Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения

Таким образом, палитра отклонений в поведении у трудных подростков довольно обширна, и оценить ее, выделить главное, существенное довольно сложно. Поэтому исследователи пробле­мы девиантного поведения несовершеннолетних попытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу. Одна из классификаций -В.Н.Липника, который сгруппировал девиации подростков: 1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом; 2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества; 3) по отклонениям в понимании обществен­ных интересов; 4) по вхождению подростков в систему обществен­но полезной деятельности с учетом нравственного развития; 5) по степени деформации психики; 6) по отклонениям в системе веду­щих мотивов; 7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.

В другой классификации за основу взяты исходные данные то­го или иного отклонения, они сгруппированы: 1) по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); 2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные); 3) по специ­фике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные); 4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии); 5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние право­нарушители) (А.Ф.Никитин).

В целях определения силы и результативности социальных по­следствий отклоняющегося поведения оно различается по уров­ню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально-групповая принад­лежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное - направленное во внешнюю среду, интровертное -направленное на себя); по типу эмоциональной устойчивости и др.

В связи с многообразием параметров и характеристик откло­няющегося поведения детей и подростков, наличием различных





подходов к изучению данной проблемы в психологии, педагогике, криминалистике и медицине в современной научной литературе мы можем найти не только неоднозначное определение этого яв­ления, но и различную характеристику его проявлений у детей и подростков, находящихся на различных степенях девиации пове­дения и деформации личности.

Медицинский (психобиологический) аспект проблемы откло­няющегося поведения детей и подростков нашел отражение в ра­ботах А.Л.Гройсмана, В.П.Кащенко, А.Е.Личко, В.Ф.Матвеева, Н.И.Фелинской и др., которые в качестве основы для дифферен­циации показателей этого явления выдвигают нервно-психичес­кие патологии, акцентуации характера, кризисные явления под­росткового возраста, различные физические и психические не­достатки детей, извращенные психобиологические потребности.

Один из первых исследователей проблем отклоняющегося по­ведения несовершеннолетних - В.П.Кащенко, который отмечал, что эпитетом «трудные дети» мы подчеркиваем характерную осо­бенность их жизненных проявлений, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, эти отклонения обусловлены физическими или умст­венными недостатками, дефектами, проявляющимися в ослож­ненной форме поведения. Причины такого рода отклонений мо­гут быть приобретенными и врожденными. Если своевременно не обратить на них внимание и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугуб­ляя со временем отрицательные черты личности.

Группируя дефекты характера у несовершеннолетних, Кащен­ко выделяет: а) недостатки характера, преимущественно эмоцио­нально обусловленные (психическая неустойчивость, противоре­чивость; повышенная возбудимость; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; иступленный гнев; пугливость и болезненные страхи (фобии); пессимизм и чрезмерная веселость; равнодушие и безучастность; нечисто­плотность и педантизм; страстное чтение); б) недостатки харак­тера, обусловленные преимущественно активно-волевыми момен­тами (болезненно выраженная активность; интенсивная болтли­вость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмыслен­ное воровство; жестокое обращение с животными; злорадство и издевательство над окружающими людьми; негативизм; деспо­тизм; чрезмерная нерадивость; замкнутость; бродяжничество).

Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения несовершеннолетних получила свое дальнейшее разви­тие в психиатрии и психологии девиантного поведения подрост-

ков. В работах А.Л.Гройсмана, В.Ф.Матвеева выделяются сле­дующие разновидности отклоняющегося поведения подростков и школьников: 1) страхи навязчивости; 2) двигательная расторможен-ность; 3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество; 5) рас­стройство аппетита; 6) патологическое фантазирование; 7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия); 8) па­тологические увлечения (хобби-реакции).

Социально-психологический аспект в характеристике откло­няющегося поведения подростков нашел воплощение в работах С.А.Бадмаева, С.А.Беличевой. Глубокий научный анализ и обос­нованная характеристика трудновоспитуемости как варианта со­циальной дезадаптации индивида, т.е. неадекватности его пове­дения нормам и требованиям той системы общественных отноше­ний, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления, сделаны С.А.Беличевой. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации она выделяет сле­дующие уровни дезадаптации детей и подростков: 1) патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нерв­ной системы (проявляются в устойчивых (хронических) и неус­тойчивых формах); 2) психосоциальная дезадаптация - связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенно­стями ребенка, которые обусловливают его определенную нестан­дартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагоги­ческих коррекционных программ (выделяются устойчивые и вре­менные неустойчивые нормы адаптации); 3) социальная дезадап­тация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоци­альных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков).

Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педа­гогической литературе (М.ААлемаскин, А.С.Белкин, Л.М.Зюбин, Н.Н.Верцинская, А. И. Кочетов, И. А. Невский и др.). Исследова­тели рассматривают данную проблему с точки зрения как возраст­ного подхода, так и общественной активности школьников. На­пример, А.С.Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической за­пущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными осо­бенностями и доминирующими факторами нравственного разви-





тия ребенка. Первая стадия соответствует дошкольному перио­ду и определяется как стадия возникновения предпосылок педаго­гической запущенности. Доминирующие отклонения на этой ста­дии: недостаточное развитие индивидуально-психологических ка­честв (внимания, усидчивости, памяти, эмоциональной устойчи­вости), слабая подготовка к школе. Вторая стадия возникает у учащихся младших классов и проявляется как начальная форма отклонений в поведении, т.е. негативного отношения к нормам и правилам классной жизни. Доминирующие отклонения: отсутст­вие ситуации успеха в учебной и общественной работе, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых от­ношений, проступки носят ситуативный характер. Третья ста­дия возникает у младших подростков (IV-VI классы), проявляясь как стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении школьников; проступки, связанные с нарушением норм жизни коллектива, носят ситуативный, а в отдельных случаях преднаме­ренный характер. Четвертая стадия характерна для старших подростков (УИ-ГХ классы), проявляется через возникновение устойчивых признаков асоциального поведения: существует как итог неблагоприятного развития предшествующих стадий в ре­зультате промахов педагогического воздействия семьи и школы. Проступки преднамеренны, имеют социальную направленность, могут осуществляться как предпосылки правонарушений и даже преступлений.

Конечно, на практике такая-чгогика взаимосвязи возраста и от­клонения необязательна, речь здесь идет о довольно устойчивой тенденции, проявляющейся при определенных социально-педаго­гических условиях. Тем более что исследования свидетельствуют, что на различных возрастных этапах у трудных детей проявляются наиболее характерные черты личности. Младшим школьникам (I-IV классы) присущи капризность, упрямство, лень, невниматель­ность, лживость, неаккуратность, драчливость, отсутствие само­стоятельности; учащимся среднего школьного возраста (У-1Х клас­сы) -грубость, озлобленность, нежелание учиться и трудиться на общую пользу, стремление сделать что-нибудь «вредное», повы­шенный интерес к сексуальным вопросам; старшеклассникам (X-XI классы) - пренебрежительное отношение к родителям, взрос­лым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанно­стям, критиканство, неумение доводить начатое дело до конца, невыдержанность, болезненная замкнутость (Д.Перфильевская).

Прослеживая психолого-педагогическую закономерность от­клоняющегося поведения, исследователи выделяют четыре груп­пы трудных детей: 1) трудновоспитуемые дети, которые равно­душно относятся к учебе, периодически нарушают дисциплину,

правила поведения (совершают прогулы, драки), проявляют неко­торые отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность); 2) педагогически запущенные подростки, отрицательно относя­щиеся к учебной и общественно полезной деятельности, система­тически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки (прогулы, драки, курение, употребление вина), посто­янно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость); 3) подростки-правонарушители -трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки, которые совершили правонарушение (мелкое воровство, хулиган­ство и т.д.), нарушают административные и другие нормы, состо­ят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или на­правлены комиссиями по делам несовершеннолетних в спецшколы и спецпрофтехучилища; 4) несовершеннолетние преступники -педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и на­правленные судом в воспитательно-трудовые колонии (М.А.Але-маскин).

Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантно-го поведения несовершеннолетних разрабатывался не только пра­воведами, но и педагогами и психологами, что не только не умаляет, а, напротив, усиливает его научно-методическую и практическую значимость для более полного понимания раскрываемой проблемы (Б.Н.Алмазов, А.И.Долгова, В.Д.Ермаков, Г.М.Миньковский, Д.И.Фельдштейн и др.).

