Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача
…Теперь к вам я обращаюсь, новые воспитанники целебной науки! Я уверен, что вы восхищаетесь вместе со мною блистательным примером студентов, вам предшествовавших, кои ныне служат Отечеству и человечеству. А чтоб сделать вас некогда достойными сего важного служения, а сей первый день учения вашего достопамятным и назидательным на всю жизнь, я предприемлю беседовать с вами о нравственных качествах врача, и в особенности о его благочестии.
Но чтобы вынудить из мягких сердец ваших всю доверенность к столь странному моему слову и вместе поразить непредубежденный ум ваш высокими понятиями звания и избрания вашего, я буду говорить вам не своим языком простым, но медоточивыми устами Гиппократа Конского, дабы тем избегнуть всех сетей собственного воображения и вашей недоверчивости, а более пленить разум ваш в послушание и изучение князя врачей и отца врачебной науки. В нем вы увидите соединение светов благочестия, разума и натуры.
Сколь поистине достоин предмет сей и вашего внимания, достопочтеннейшие посетители! Учение великого Гиппократа, по неимоверной трудности перевода, до сих пор не существовало для Российского юношества, и никто еще не дерзал переводить его. Высокия истины сотлевают вместе с патриархом медицины. Воззвать сего феникса из тления я считаю дерзостью и вместе славою.
По сим живописным чертам, извлеченным из Гиппократа, и вы, достопочтеннейшие посетители! Научитесь выбирать для себя врачей гиппократовых; а юноши наши, соглядая себя в зерцале сем, постараются быть таковыми, чтобы заслужить некогда столь лестную доверенность вашу. Врачи вам жертвуют всем своим спокойствием. Пожертвуйте мне несколькими минутами! В назидание наших юношей я изображу вам достоинства врача гиппократова.
Итак, приступая к нравственному учению Гиппократа, я предваряю вас, любезные юноши, что Гиппократ, проникнутый великостью предмета своего, требует от вас беспрестанного учения и упражнения до конца жизни вашей. Русскую пословицу «век живи, век учись», он изобразил в первом афоризме: «Наука наша, — говорит он,— так длинна, что целая жизнь для нее коротка, время так едко и быстро, что случай в оном скоротечен, опыт опасен, суждение трудно. Надобно, чтобы врач не только себя одного показал деятельным и прочным помощником больному, но и самого больного и предстоящих и все вещи, его окружающие».
Чтобы достигнуть во всей полноте столь обширной цели врачевания и деятельности, Гиппократ не принимал к себе в ученики, как только тех, кои присягали божеству в святости жизни.
ПРИСЯГА ИЛИ КЛЯТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ГИППОКРАТА
«Клянусь Апполоном и Эскулапом, Гигеею (богинею здравия) и Панацеею (всеобщим врачеванием) и обязуюсь, что я по моим силам и наилучшему разумению совершенно буду соблюдать то, в чем клянусь, и письменно утверждаю, что я учителя моего, который меня сему искусству учил, буду почитать как отца, и буду даватьему с благодарностию все нужное для его содержания и его надобности во время нужды. Детей его, как родных братьев буду иметь, и ежели пожелают учиться сему искусству, буду учить без всякого воздаяния и договора. Сверх сего, как моих, так и его детей и учеников, клятвою утвердивших свое звание и верность, соделаю участниками наставлений, повествований и всего учебного круга, а более никого.
По силам моего звания и разумения больным буду предписывать образ жизни самый полезный и буду предостерегать их от всякой порчи и вреда. Никому не дам смертоносного яду ни по каким просьбам и не подам к тому ни совета, ни помощи. Не дам гонительного средства чреватой женщине для истребления младенца; но всегда буду вести мою жизнь и науку в чистоте, святости и непорочности.
Страждущим каменною болезнию не буду делать операции, но представлю оную опытным операторам.
В чей дом взойду, буду входить для спасения болящих, избегая всякого подозрения, обиды и порчи нравов, а наипаче любовных затей, касающихсядожен, мужей, детей и служителей.
Леча в доме, или имея простое только знакомство, есть ли что увижу или услышу в общежитии такое, что не должно быть разглашено, о том буду как о тайне молчать.
Наконец, есть ли я свято соблюду сию присягу и не нарушу, то да будет жизнь моя щастливая, искусство благословенное, почтение и слава вечная у всех людей. А есть ли нарушу, да будет со мноювсепротивно.
Любезные юноши, вы светом откровения порожденные, поклянитесь врачом душ и телес, начальником живота и смерти, ходити такожде перед богом же и человеки. При чем заметьте, что добродетели молодых врачей, по сей присяге, начинаются с благодарности к своим учителям.
ЗАКОН ГИППОКРАТА
«Медицина,— говорит он,— есть благороднейшая из всех наук; но по невежеству медиков и их ругателей, и тех, кои оплошно о них судят, она гораздо ниже всех. Причиною тому кажется то, что на медицину в городах не положено никакого наказания, кроме бесславия: но сие не пятнает искусных знатоков. Сии подобны персонам, вводимым на театре; многие принимают вид и одежду сих лиц, в самой вещи не быв таковыми: так и медиков много по имени, а на деле очень мало».
Кто захочет приобрести познания в медицине, тот должен иметь следующих вождей: способность природы, ученость, место, удобное для учения, воспитание от юности, тщательность и время. Итак, во-первых, нужно иметь врожденную способность, без которой тщетны все усилия. Склонностью ко благу готовиться учение врачебного искусства, а сие с благоразумием приобретать должно от юности в месте, способном и от натуры к учению удобном. К сему присовокупить нужно долговременную тщательность, дабы наука, сделавшись врожденною, возрастая, могла принести обильные плоды. Медицина подобна хлебопашеству, природная способность есть поле, правила учителей — семена, учение от юности — сеяние, которым в благоприятное время семена предается земле, место учения — окружающий воздух, дающий пищу спеющим былиям, а тщательность есть земледелие: наконец, время венчает спелость и труды.
Таковых только людей, имевших все потребности для изучения медицины и имеющих истинное познание оной, и именем и делом медиками почитать должно.
«Напротив того, незнание есть худое приобретение, скудные оного плоды. Оно есть бред и сон; в оном нет радости, ни душевного спокойствия: оно есть мать робости и дерзости. Робость показывает неумение, дерзость — невежество. В медицине две вещи суть: либо наука, либо мнение. Наука ведет к знанию, мнение к нерешимости».
Любезные юноши, ходите в законе гиппократове. Вы и без моего напоминания видите, что сии нравственные правила текут из небесного источника.