Б Определение стиля педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками
Предложить педагогу группы ответить на вопросы анкеты.
Уважаемый педагог! Вашему вниманию предлагаются утверждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников.
Если вы полностью согласны с утверждением, поставьте 5 баллов
Если согласны в большей степени, чем не согласны – 4 балла
Если согласны и не согласны в равной степени – 3 балла
Если большей степени не согласны, чем согласны – 2 балла
Если вы полностью не согласны с утверждением, поставьте 1бал.
№ п\п | Утверждения | Баллы |
Строгий воспитатель лучше, чем не строгий | ||
Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы | ||
На занятиях, в ходе режимных процессов, ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем | ||
Послушание детей – заслуга воспитателя | ||
Ребенок подобен «глине», из него можно лепить все, что угодно. | ||
Ребенок должен выполнять все требования воспитателя | ||
Основная цель воспитателя – реализовать требования программы воспитания и обучения детей. | ||
Центральная задача учебно–воспитательной работы – вооружение детей знаниями, умениями и навыками. | ||
Главное в работе воспитателя – добиться исполнительности детей. | ||
Воспитание прежде всего – это требовательность к детям. | ||
Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогическим задачам. | ||
Хорошая дисциплина – залог успеха в воспитании и обучении детей | ||
Наказание – не лучшая форма воспитания, но она необходима. | ||
Деятельность детей нуждается в постоянном контроле. |
Сделать вывод о преобладающем стиле педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками.
48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно–дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
43–47 баллов – умеренная ориентированность на учебно–дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
38–42 балла – умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия
37 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с детьми
Изучение культуры педагогической деятельности педагога (культуры внешнего вида, культуры педагогического общения, культуры речи).
Психолого-педагогический практикум на тему: «Что говорят Вам мимика и жесты?»
К заданию 1.
По результатам наблюдений за педагогической деятельности педагога группы заполнить оценочный лист сформированности у него культуры педагогической деятельности.
Качества культуры педагогической деятельности педагога | Степень сформированности | ||||
устойч. сформ. | достаточ. | имеет место | слабо выраж. | отсутств. | |
1. Культура внешнего вида 1. Осанка: – прямая; – умение сидеть прямо, свободно – подтянутость, собранность 2. Одежда: –аккуратность; –скромность; – цветовая гармония; – соответствие возрасту, условиям занятий и работе; – соответствие моде; – чувство меры в выборе украшений. 3. Гримм (умеренность) 4. Прическа (аккуратность) 5. Мимика: – выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности; – взгляд во время общения направлен на собеседника; – эмоциональная выразительность; – соответствие выражения лица характеру речи. 6. Пантомимика: – жесты уместны, ограничены, естественны. – походка упругая, ритмичная, легкая – движения гибкие , размеренные, непринужденные, отсутствие скованности, суетливости. – умение бесшумно вставать и садиться. 2. Культура педагогического общения 1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении: – умение слушать собеседника; – умение задавать вопросы; – умение первому устанавливать контакт – умение понять другого человека; – умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения. 2. Стремление к установлению зрительного контакта: – умение смотреть на собеседника (аудиторию) – умение видеть и понимать реакцию слушателя 3. Умение заинтересовать рассказом, выступлением, сообщением: – владение свободным, связным произнесением речи перед слушателями – готовность и желание общаться, вести беседу – умение передавать свое отношение к сообщаемому. 3. Культура речи 1. Грамматическая правильность, соблюдение правильных ударений 2. Лексическое богатство 3. выразительность, образность речи 4. Техника речи: – полетность, звонкость голоса; – гибкость голоса, богатство интонаций; – четкая дикция; – соблюдение необходимого темпа речи |
Изучение личности педагога в «зеркале детского восприятия» (старший дошкольный возраст): определение представлений детей о деятельности педагога учреждения дошкольного образования.
1. Провести беседу с воспитанниками (2-3) по вопросам:
1. Что делает воспитатель в детском саду?
2. Хотелось ли тебе быть воспитателем?
3. Почему тебе хотелось (не хотелось) быть воспитателем?
4. Тебе хотелось бы, чтобы воспитатель играл с вами?
5. Почему?
6. О чем воспитатель с тобой обычно разговаривает?
Данные беседы оформить в таблице
Вопрос | Ответы на вопросы | Уровень представлений | ||
Иванов С. | … | … | ||
Сделать вывод о наличии у детей полного, частичного или несформированного представления о деятельности педагога учреждения дошкольного образования.