Соотношение профессиональных и игровых компонентов метода «кейс-стади»
Профессиональная деятельность | Игровая деятельность |
Объект имитации – реальная ситуация | Введение «катастроф», ограничение времени действий, импровизация |
Цели деловой ситуации | Формулирование игровых идей |
Реальные правила разбора деловой ситуации | Введение на их основе правил игры |
Комплект ролей | Персональное заполнение и распределение ролей, выполнение двойственных ролей, составление портрета каждой роли, градация оценок выполнения роли |
Конфликт в деловой ситуации | Введение ролей с несовместимыми целями, визуальное предвидение результатов оценки, составление экстремальных ситуаций, «катастроф», конструирование поведенческих противоречий |
Система оценок | Система штрафов, наград, премий, визуальное представление результатов игры |
Документальное обеспечение | Составление отличительных знаков, символов для игроков |
Алгоритм конструирования ситуационного обучения с использованием
Метода «кейс-стади»
На первом этапе разрабатывается модель конкретной проблемной ситуации (на материале реальных ситуаций жизни и деятельности), отображающей тот объем знаний, умений и навыков, которые студент должен освоить. Эта модель представляет собой банк информации – «кейс», пакет учебного материала (текст объемом до 40 страниц: описание проблемной ситуации, аналитический материал по решению подобных, но более простых ситуаций из других областей и сфер деятельности; схемы и методики анализа ситуаций; хрестоматийный материал в сжатом виде и др.).
На втором этапе перед студентами ставится задача, и они изучают содержание кейса, обращаясь к материалам лекций, конспектам, справочной, научной и методической литературе.
На третьем этапе осуществляется детальное обсуждение текста. Преподаватель выступает в роли ведущего и консультанта. При необходимости он предлагает дополнительную информацию, ставит проблемные вопросы, фиксирует на доске ответы.
На четвертом этапе студенты стараются выделить основные составляющие проблемы и наметить пути ее решения, продуцируют идеи.
На пятом этапе, как правило, проводиться ситуационно-ролевая игра. Она дает возможность ее участникам эмоционально пережить проблемную ситуацию, сопереживая ее героям.
На шестом этапе осуществляется рефлексия игры, формулируются выводы.
Рекомендации по процедуре проведения занятия с использованием
Метода «кейс-стади»
Предварительно, до начала занятия, материалы ситуации (кейсы) раздаются студентам, которые знакомятся с ними самостоятельно.
Учебную группу необходимо разделить на команды (рабочие группы) по 5-6 человек в каждой. На протяжении 1,5 – 2 часов (в зависимости от ситуации время может быть иным) ситуация рассматривается в подгруппах в разных аудиториях или в одной но так, чтобы команды друг другу не мешали. После чего группа собирается в полном составе и, после аргументированного представления каждой командой своей версии, начинается дискуссия. Каждая команда обговаривает не только свою позицию, но и своих коллег.
Преподаватель координирует ход обсуждения, направляя его, но ни в коем случае не доминируя в аудитории. Задача преподавателя - инициировать всех студентов, предоставить возможность раскрыться всем. В конце дискуссии преподаватель дает оценку каждой подгруппе и каждому студенту.
Преподаватель должен:
- во-первых, осуществить собственный анализ и проработать максимальное количество альтернативных оценок;
- во-вторых, выбрать и озвучить вопросы для дискуссии, которые акцентируют внимание участников на специфические стороны ситуации, побудят их к высказыванию широких и противоречивых взглядов, направят на принятие решения;
- в-третьих, представить, что будут говорить студенты, спрогнозировать их возможные ответы и реакции, сравнивая их с мнениями других аналитиков;
- в-четвертых, необходимо дать возможность студентам ознакомиться с текстом ситуационной модели, поручая каждому из них сформулировать свои вопросы в период дискуссии.
При подготовке ситуации (кейса) для обсуждения студентам необходимо придерживаться следующих правил:
- быстро, прочитать текст, чтобы выделить общие проблемы ситуации и характер информации представленный для анализа;
- внимательно перечитать текст ситуации и карандашом подчеркнуть основные моменты;
- выписать на отдельном листе бумаги главные проблемы. Потом еще раз перечитать текст. Рассортировать информацию на важную и такую, что имеет лишь косвенное отношение к проблемам, которые рассматриваются в ситуации;
- в разных аспектах рассмотреть ситуацию и определить приоритетность проблем и альтернатив;
- составить список ключевых фактов;
- разработать ряд рекомендаций для решения этих проблем;
- оценить свои решения.
Успех обучения анализу конкретных ситуаций зависит от активности студентов, которые должны научиться:
1) формулировать свои идеи и быть готовыми их защитить;
2) слушать других и оценивать их позиции;
3) придерживаться широкого подхода к оценке вариантов, быть готовыми
сменить свою позицию под влиянием новых обстоятельств и идей;
4) принимать решения, не уклоняться от него;
5) получать удовлетворение от совместной работы в команде.