Б. Н.Алмазов и Л.А.Грищенко, сравнивая и анализируя психо­лого-педагогическую и нравственно-правовую стороны категорий отклоняющегося поведения и проступка несовершеннолетних, предлагают их разделить на 3 категории: 1) несовершеннолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязы­вающем их нести ответственность; 2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых либо не имеют противоза­конного содержания (побег из дома, азартные игры и т.д.), либо при наличии такового не подлежат уголовной ответственности по возрасту; 3) остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.

Апробацию в работе с подростками-правонарушителями про­шла классификация на основе типа их поведения с учетом степени антиобщественной направленности личности этих подростков: первая группа - подростки-правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; вторая группа -подростки с деформированными потребностями, подражающие первой группе; третья группа - с конфликтом между деформи­рованными и позитивными потребностями; четвертая группа -





Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения - student2.ru со слабо деформированными потребностями, безвольные; пятая группа - случайно вставшие на путь правонарушений (Д.И.Фельд-штейн).

Не менее характерологической является нравственно-правовая оценка несовершеннолетних специалистами-правоведами, кото­рые дают классификацию несовершеннолетним правонарушите­лям, исходя из учета направленности личности подростков, про­являющейся в их отношениях и действиях. Выделяют четыре типа подростков, для которых криминогенное поведение было: 1) слу­чайным, противоречащим общей направленности личности; 2) ве­роятным, но неизбежным, как результат наличия у них «шатаю­щейся», неустойчивой направленности личности; 3) случайным с точки зрения повода и ситуации, но неизбежным в силу направ­ленности личности на совершение преступления; 4) соответствую­щим преступной установке личности, включающей поиск и созда­ние повода и соответствующей ситуации для противоправных дей­ствий (А.И.Долгова, В.Д.Ермакова, Г.М.Миньковский).

Итак, современная научная литература раскрывает много­образие аспектов отклоняющегося поведения, дает возможность увидеть различные аспекты этого довольно сложного социаль­ного явления. Наличие различных точек зрения и подходов по­зволяет более объективно подойти к характеристике сути откло­няющегося поведения, его психобиологической и социально-педагогической природы, более четко строить алгоритм профи­лактической и коррекционно-педагогической работы с учащи­мися на различных возрастных этапах жизнедеятельности моло­дежи.

Проведенный анализ подходов к классификации отклоняюще­гося поведения детей и подростков позволяет сделать вывод о том, что все ныне существующие категории детей, в работе и взаимоотношениях с которыми педагогам, родителям, социаль­ным и медицинским работникам приходится применять дополни­тельные усилия, чтобы добиться положительного результата в обычной, повседневной деятельности, можно отнести к разряду трудных, сложных детей; это тот широкий круг подростков, кото­рые нуждаются в коррекции их личности.

Психолого-педагогическая характеристика девиаций в пове­дении несовершеннолетних

Наша экспериментальная работа и психолого-педагогические исследования показали, что у подростков с отклоняющимся по­ведением преобладает общественно-отрицательная, эгоистиче­ская направленность, определяющая соответствующую жизнен-

ную позицию: склонность к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями. По данным одних исследова­телей, более 73% несовершеннолетних курят, 59% употребляют спиртные напитки, 10% употребляют наркотики. У подростков-правонарушителей существенно деформированы духовные, по­знавательные и эстетические потребности. У них отсутствует интерес к знаниям, к учебной деятельности (у 45%), они бесцель­но проводят свободное время, не занимаются общественно по­лезной деятельностью (73%). В силу неразвитости' познаватель­ных интересов и отрицательного отношения к школе у данной категории подростков довольного низок уровень нравственно-правовой культуры.

При выяснении объема и характера правовых знаний несовершеннолетних была предложена анкета учащимся школ, воспитанникам реабилитационного центра, учащимся ПТУ и ВТК, в которой задавались вопросы на знание от­дельных правовых норм, характеристик тех или иных противоправных дея­ний. На вопрос: «Как вы думаете, что такое преступление?» - абсолютное большинство педагогически запущенных подростков выбрало ответ, что «это необдуманное действие» (50,7% воспитанников ВТК; 47,8% учащихся, со­стоящих на учете в ИДИ; 38,5% учащихся ПТУ), и только 27% обычных школьников указали, что «это общественно опасное деяние, совершенное вменяемым лицом в возрасте уголовной ответственности». На просьбу дать характеристику мелкому хулиганству приоритетным в выборе характеристик у воспитанников ВТК оказалось «приставание к прохожим на улице», у уча­щихся ПТУ - «порча государственного имущества (поломал стул, стол, раз­бил окно)», у подростков, состоящих на учете в ИДН, - «грубость в транс­порте, нецензурные выражения», у обычных школьников - «шум в ночное время суток». На вопрос: «Можно ли жить в нашей стране, не нарушая зако­на?» - в ответах четко прослеживается правовой нигилизм. Отрицательный ответ дали 73,2% воспитанников ВТК, 65,4% учащихся ПТУ, 61,5% подрост­ков, состоящих на учете в ИДН, и около 5% обычных школьников.

