Работа школы с родительским активом
Создание деятельного родительского актива во вспомогательных школах-интернатах предполагает необходимость учета специфических трудностей, связанных со своеобразием состава родителей, отдаленностью школы от места жительства и т. д. Обычно дееспособным актив родителей становится там, где педагоги постоянно руководят его деятельностью. Тогда родители-активисты являются помощниками школы и в работе с учащимися и с другими родителями, пассивными в контактах со школой. В родительский комитет рекомендуются родители, которые благодаря опыту и характеру трудовой деятельности могут решать задачи, стоящие перед комитетом. Желательно, конечно, чтобы это были люди энергичные, любящие детей и общественную работу. Такие родители пользуются авторитетом, быстрее завоевывают доверие у других родителей и у учащихся.
Родительский комитет избирается на первом общешкольном родительском собрании по рекомендации педагогов, изучивших семьи. Количественный состав его зависит от количества классов: каждый класс должен иметь представителя в комитете. Из членов родительского комитета создаются комиссии, к деятельности которых могут быть привлечены и родители, не входящие в состав комитета. Опыт показал, что во вспомогательных школах-интернатах целесообразны те же комиссии, что и в массовых: по учебно-воспитательной работе; культурно-массовой; санитарно-хозяйственной; профориентации учащихся и трудоустройству выпускников.
При образовании комиссий важно учитывать образовательные, профессионально-трудовые и другие факторы, способствующие повышению эффективности участия родителей в комиссиях. Так, в комиссию по всеобучу и культмассовую желательно привлекать родителей с более высоким образовательным и культурным уровнем, поскольку они будут вести работу непосредственно в семьях и в школе, помогать педагогам в организации внеклассных мероприятий. В комиссии по профориентации и санитарно-хозяйственные рекомендуются родители, по роду работы связанные с местными производственными предприятиями, квалифицированные работники промышленности и сельского хозяйства.
Комиссия по учебно-воспитательной работе. Основная задача ее - осуществление непосредственной связи вспомогательной школы с семьи. На нее возлагаются:
выполнение отдельных заданий школы при посещении некоторых семей (изучение особенностей положения учащегося, выяснение характера взаимоотношений членов семьи), выявление и распространение положительного опыта семейного воспитания;
шефство над трудными семьями и их детьми;
устранение разногласий в семье, посредничество между школой и семьей (оказание помощи школе в нормализации взаимоотношений с членами семьи);
установление связи с детскими комнатами милиции;
организация индивидуальной работы с родителями учащихся (беседы, консультации);
вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу школы, класса;
оказание помощи в организации и проведении дня родителей, классных родительских собраний и других мероприятий общешкольного и классного характера.
Комиссия по культурно-массовой работе создается для оказания помощи по организации внеклассной и внешкольной работы. Члены комиссии участвуют в:
организации вечеров встреч учащихся, родителей и педагогов со знатными людьми;
организации тематических концертов силами учащихся в честь знаменательных дат;
проведении традиционных вечеров, конкурсов;
создании торжественной обстановки в дни экзаменов по профессионально-трудовому обучению;
организации выпускного вечера и вручении учащимся документов об окончании школы;
организации переписки ученической организации с выпускниками школы.
Санятарно-хозяйственная комиссия. Члены этой комиссии оказывают помощь в:
проведении бесед на санитарно-гигиенические темы;
подготовке школы к новому учебному году (привлекают родителей к ремонту школьного инвентаря);
привлечении шефских коллективов к укреплению материальной базы школы;
поддержании чистоты и порядка в спальных и учебных помещениях;
привлечении родителей к оформлению школы, оборудованию мастерских, спортплощадок, комнат отдыха, столовой;
осмотрах состояния спальных и классных помещений, внешнего вида учащихся, обеспечении учащихся одеждой и обувью, качественным питанием;
подготовке информации для общешкольных собрании о быте и трудовой деятельности детей в школе.
Комиссия по профориентации учащихся и трудоустройству выпускников. Члены этой очень важной комиссии содействуют формированию интересов, положительного отношения к тем профессиям, которые изучаются в школе и соответствуют возможностям учащихся. Оказывают помощь в установлении тесной связи школы с производством с целью совершенствования профессионально-трудовой подготовки. Принимают участие в трудоустройстве выпускников. В ее обязанности входит также:
знакомство учащихся с изучаемыми в школе профессиями (начиная младших классов);
установление контактов администрации, партийной и профсоюзни организаций школы с руководством, общественными организациями местных производственных предприятий;
участие в организации производственной практики;
организация встреч с передовиками промышленного, производства и сельского хозяйства;
освещение успехов учащихся путем специального выпуска стенгазеты, оформления витрин, стендов: "Наши выпускники в труде", "Они у нас учились", "Сегодня - умелые руки, а завтра - рабочий класс" и др.;
участие в сборе и анализе материалов о трудоустройстве окончивших вспомогательную школу; в проведении встреч с выпускниками;
проведение индивидуальной работы с родителями по трудоустройству выпускников;
помощь школе и производству в поддерживании тесной связи с комиссиями при Советах народных депутатов при осуществлении трудоустройства выпускников;
помощь в оборудовании школьных мастерских;
патронирование выпускников на предприятиях, где они работают, и в семье в течение хотя бы первых трех лет после окончания школы.
Наиболее опытные педагоги призваны оказывать повседневную помощь комиссиям. Учителя беседуют с членами родительского актива перед посещением ими семей учащихся, подсказывают, на что обратить внимание, чго советовать родителям. При подготовке к беседе или выступлению на родительских собраниях они помогают родителям-активистам отобрать необходимые факты, составить план выступления, выбрать форму изложения материала, наиболее тактичную, доброжелательную, без публичного осуждения отдельных родителей, оскорбления их достоинства и достоинства детей.
Как мы уже говорили, успех работы с родительским активом во многом зависит от продуманного педагогического руководства, в первую очередь от директора школы, который направляет деятельность родительского комитета.