Тема: Семейное воспитание

Основные вопросы:

1. Содержание семейного воспитания. Семья и ее функции.

2. Типы семейного воспитания. Авторитарный, либеральный, демократический стили семейного воспитания.

3. Методы воспитания детей в семье.

4. Педагогическая поддержка семьи.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании.

2. Влияние типов воспитания на личность ребенка.

3. Семья и государство.

4. В.А. Сухомлинский о воспитании в семье.

5. Образ жизни семьи и здоровье детей.

Целевые задачи

Знать:

· Суть содержания семейного воспитания, его цели, принципы.

· Функции семьи.

· Типы семейного воспитания.

· Методы семейного воспитания.

· Суть педагогической поддержки современной семьи.

Уметь:

· Строить собственную семейную жизнь в соответствии с требованиями семейной педагогики.

· Владеть методами, приемами семейного воспитания, осуществлять их индивидуальный выбор.

· Оказывать педагогическую поддержку семье как врач-профессионал.

Объекты изучения

Основные понятия:

Семейное воспитание - процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов, это непрерывное сочетание педагогической деятельности родителей с повседневным влиянием на детей уклада жизни семьи, материальных и бытовых условий, нравственной эмоционально- психической атмосферы семьи.

Типы семейного воспитания

1. Семьи, уважающие детей.

2. Отзывчивые семьи.

3. Материально-ориентированные семьи.

4. Враждебные семьи.

5. Антисоциальные семьи.

Классификация типов семейного воспитания (по Т.В. Архиповой)

1. Принятие и любовь.

2. Противоречивость.

3. Непоследовательность.

4. Сверхтребовательность.

Принципы гуманистической педагогики, на которых основывается современное семейное воспитание:

1. Креативность - свободное развитие способностей детей.

2. Гуманизм - признание личности в качестве абсолютной ценности.

3. Демократизм - установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми.

4. Гражданственность, основанная на осознании своего "Я" в общественно-государственной системе.

5. Ретроспективность, позволяющая осуществлять воспитание на традициях народной педагогики.

6. Приоритетность общественных норм и ценностей. (по И.П. Подласому)

Методы воспитания детей в семье - способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Функции семьи (по Смирнову В.И.) - репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологическая, коммуникативная, рекреативная.

Тактики семейного воспитания (по Петровскому А.В.) - диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.

Оригинальные тексты:

· Лесгафт П.Ф. Семейная жизнь ребенка /Антология педагогической мысли России второй половины XXI в. М.: 1990. С.295.

· Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье // Психологическая наука и образование, 2001. №2. С.41.

3.Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· Сформулируйте цели семейного воспитания в современном российском обществе.

· На каких принципах гуманистической педагогики основывается современное семейное воспитание?

· Почему П.Ф. Лесгафт придавал физическому воспитанию детей особое значение?

· Назовите типы семейных отношений.

· Проанализируйте методы, приемы, способы воспитания, применяемые в семье, где Вы росли.

· Какие трудности переживает студенческая семья? Стоит ли ее строить в период учебы в медицинском вузе?

· Составьте план введения в семью элементов здорового образа жизни. Защитите свой проект.

Проблемная ситуация.

Разберите следующие ситуации:

· Представьте, что у семьи, с которой дружат Ваши родители, сын – студент. Последнее время он потерял интерес к учебе, пропускает занятия, получает двойки. Как поступить родителям в данной ситуации? Что бы Вы им посоветовали?

· У Ваших знакомых дочь первокурсница пристрастилась к курению / употреблению спиртного. Как отучить ее от вредной привычки? Какую беседу Вы бы с ней провели?

· Ваш брат-пятикурсник заявил родителям: "Все, ради Вас, родители, доучусь в СГМУ, но врачом работать никогда не буду!". Что необходимо предпринять родителям в данной ситуации?

4. Литература:

Обязательная:

· Азаров В.П. Семейная педагогика. М., 1993.

· Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения, М., 1988.

· Подласый И.П. Педагогика: новый курс в 2 кн., М., 1999, Кн.2.

· Дармодехин В. Безнадзорность детей в России. // Педагогика. 2001. №5. С.3.

· Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999.

· Шевандрин Н.М. Социальная психология в образовании. М., 1995. С.424.

Дополнительная:

· Дармодехин В. Семья и государство // Педагогика. 1999, №1, С.3.

· Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ "Я" дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. 2001 №2. С.59.

· Плоткин М. Социально-педагогическая помощь детям неблагополучных семей // Педагогика. 2000. №1. С. 47.

· Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., «Просвещение», 1987. С. 73-78)

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

Наши рекомендации