Особенности воспитания эстетических чувств, представленйи и понятий у умственно отсталых детей
Эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы, естестественно, затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Поэтому решающая роль в развитии у учащихся эстетического восприятия, понимания произведений искусства принадлежит учителю, воспитателю и родителям.
Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.
Эстетическое воспитание во вспомогательной школе - неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен дли учеников, обучающихся в массовой школе.
С учетом своеобразия развития умственно отсталых детей и особой роли вспомогательной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение; к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.
3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.
4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.).
2. Искусство в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников.
Учащиеся вспомогательной школы весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (картины, репродукции, художественные иллюстрации). Так, например, учащиеся младших классов не понимают явлений перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий (т. е. когда один предмет загораживает другой), слабо дифференцируют промежуточные цвета и малонасыщенные цветовые оттенки, допускают ошибки при узнавании сходных по начертанию объектов- Кроме того, дети очень часто допускают ошибки при объяснении выражения лица персонажа картины, а сложные и тонкие переживания героев не улавливают, толкуя их примитивно, элементарно. Движения и позу персонажей учащиеся никак не связывают с их эмоциональным состоянием. Такое своеобразие восприятия затрудняет осмысление изображенного (Т. Н. Головина, Н. М. Стадненко).
Учащиеся могут оставаться совершенно равнодушными к некоторым видам искусства, например, к музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, состояние раздумья. Иногда можно наблюдать у детей реакции, абсолютно неадекватные, например, смех вместо огорчения по поводу несчастья, переживаемого героем кинофильма или спектакля. На некоторые произведения искусства, которые привлекают своей яркостью и выразительностью, дети отвечают чрезмерным проявлением радости.
Как установила С. М. Мидовская, существует ряд важных педагогических требований, соблюдение которых обеспечивает успех музыкально-эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы. К ним относятся: а) умелый подбор музыкального материала с учетом его воспитательного значения, эстетической ценности, соответствия уровню развития детей; б) высокий уровень исполнения музыкального произведения (в том числе воспроизводимого в грамзаписи); в) продуманное словесное общение (беседа) с детьми при объяснении содержания музыкального произведения, знакомстве с жанрами (песня, марш, танец) и показе выразительных средств; г) широкое применение образной наглядности при прослушивании музыки (в частности, серии картинок, соответствующих содержанию музыкального произведения); д) организация ритмических движений детей, способствующих лучшему усвоению рисунка, темпа, динамики музыкального произведения.
Существенное значение для эстетического развития учащихся вспомогательной школы на уроках пения и музыки имеет предварительная работа над пониманием текста песни, что помогает детям усвоить ее мелодию. Очень важно также добиться от учащихся чистоты интонирования, выразительности, эмоциональности пения. Успешному решению этих задач способствует определенная организация занятия, включающая: вступительную беседу, анализ содержания песни, яркое и эмоциональное исполнение ее учителем с соблюдением правил певческой культуры, использование приемов развития правильной интонации у детей, обучение их воспроизведению разнообразных оттенков вокального произведения.
Эти дидактические правила при разучивании песен с учащимися вспомогательной школы необходимо соблюдать, руководствуясь известным тезисом А. Н. Граборова о том, что пение является могучим воспитательным средством, что надо приучить детей к хорошему пению, приучить их слушать самих себя.
Важным средством эстетического воспитания младших умственно отсталых школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и текстильными материалами, с проволокой, древесиной.
Особую значимость для развития художественного восприятия и творческого воображения имеет работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, сучками и т. п.).
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения.
Особое воспитательное значение имеет художественное рассказывание.
В процессе обучения изобразительной деятельности умственно отсталые дети учатся наблюдать, у них развивается, зрительная память, воображение, фантазия. Организуя целенаправленное изучение объекта, учитель формирует умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным.
Воспитание у учащихся восприятия произведений искусства не должно ограничиваться рамками учебной работы. Продолжением и расширением этой работы является правильно организованная система внеклассных занятий в различных кружках.
Большой любовью у детей пользуются также драматические кружки и кукольный театр, кружки рисования и художественного рукоделия.
С успехом могут быть использованы в целях эстетического воспитания детей занятия по ритмике и физической культуре. Выработка чувства ритма в движениях, быстроты и четкости в выполнении целенаправленных движений, выработка правильной осанки, коррекция ряда недостатков в движениях детей - все это входит в задачи физического воспитания детей, но вместе с тем тесно связано и с задачами эстетического воспитания.
Старших учеников вспомогательной школы следует по возможности ознакомить более широко с богатством национального и мирового искусства.
Наконец, в системе средств эстетического воспитания детей большое место должны занять экскурсии и прогулки в природу (в поле, в лес, к реке, на озеро, в горы и другие места).
Схема 46