Психологический аспект проблемы «норма - аномалия»

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психолога­ми периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т.е. объяс­няет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воз­действия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работал Л.С.Вы­готский.Психическое развитие он понимал как процесс качествен­ных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, от­живших структур и формирования новых. Он разработал периоди­зацию психического развития в детском возрасте, в которой в каче­стве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы - это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кри­зис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

Согласно взглядам Л.С.Выготского, личность ребенка изменя­ется как целое, и законы изменения этого целого определяют из­менение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что § и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.

В работах отечественных психологов - А. В. Запорожца, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, -принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспе­риментальное обоснование параметров нормального психическо­го и личностного развития ребенка.

Значительный вклад в решение данной проблемы внес талант­ливый отечественный ученый-психолог Д. Б. Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодиза­ции психического развития ребенка, положив в ее основу законо­мерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность.

Исследуя механизмы психического развития, Д. Б.Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек - предмет и система че­ловек - человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок - общественный предмет и система ребенок -общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с пред­метами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности. Формирование личности ребенка осуществляется через деятель­ность внутри систем «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый».

Детское развитие, согласно гипотезе Д.Б.Эльконина, перио­дично. В ходе развития ребенка последовательно сменяются пе­риоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в кото­рые происходит преимущественное освоение общественно выра­ботанных способов действий с предметами и на этой основе фор­мирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их операционно-технических возможностей. Содержание освое­ния в каждый период своеобразно.

В психическом развитии детей Д. Б. Эльконин выделяет два резких перехода - переход от раннего детства к дошкольному воз­расту, известный в литературе как кризис трех лет, и переход от младшего школьного возраста к подростковому, который принято





называть кризисом полового созревания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усиливается тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связан­ных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетель­ствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуаль­но-вариативно. Кризисы детского развития описаны Л.С.Выгот­ским, Д.Б.Элькониным, А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович и др.

Кризис трех лет научно описал Л.С.Выготский, который вы­делил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, - негативизм ребенка, т.е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содер­жание, а на просьбу взрослого. Второй симптом - это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом явля­ется строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном же­лании. Четвертый симптом - своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Выгот­ский называет второстепенными. Это протест-бунт, когда пове­дение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы по­стоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начи­нают употреблять неприличные слова, называть ругательными словами своих любимых мам, пап, бабушек. Выделяется и сим­птом, который в семьях с одним ребенком может выражаться в форме деспотизма, а в семье с несколькими детьми проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Но за всеми этими симптомами Л.С.Выготский видит и позитивные черты. Это от­деление от взрослого, появление психологического новообразо­вания Я - сам, проявление самостоятельности.

Кризис трех лет, по убеждению исследователей, - это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми, свидетельство то­го, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в из­менении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений про­ходят (Д.Б.Эльконин).

Дошкольный возраст - важный период становления личности. Академик А.Н.Леонтьев, предпринявший попытку построить теорию развития ребенка в детском возрасте, пришел к заключе-

нию, что именно в дошкольном детстве складываются личност­ные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями до­школьного возраста он называет возникновение иерархии, сопод­чиненное™ мотивов. Это более высокие по своему типу соотно­шения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения* более важных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не свя­занными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепля­ют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно со­подчиненных мотивов.

С этим центральным психическим образованием А.Н.Леонтьев связывает все другие конкретно-психологические изменения. Сре­ди них особо выделяется развитие произвольности некоторых психических процессов. В дошкольном возрасте возникает и раз­вивается произвольное поведение. Это значит, что к концу до­школьного возраста ребенок умеет удерживать возникшую цель и действовать по правилам, может планировать предстоящую дея­тельность в знакомой для него ситуации и добиваться ее результата.

Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к собы­тиям жизни, сочувствие, заботливость.

Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с эти­ми нормами являются первым задатком произвольного поведения.

В дошкольном возрасте возникают элементы самосознания, эле­менты самооценки и оценки. У ребенка, как замечает Л.И.Божович, появляется потребность в реальной общественно значимой и оце­ниваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тен­денция в желании быть школьником.

Кризис семи лет" называют кризисом непосредственности (Л. С. Вы­готский, Д.Б.Эльконин). При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребен­ка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утра­та непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерни-чанию как средству защиты. Самой существенной чертой кризиса семи лет Л.С.Выготский называет «начало дифференциации внут­ренней и внешней стороны личности ребенка». Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и пережи­ваниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приво­дят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые от­ношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, по мысли Л.С.Выготского, состоит в появлении таких новообразо­ваний, как самолюбие и самооценка, возникающие в обобщенном виде именно в этот период.

Наши рекомендации