О природосообразности и культуросообразности в воспитании
Природосообразно, кулътуросообразно — вот те два понятия, о которых трактует эта статья. Исключительно важно поразмыслить над абсолютным и относительным значением этих понятий. Необходимо воспитывать природосообразно, обучать природосообразно, действовать природосообразно. Это совершенно и остается в силе, если понятие природосообразности как в широком, так и в узком смысле слова, т.е. если этот принцип распространить на природу вообще или, что лучше, ограничить его только природой человека. Принцип природосообразности воспитания прочно установлен. Все, что признано природосообразным, является поэтому также верным, достойным одобрения и хорошим. Ведь природа человека хороша, дана творцом для того, чтобы она развивалась и совершенствовалась на земле сообразно с присущими ей и заложенными в ней законами. Принцип природосообразности установлен на вечные времена на педагогическом небосклоне в качестве ярко светящего, никогда не угасающего, никогда не изменяющего своего положения путеводного светила. Он представляет собой полюс, ось, вокруг которой вращаются все прочие педагогические и методические правила, которые к нему тяготеют. Они образуют окружность, множество; наш же принцип является центром и единством. Он олицетворяет идеал, к которому мы должны стремиться как в жизни, так в воспитании и обучении, не рассчитывая, однако, при ограниченности и несовершенстве нашего познания и других средств, когда-либо его полностью достигнуть. Ведь вполне природосообразное учреждение, управление, воспитание и прочее было бы также и вполне совершенным, а на земле нет и не может быть ничего совершенного. Благодаря этому наш принцип нисколько не теряет своего значения, а становится, напротив, нашей вечной путеводной звездой.
Нокак ни справедливо все вышеизложенное, тем не менее возникает вопрос: должны ли мы осуществлять все признанное природосообразным и притом тотчас же и при всех обстоятельствах или же этого не следует делать? С первого взгляда, если мы примем все вышеизложенное за истину, такой вопрос кажется нелепым и крайне парадоксальным. Может показаться, что этот вопрос имеет столько же смысла, как вопрос о том, действительно ли вращается земля вокруг солнца, действительно ли человек должен быть человеком и стремиться к добродетели? Но тем не менее, на наш вопрос, раз он уже поставлен, должен быть дан ответ; а он может быть только отрицательным.
Но если это правильно, то, следовательно, существует какой-то принцип, который ограничивает принцип природосообразности, хотя он ему и подчиняется. Это — принцип культуросообразности, права которого нельзя отрицать, хотя он и может претендовать на такую же всеобщность, как принцип природосообразности. Мы постараемся кратко изложить нашу точку зрения по этому вопросу. Каждый человек находит при своем рождении на свет свое окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить и по крайней мере воспитываться уже на определенной ступени культуры. Не он должен ее создавать, развивать, так как она уже существует и имеет право на существование именно потому, что она уже есть. (...)
Все человечество, каждый народ, каждое поколение и т.п. всегда находится на какой-нибудь определенной ступени культуры, которая должна рассматриваться как наследие, оставленное предками, как результат их истории и всех воздействовавших на них факторов. Каждый народ стал тем, чем он мог стать под влиянием данных обстоятельств. Состояние культуры в тот или другой момент должно рассматриваться как естественное явление, которое так же неизбежно возникает, с такой же необходимостью, как тот или иной характер флоры и фауны в определенном поясе или на всей земной поверхности. Состояние культуры данного народа в определенное время представляет собой нечто данное и образует ту среду, в которую вступает каждый отдельный человек, рожденный при данных обстоятельствах. Он не создает ее, а находит готовой, и она на него влияет сообразно своей сущности. Вот почему всякий человек — продукт своего времени. Под влиянием иных условий он сделался бы иным, но при данных обстоятельствах он станет при своих задатках тем, чем он может стать в зависимости от своего окружения или всего состояния культуры в данный момент. Если бы мы могли себе ясно представить основные задатки отдельного человека, а также истинную сущность окружающей его среды, ее внешнее и внутреннее состояние, мы бы имели возможность предвидеть - чем именно сделается данный человек. Но для этого потребовалось бы всезнайство. На самом деле будущее каждого отдельного лица или целого народа может быть предсказано лишь отчасти, лишьприблизительно и на основании аналогий.
