Тема: Семейное воспитание
Основные вопросы:
1. Содержание семейного воспитания. Семья и ее функции.
2. Типы семейного воспитания. Авторитарный, либеральный, демократический стили семейного воспитания.
3. Методы воспитания детей в семье.
4. Педагогическая поддержка семьи.
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании.
2. Влияние типов воспитания на личность ребенка.
3. Семья и государство.
4. В.А. Сухомлинский о воспитании в семье.
5. Образ жизни семьи и здоровье детей.
Целевые задачи
Знать:
· Суть содержания семейного воспитания, его цели, принципы.
· Функции семьи.
· Типы семейного воспитания.
· Методы семейного воспитания.
· Суть педагогической поддержки современной семьи.
Уметь:
· Строить собственную семейную жизнь в соответствии с требованиями семейной педагогики.
· Владеть методами, приемами семейного воспитания, осуществлять их индивидуальный выбор.
· Оказывать педагогическую поддержку семье как врач-профессионал.
Объекты изучения
Основные понятия:
Семейное воспитание - процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов, это непрерывное сочетание педагогической деятельности родителей с повседневным влиянием на детей уклада жизни семьи, материальных и бытовых условий, нравственной эмоционально- психической атмосферы семьи.
Типы семейного воспитания
1. Семьи, уважающие детей.
2. Отзывчивые семьи.
3. Материально-ориентированные семьи.
4. Враждебные семьи.
5. Антисоциальные семьи.
Классификация типов семейного воспитания (по Т.В. Архиповой)
1. Принятие и любовь.
2. Противоречивость.
3. Непоследовательность.
4. Сверхтребовательность.
Принципы гуманистической педагогики, на которых основывается современное семейное воспитание:
1. Креативность - свободное развитие способностей детей.
2. Гуманизм - признание личности в качестве абсолютной ценности.
3. Демократизм - установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми.
4. Гражданственность, основанная на осознании своего "Я" в общественно-государственной системе.
5. Ретроспективность, позволяющая осуществлять воспитание на традициях народной педагогики.
6. Приоритетность общественных норм и ценностей. (по И.П. Подласому)
Методы воспитания детей в семье - способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Функции семьи (по Смирнову В.И.) - репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологическая, коммуникативная, рекреативная.
Тактики семейного воспитания (по Петровскому А.В.) - диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.
Оригинальные тексты:
· Лесгафт П.Ф. Семейная жизнь ребенка /Антология педагогической мысли России второй половины XXI в. М.: 1990. С.295.
· Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье // Психологическая наука и образование, 2001. №2. С.41.
3.Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:
· Сформулируйте цели семейного воспитания в современном российском обществе.
· На каких принципах гуманистической педагогики основывается современное семейное воспитание?
· Почему П.Ф. Лесгафт придавал физическому воспитанию детей особое значение?
· Назовите типы семейных отношений.
· Проанализируйте методы, приемы, способы воспитания, применяемые в семье, где Вы росли.
· Какие трудности переживает студенческая семья? Стоит ли ее строить в период учебы в медицинском вузе?
· Составьте план введения в семью элементов здорового образа жизни. Защитите свой проект.
Проблемная ситуация.
Разберите следующие ситуации:
· Представьте, что у семьи, с которой дружат Ваши родители, сын – студент. Последнее время он потерял интерес к учебе, пропускает занятия, получает двойки. Как поступить родителям в данной ситуации? Что бы Вы им посоветовали?
· У Ваших знакомых дочь первокурсница пристрастилась к курению / употреблению спиртного. Как отучить ее от вредной привычки? Какую беседу Вы бы с ней провели?
· Ваш брат-пятикурсник заявил родителям: "Все, ради Вас, родители, доучусь в СГМУ, но врачом работать никогда не буду!". Что необходимо предпринять родителям в данной ситуации?
4. Литература:
Обязательная:
· Азаров В.П. Семейная педагогика. М., 1993.
· Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения, М., 1988.
· Подласый И.П. Педагогика: новый курс в 2 кн., М., 1999, Кн.2.
· Дармодехин В. Безнадзорность детей в России. // Педагогика. 2001. №5. С.3.
· Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999.
· Шевандрин Н.М. Социальная психология в образовании. М., 1995. С.424.
Дополнительная:
· Дармодехин В. Семья и государство // Педагогика. 1999, №1, С.3.
· Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ "Я" дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. 2001 №2. С.59.
· Плоткин М. Социально-педагогическая помощь детям неблагополучных семей // Педагогика. 2000. №1. С. 47.
· Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., «Просвещение», 1987. С. 73-78)
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