названий параграфов магистерской диссертации. Проектирование содержания. | ||
2. | Основной | 2-3 недели | Дневник педагогической практики. Подбор Литературы. Подбор материала, написание параграфов теоретической части магистерской диссертации. Подбор диагностических методик и методов исследования, проектирование диагностической программы магистерского исследования. Проведение констатирующего эксперимента (или его части) по теме диссертации. Количественная обработка данных по результатам констатирующего эксперимента (или его части), построение таблиц, диаграмм. | ||
3. | Итоговый | 4 неделя | Дневник практики. Представление текста теоретической части магистерской диссертации. Формулирование выводов по теоретической главе. Отчетные документы по педагогической практике. | ||
В 3 семестре | |||||
1. | Ознакомительный, подготовительный | 1 неделя | Дневник практики. Проектирование оглавления; определение названия главы (глав) экспериментальной части и названий параграфов магистерской диссертации. Проектирование содержания параграфов. | ||
2. | Основной | 2-3 недели | Дневник практики. Подбор Литературы. Подбор материала, написание параграфов экспериментальной части магистерской диссертации. Создание проспекта экспериментальной части диссертации, конкретизация диагностической программы контрольного эксперимента по теме магистерской диссертации. Проектирование формирующего эксперимента и/или проведение его части. Проведение констатирующего эксперимента по теме диссертации. Количественная обработка данных по результатам констатирующего эксперимента, построение таблиц, диаграмм. | ||
3. | Итоговый | 4 неделя | Дневник практики. Представление текста экспериментальной части магистерской диссертации. Формулирование предварительных выводов по экспериментальной главе. Отчетные документы по практике. | ||
Итого: | 12 недель | 18 зачетных единиц | 648 часов | Отчет о практике, Дифференцированный зачет в 1,2,3 семестрах |
5.2. Виды деятельности студентов на педагогической практике
1 семестр
1 этап:
- ведение дневника педагогической практики;
- знакомство с содержанием стандарта высшего педагогического образования на ступени бакалавриата;
- изучение структуры и содержания учебного плана по подготовки бакалавров профиля «Начальное образование», определение места и объема часов по избранной дисциплине;
- изучение содержания учебной программы по избранной дисциплине в подготовке бакалавров педагогики по профилю «Начальное образование»;
- посещение занятий своего руководителя педагогической практики;
- выбор тем для проведения занятий со студентами в соответствии с ФГОС, учебным планом и программой дисциплины, определение времени проведения занятий.
2 этап:
- ведение дневника педагогической практики;
- подбор библиографических списков для разработки занятий по избранной дисциплине;
- написание конспектов 2 лекций;
- создание мультимедиа презентаций по темам лекций;
- написание конспектов двух семинарских или практических или лабораторных занятий по избранной дисциплине;
- создание методического обеспечения для проведения своих занятий (раздаточный, наглядный материал, мультимедиа средства, тестовых материалов);
- разработка контрольного теста по изученной(ым) теме(ам) избранной дисциплины.
3 этап:
- ведение дневника педагогической практики;
- проведение самоанализа своих занятий, оформление рефлексивных записей в дневнике педагогической практики с учетом рекомендаций руководителя практики;
- корректировка конспектов лекций и семинарских/практических занятий с учетом замечаний и рекомендаций руководителя практики;
- корректировка тестовых материалов с учетом замечаний и рекомендаций руководителя практики;
- оформление отчетной документации по итогам педагогической практики;
- предоставление отчетной документации руководителю педагогической практики в магистратуре в установленный срок.
2 семестр
1 этап:
- посещение установочной конференции по практике;
- ведение дневника практики;
- посещение консультаций своего научного руководителя практики с целью проектирования педагогического эксперимента по теме своей магистерской диссертации;
- выбор направления экспериментального исследования
- проектирование оглавления теоретической главы диссертации;
- создание части оглавления своей работы
2 этап:
- ведение дневника практики;
- проспект параграфов теоретической главы диссертации;
- формулирование предварительных выводов теоретической части исследования;
- составление программы констатирующего эксперимента;
- реализация констатирующего эксперимента.
3 этап:
- ведение дневника практики;
- проведение самоанализа своего педагогического эксперимента, оформление рефлексивных записей в дневнике педагогической практики с учетом рекомендаций руководителя практики;
- корректировка программы констатирующего эксперимента с учетом замечаний и рекомендаций руководителя практики;
- оформление отчетной документации по итогам практики;
- предоставление отчетной документации руководителю практики в магистратуре в установленный срок.
3 семестр
1 этап:
- посещение установочной конференции по практике;
- ведение дневника практики;
- посещение консультаций своего научного руководителя практики с целью проектирования педагогического эксперимента по теме своей магистерской диссертации;
- уточнение направления и содержания экспериментального исследования
- проектирование оглавления экспериментальной главы диссертации;
- создание целостного оглавления всей работы
2 этап:
- ведение дневника практики;
- проспект параграфов экспериментальной главы диссертации;
- составление проспекта программы формирующего эксперимента;
- написание конспектов по программе формирующего эксперимента;
- реализация части педагогического эксперимента по теме своей магистерской диссертации.
3 этап:
- ведение дневника практики;
- проведение самоанализа своего педагогического эксперимента, оформление рефлексивных записей в дневнике педагогической практики с учетом рекомендаций руководителя практики;
- корректировка программы формирующего эксперимента с учетом замечаний и рекомендаций руководителя практики;
- оформление отчетной документации по итогам практики;
- предоставление отчетной документации руководителю практики в магистратуре в установленный срок.