С достоверностью мы знаем только то, что его состояние в данный момент является результатом предыдущего состояния. Как в развитии отдельного человека нет никаких пробелов или скачков, так их не бывает и в развитии народа. Все на земле развивается по закону непрерывности. Поэтому мы должны установить связь всякой последующей ступени развития с предыдущей, постараться вывести ее из последней. Иначе говоря, всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно. Этокультуросообразное поведение отвечает и современным требованиям. Мы все отлично знаем, как велики эти требования: дело всей нашей жизни может быть сведено на нет и оказаться совершенно безрезультатным, если наша деятельность не отвечает требованиям современности, не опирается на действительность, не считается с ней, игнорирует ее, если мы рассчитываем на идеальные условия, которые на самом деле не существуют.
…Принцип культуросообразности — несомненно, истинный, правильный и неоспоримый принцип. Всякое явление, которое имеет большое значение или влияние на жизнь людей, непременно сообразно с требованиями данного времени. Если мы не будем исходить из этой предпосылки, то столкнемся в истории одними непонятными явлениями. Только она проливает свет на совершенно необъяснимые без нее исторические явления и факты. Все личности, деятельность которых сопровождалась большим и длительным успехом, действовали непременно в духе требований и запросов своего времени.
Поэтому воспитатель и учитель тоже должны считаться с запросами и требованиями их среды и времени. Каждый человек должен соответствовать своему времени. В противном случае он будет чем-то вроде инородного тела, которое организм отвергает и удаляет. Каждый человек должен быть продуктом своего времени и его требований. Поэтому необходимо считаться с существующими в данном обществе обычаями, привычками, традициями, со всем, что в нем признается и принято. (...)
Человек, управляющий судьбами людей и их историей, никогда не должен упускать из вида идею, но ему также не следует ставить ни во что требования его времени.
В области воспитания и обучения необходимо поэтому постоянно стремиться к тому, чтобы принцип природосообразности получил всеобщее признание и занял господствующее положение. Но при этом надо считаться и с достигнутым культурным уровнем. Таким образом, следует стремиться к природосообразности, принимая также во внимание и то, что требуют культура и современность.
Если мы не будем руководствоваться принципом природосообразности, мы нанесем удар по священным требованиям человечества; если мы не станем считаться с принципом культуросообразности, мы превратимся либо в фантазеров, либо в деспотов и тиранов. (...)
(Источник: Дистервег Ф. Избранные педагогические сочинения.— М., 1956,— С. 227—232.)
Вопросы:
1. Каким образом принципы культуросообразности и природосообразности соотносятся друг с другом в педагогическом процессе? Почему Ф.Дистервег считал их главными?
2. Какие еще принципы организации педагогического процесса Вы знаете?
Тема: Содержание образования и направления его развития
Основные вопросы:
1. Сущность содержания образования. Цели образования. Факторы, влияющие на содержание образования.
2. Многоаспектность образования:
1) образование как система,
2) образование как процесс,
3) образование как результат,
4) образование как ценность.
3. Закон РФ "Об образовании". Проблемы реформы медицинского образования в России.
4. Интеграция России в мировое образовательное пространство. Реформирование российского образования в рамках Болонской декларации.
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Разработка теории образования в педагогической науке.
2. Проблемы реформирования медицинского образования в России.
3. Модели образования.
4. Образование как средство развития личности.
5. Основные направления развития медицинского образования в рамках Болонской декларации
Целевые задачи
Знать:
· Образование, его специфику как многоаспектного феномена; образование как ценность, как система; образование как процесс; образование как результат.
· Основные положения закона РФ "Об образовании" и основные направления реформы образования.
· Содержание личностно-ориентированного содержания образования.
· Смысл стандартизации содержания образования.
· Современные тенденции развития образования в стране и мире.
· Основные траектории преобразования высшей медицинской школы в свете Болонской декларации
Уметь:
· Ориентироваться в современных образовательных ценностях, развивать способности личности к непрерывному образованию, адаптации и творческой деятельности в динамично меняющемся мире.
· Понимать основные тенденции развития образования в стране и мире. Разбираться в вопросах интеграции России в мировое образовательное пространство.
Объекты изучения
Основные понятия
Образование - это общественно-организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенестическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацей личности (по П. Пидкасистому).
