Норма-аномалия» как междисплинарная проблема

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком зна­чении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.

Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включа­ет в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регу­ляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся во­просы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (от лат. norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культу­ры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобре­тает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятель­ности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психо­логии и педагогике сегодня «работающими» являются понятия:

предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах об­разования);

социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), кото­рые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

индивиду­альная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и са­моразвития ребенка (А. К. Маркова).

Категория нормы психического разви­тия, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической нормы - междисциплинарная. Ею за­нимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, пси­хология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и раз­личные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами вы­дающегося отечественного нейропсихолога А. Р. Лурия и его учеников, опи­рается на одно из центральных положений теории мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психи­ческой функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществле­нии любой психической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как единая интегративная система, субстрат психических процессов. Межполушарная асим­метрия обусловливает особенности протекания различных психических про­цессов.

В психологии в большинстве случаев используется понятие лево-правополушарность, рассматриваемое как лево-праворукость, т.е. предпочте­ние правой, левой руки или их равенство в различных актах.

По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необхо­димо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отраже­ние в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть осложнено рядом причин, одна из которых - пере­учивание в дошкольном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши могут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, кото­рые одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. Таких людей назы­вают амбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок вы­полняет левой рукой (причесывается и пр.) - «бытовое функциональное пре­восходство», а пишет, рисует правой - «графическое функциональное пре­восходство». В связи с этим могут быть различные варианты левшества -правшества.

Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы, то насильственное пе­реучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, выполнению слож­ных бытовых действий правой рукой), вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ре­бенка.

Категорически противопоказано «двойное» переучивание после пер­вой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой ру­кой, при столкновении его с трудностями обучения курсивному письму вновь переучивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание - писчий спазм.

Писчий спазм - это невроз. Встречается он чаще всего, начиная с IV-V класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстрой­ство, называемое дисграфией, при которой нарушается способность к про­странственному синтезу. Ребенок с трудом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.

Наши рекомендации