Методы педагогического исследования
Понятие методологии педагогики.
Методы педагогического исследования.
Методологические подходы и принципы в развитии системы образования.
Структура педагогического исследования.
Методические рекомендации написания дипломной работы.
Методические рекомендации к написанию магистерского диплома
Рекомендации по подготовке презентации и доклада к защите.
Практическая работа. Подготовка к (зачету или экзамену). Технологической карты будущего дипломного исследования.
Источники:
1. Педагогика: учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
2. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М..1999.
3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб.и доп. – М., 2004.
4. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2012.
5. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
6. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Заведений/ В.В. Краевский, Е.Б. Бережнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010 – 280 с.
Лекция № 1
Понятие методологии педагогики
Методология(от греч. methodos -путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие):
1. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;
2. учение о научном методе познания;
3. совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки -это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, формирует представление об этапах, последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
Рассматривая вопрос о связи педагогики с другими науками, мы установили, что педагогика связана с философией, психологией, естественными и другими науками, т.е. эти науки, прежде всего философия, обеспечивают методологическую основу.
В структуре методологического знания выделяют четыре уровня:
· философский,
· общенаучный
· конкретно-научный
· технологический.
Философский уровень составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. в настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии разных наук, в том числе педагогики:
· Экзистенциализм (философия существования): основное понятие - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. В современном мире происходит деформация личности, теряется ее своеобразие. Выход из этого положения возможен в том случае, если индивид научится творить себя сам. Поэтому цель обучения состоит в том, чтобы научить обучающихся творить себя как личность. Экзистенциализм является философским основание индивидуализации обучения.
· Неотомизм - учение, согласно которому мир двойственен, состоит из духовного и материального мира. Духовный мир имеет более высокую ценность, это мир Бога, сотворенный для вечной жизни. Материальный мир - низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука, которая не способна раскрыть сущность мира. Поэтому ведущая роль в воспитании принадлежит религии, как источник счастья и смысла жизни.
· Позитивизм - признает верным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов. Объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с развитием общества, социальными противоречиями. Обществознание - мифология, признают лишь математику и естествознанию
· Неопозитивизм - главное не знания, а методы их приобретения.
· Прагматизм - познание действительности сводят к индивидуальному опыту человека. Нет объективно научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Возбуждение интереса детей к учению, развитию их активности.
· Диалектический материализм - законы движения и развития природы, общества, мышления. Ведущая роль в развитии личности принадлежит воспитанию. Личность формируется в деятельности.
Общенаучный уровень:в основе лежат концепции и научный подходы, применяемые во многих науках. Подходы: системный, личностный, деятельностный, диалогический, культурологический, антропологический.
Конкретно-научный: совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной дисциплине.
Технологический: методика, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Методы педагогического исследования
При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.
Методы педагогического исследования- это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
1. Теоретические: позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснять и предсказывать явления, перейти от абстрактного к конкретному.
Анализ - мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явлений.
Синтез - мысленное соединение признаков, свойств явления и смысловое (абстрактное) целое.
Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении, прежде всего, необходимо определить основу сравнения - критерий.
Абстрагирование - мысленное отвлечение от какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (противоположен абстрагированию).
Обобщение - выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е. обобщение исследуемого.
Моделирование - исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей.
Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.( индукция: от частного к общему; дедукция: от общего к частному).
2. Эмпирические (практические):
Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления.
· по временной организации: непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени)
· по объему: сплошное и выборочное (направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов)
· по способу получения сведений: непосредственным (прямым) - регистрируются непосредственно увиденные факты во время наблюдения; косвенным (опосредованным) - наблюдается результат.
· по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включенное (наблюдатель является членом исследуемой группы); не включенное (со стороны).
· по условиям проведения: полевые и лабораторные.
· по плановости: неформализованное (свободное) и формализованное (по программе).
· по частоте применения: постоянные, повторные, однократные, многократные.
· по способу получения информации: прямое (проводит сам) и косвенное (описание другими людьми).
Беседа - позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
Требования:
· предварительная подготовка
· умение вызвать собеседника на откровенность
· нецелесообразность постановки вопросов "в лоб"
· четкость вопросов, тактичность, доверительность.
Разновидность беседы - интервьюирование (заранее намеченные вопросы).
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Типы анкет:
· открытые – требующие самостоятельного конструирования ответа
· закрытые – выбрать один ответ
· полузакрытые – есть возможность добавить свои ответы к готовым
· именные
· анонимные
· полные
· урезанные
· пропедевтические
· контрольные
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Тест – стандартизированная процедура измерения (надежность – устойчивость результатов тестирования, валидность – соответствие целям диагностики, дифференцирующей силой заданий).
Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса.
· Лабораторный и естественный
· Констатирующий и формирующий
· Длительный и кратковременный
Изучение документов. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.
· Письменные документы
· Статистические данные
· Иконографическая документация
· Фонетические
· Технические
Изучение и обобщение педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики. Изучается массовый опыт (ведущие тенденции), отрицательный опыт (ошибки, недостатки), передовой опыт (новое, эффективное).
Шкалирование – позволяет превратить качественные факторы в количественные ряды.
Шкалирование, при котором, оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.
Метод обобщения независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей (опрос о личности школьника учителей, классного руководителя, родителей, сверстников).
Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку способов преодаления обнаруженных недостатков.
Социометрия – оценивать структуру малой группы и статус отдельной личности в группе.
Математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала:применяют для обработки данных, помогают оценивать результаты эксперимента и др.
Лекция № 3