Образованием - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней - цензов (Закон РФ "Об образовании")
Законодательство РФ в области образования – комплекс документов, включающих в себя Конституцию РФ, Закон РФ об образовании (1992), принимаемые в соответствии с ним другие законы и нормативные акты, которые разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти; регулируют вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование.
Система образования – совокупность приемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Содержание образования - это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственным и физическим развитием человека (B.C. Леднев, 1991).
Стандарт (от англ. "standarte"- норма, образец) образования - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования для достижения этого идеала (По В. Ледневу). Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремятся достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.
Современные тенденции развития образования - это гуманизация, гуманитаризация образования, демократизация, индивидуализация, индустриализация, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, вариативность, интегративность, психологизация современного образовательного процесса, переход от информативных к активным методам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, стандартизация содержания образования, непрерывность.
Личностно - ориентированное содержание образования направлена на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность (По Сластенину В.А.).
Болонский процесс – это процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, должно способствовать единению Европы в области образования:
1.введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура);
2. введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;
3. повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном);
4. обеспечение необходимого качества высшего образования;
5. взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
6. обеспечение автономности вузов.
Оригинальные тексты:
· Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Высшее образование и высшая медицинская школа. М. 2001.
· Демидова И.Ю., Меньшикова Т.А., Смирнова Е.Э.Болонский процесс и возможные преобразования российской высшей школы // Социология и социальная антропология.2003. Т.V. №4.
3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· Что следует понимать под терминами: "образование", "содержание образования"?
· В чем суть теорий формирования образования? В чем проявляется односторонность материальной и формальной теорий? Ответ аргументируйте.
· Каковы факторы, детерминирующие формирование содержания образования?
· Какие нормативные документы регламентируют содержание образования в вузе?
· Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений? Каковы основные особенности университетского образования?
· Что важнее для современного выпускника университета: научная зрелость или профессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль? Каково, на Ваш взгляд, соотношение между ними.
· Изучив главу 3 учебника Н.В. Бордовской, А.А. Реан. Педагогика СПб 2001, составьте графологическую схему "модели образования" и проанализируйте ее.
· Охарактеризуйте основные направления развития современного образования.
· Какие выделяют виды образования: а) по типу образовательной системы; б) по типу преобладания направленности содержания образования; в) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества?
· Определите назначение государственного образовательного стандарта.
· Как Вы понимаете сущность Болонского процесса?
· В чем, на Ваш взгляд, проявляется реформирование современного медицинского образования?
· Почему образование это общечеловеческая ценность? Обоснуйте свой ответ.
· Какие изменения ожидают студента в связи с вхождением России в Болонский процесс?
Проблемная ситуация:
В Этическом кодексе российского врача (статья № 2) указывается: «Врач должен активно стремиться к углублению своих знаний, памятуя, что качество медицинской помощи не может быть выше полученного образования». Какие обстоятельства препятствуют современному студенту медицинского вуза в получении качественного высшего образования?
"В настоящее время придается большое значение смене стратегий в образовании: "от знаний к проблеме" на стратегию "от проблемы к знанию". Какие особенности мышления врача формируются в процессе обучения, основанного на данной стратегии?
Литература
Обязательная:
· Закон РФ "Об образовании". М., 1992.
· Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001, Гл. 3-4.
· Григорович Л.А. Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М. 2001, Гл. 3.
· Денисов И.Н. Надо готовить студента не как носителя информации, а как личность/ Ярославский психологический вестник. Вып. 11. М. – Я.2004. С. 5-6.
· Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: "Школа-Пресс", 2000, Гл. 9.
· Гершунский Б.С. Философия образования для XXI. Педагогическое общество России. М.2002. Гл. 1.1.
Дополнительная:
· Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991
· Носкова С.В. Некоторые направления реформирования медицинского образования в рамках Болонской декларации / Сестринское дело и высшее сестринское образование в XXI веке. Проблемы и перспективы. Труды международной научно практической конференции. Спб. 2005.
· Сенько Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете // Педагогика. 2001. №5. С.51.
· Фундаментальные гуманитарные концепции в медицине и медицинском образовании. Саратов: Изд-во СГМУ, 1998.
П.Ф. КАПТЕРЕВ*