Принцип культуросообразности

  • общечеловеческие ценности культуры
  • приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом
  • выработка разнообразных способов адаптации к изменениям

Проблемой реализации этого принципа является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение балансаценностей различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно, воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, а также реализовать свои возможности.

Понятие о методах воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и поведения. Педагогические требования к применению.

Методы воспитания ‒ совокупность неких общих способов осуществления воспитательных взаимоотношений, способов реализации воспитательных задач.

1) Методы формирования сознания личности:

  • рассказ на этическую тему
  • разъяснение
  • внушение
  • увещевание (наставление)
  • этическая беседа
  • диспут
  • пример

Методы этой группы очень важны и для успешного формирования чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается вяркие, волнующие образы.

2) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:

  • поручение
  • упражнение
  • создание воспитывающих ситуаций

Воспитанники должны понимать сущность и значение вырабатываемого качества или привычки; необходимая норма должна выражаться предельно кратко и доступно. Воспитанникам необходимо объяснять общественную значимость и ценность поручаемого задания; учитывать склонности, интересы и возможности воспитанника.

Воспитывающие ситуации ‒ это ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Методы стимулирования деятельности и поведения

  • требование (прямое и косвенное)
  • соревнование
  • поощрение
  • наказание
  • метод естественных последствий

Педагогические требования к применению мер наказания:

  • нельзя наказывать за неумышленные поступки
  • наказывать без достаточных оснований
  • сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания
  • необходимо строго соблюдать педагогический такт
  • опираться на понимание и поддержку общественного мнения
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Признаки и структура коллектива. Функции и законы жизни детского коллектива. Педагогическое руководство самоуправлением в коллективе школьников. Этапы формирования детского коллектива (по А.С. Макаренко).

Коллектив ‒группа людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции.

Детский коллектив ‒это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Признаки детского коллектива:

1) наличие общественно значимых целей

2) систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность

3) соответствующая организация совместной деятельности

4) систематическая практическая связь детского коллектива с обществом

5) наличие положительных традиций

6) атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности

7) критика, самокритика и дисциплина

Структура детского коллектива:

  • формальное лидерство
  • роли
  • нормы
  • статус
  • состав

Функции детского коллектива:

  • организационная
  • воспитательная
  • стимулирующая

Педагогическое руководство самоуправлением в коллективе школьников:

Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса:

1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках

2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

  • разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность
  • не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними
  • строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников
  • добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами учащиеся

Этапы формирования детского коллектива:

1) первая стадия ‒становление коллектива

Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2) вторая стадия‒усиление влияние актива

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

Наши рекомендации