Тема: Процесс обучения. Методы обучения и активизации познавательной деятельности студентов медицинского вуза

Основные вопросы:

1. Дидактика как часть педагогики, изучающая теоретические основы обучения. Я.А. Коменский и его труд "Великая дидактика" (1657) Основные дидактические концепции.

2. Процесс обучения: сущность, цели, функции и его структура.

3. Закономерности и принципы обучения. Развитие и воспитание студентов в процессе обучения.

4. Методы и средства обучения. Их современная классификация.

5. Педагогические технологии и инновации в обучении.

6. Формы организации процесса обучения. Проблема активизации познавательной деятельности студентов медицинского вуза.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы

1. Труд Я.А. Коменского "Великая дидактика" (1657 г.) и его значение.

2. Педагогические взгляды А. Дистервега, И. Песталоцци, К. Ушинского, Н. Пирогова на процесс обучения.

3. Развивающее обучение и его основные принципы.

4. Педагогические технологии и инновации.

5. Формы организации процесса обучения в медицинском вузе.

6. Основные дидактические концепции.

Целевые задачи

Знать:

· Понятие - дидактика. Вклад Я.А. Коменского в разработку научных основ дидактики.

· Сущность процесса обучения как главное составляющее целостного педагогического процесса, его цели и функции.

· Значение двусторонности процесса обучения-преподавания и учения, их роль в дидактике.

· Главные факторы достижения результата обучения.

· Структуру компонентов процесса обучения и их содержание.

· Закономерности обучения и дидактические принципы.

· Методы обучения и их классификации, содержание проблемного метода обучения.

· Формы обучения и суть лекционно-практической системы обучения в вузе.

· Понятия "педагогическая технология" и "инновация" в обучении.

· Основные дидактические теории и концепции.

Уметь:

· Оперировать базовыми понятиями дидактики.

· Объяснять цели и задачи обучения, содержание основных компонентов его внутренней структуры.

· Применять дидактические принципы обучения в профессиональной деятельности при изучении и внедрении медицинских программ оздоровления населения.

· Владеть современными методами обучения и активно участвовать в организационных формах вузовского обучения.

· Ориентироваться в принципах педагогических технологий, реализация которых ведет студентов к овладению своей профессиональной деятельностью.

· Видеть место технологии в структуре процесса обучения и значимость инноваций в образовательном процессе.

· Определять сущность синергетического подхода в обучении.

· Разбираться в основных дидактических теориях и концепциях, их достоинствах и недостатках.

Объекты изучения

Основные понятия:

Дидактика (от гр. didaktikos-поучающий, и didasko-изучающий). Термин ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635). Я.А. Коменский опубликовал в 1657 в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика".

Дидактика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов), направленная также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. Главные составляющие процесса обучения – преподавание и учение. В их единстве заключается основная дидактическая функция обучения.

Преподавание - это деятельность по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценка их учебных достижений.

Учение - это деятельность учащихся по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков, самостимулированию к поиску решения учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Обучаемость - способность к усвоению знаний, восприимчивость к обучению. Характеризуется скоростью процессов формирования знаний, легкостью овладения приемами умственной деятельности, умением анализировать, синтезировать, гибкостью мышления, памяти, внимания, рационального мышления.

Задачи, решаемые в процессе обучения:

Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей, совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Структура компонентов процесса обучения представлена:

· целевым;

· развивающим;

· стимулирующе-мотивационным;

· содержательным;

· операционно-деятельностным;

· эмоционально-волевым;

· контрольно-регулировочным;

· оценочно-результативным компонентами.

Закономерности обучения:

Выделяют внешние закономерности обучения, выражающие зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования) и внутренние закономерности, выражающие связи между компонентами процесса обучения.

К внешним закономерностям относятся:

· социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; воспитывающий и развивающий характер последнего;

· обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

· зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям обучения относятся:

· зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными задачами и существующим уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

· влияние взаимодействия учителя и ученика на результаты обучения;

· подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого обучающегося и др.

Выделяют следующие принципы обучения:

· принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

· принцип научности;

· принцип наглядности;

· связи обучения с практикой;

· систематичности и последовательности;

· принцип доступности, сознательности и самостоятельности обучающихся;

· прочности знаний;

· принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и др.

Методы обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий педагога и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы обучения классифицируются по разным основаниям.

Словесные методы передачи и усвоения знаний (беседа, рассказ, лекция, дискуссия, работа с текстом).

Практические методы обучения (упражнения, лабораторные занятия и эксперименты, практические занятия, семинары).

К группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита дипломных работ, курсовых).

Наши рекомендации