Не менее своеобразны ответы на вопросы, определяющие отношение под­ростков к современному законодательству и нарушению правовых норм. Отношение к нецензурной брани, употреблению спиртных напитков, бродяж­ничеству, мелким хищениям у половины опрошенных подростков с девиант-ным поведением безразлично, а если оно было связано с оценкой поступка товарищей или близких людей, то выбирался ответ «в зависимости от обстоя­тельств».

В юридической и специальной психолого-педагогической ли­тературе, анализирующей правосознание подростков с девиант-ным поведением, выделяются следующие его особенности.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном зако­нодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонаруше-





Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения - student2.ru Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения - student2.ru ния, у подростков складывается впечатление, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и ре­зультаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопостав­лении своего поведения и требований закона. Они склонны рас­сматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторож­ное действие, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют приме­нять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлага­ется найти юридически правильное решение в конфликтной си­туации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практи­ка их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нор­мой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-то помочь, а не бесцельно потрачены, то они здесь не видят состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовер­шеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться тру­сом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки со­вершают противоправные действия или принимают решение об их совершении.

Необходимо отметить у подростков с отклоняющимся поведе­нием нарушения в эмоционально-волевой сфере личности. Для них характерны неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность (более 30% подростков), частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость. Неустойчивость эмоциональной сферы, неста­бильность характера влияют на взаимоотношения в классном коллективе со сверстниками, со взрослыми, приводят к частым конфликтам.

В среднем каждый обычный подросток в течение недели от случая к слу­чаю вступает в конфликт в 30,5% случаев, учащиеся ПТУ - в 45% случаев, подростки-правонарушители и несовершеннолетние преступники соответст­венно в 60,8 и 76,9% случаев. Причинами конфликта становятся у обычных школьников непонимание со стороны сверстников (23,1%), у учащихся ПТУ -желание выделиться (30,8%), у подростков-правонарушителей - желание доказать, что «я тоже человек» (37,8%). Конфликты происходят, как правило, с различными категориями людей.

Среди мотивов антиобщественного поведения подростков почти половина совершаемых правонарушений связана с удовлетворе-

нием примитивных, в том числе аномальных для подросткового возраста, потребностей (спиртное, табачные изделия). Часть под­ростков (до 20%) совершают правонарушения из стремления по­знать новое, испытать неизведанное, другая часть - из озорства, от нечего делать (11%). Около четверти процентов правонаруше­ний совершается из желания самоутвердиться среди сверстников. Таким образом, отклоняющееся поведение подростков -довольно емкое и содержательное понятие, включающее девиации в пове­дении, начиная от элементарных, простых нарушений порядка (мотивы могут быть самыми разными) до совершения серьезных проступков, граничащих с нарушением законодательства. В пси­холого-педагогической литературе и практике школы к подрост­кам с отклоняющимся поведением относят всех психически здо­ровых детей (с отклонениями в пределах нормы), но имеющих про­блемы (задержки, отставания) в нравственном, умственном, эмо­ционально-волевом развитии вследствие недостатков и просчетов воспитания (семейного или общественного), неблагоприятной си­туации развития в тот или иной период онтогенеза и в силу этого не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия.

В силу этого, говоря об отклоняющемся поведении несовер­шеннолетних подростков, мы будем иметь в виду ту группу детей, которая входит в разряд трудновоспитуемых, педагогически и социально запущенных подростков, и определенную часть подро­стков-правонарушителей.

Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособ­ность или нежелание усваивать педагогические воздействия и ак­тивно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок - это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспи­танию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педпроцессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может прояв­ляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, не­умения найти индивидуальный подход к нему или как следствие де­фекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагоги­ческой запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемо-сти расширяется.

Педагогически запущенный - это такой ребенок, уровень невос­питанности которого выражается в несформированности важ­нейших социальных качеств личности, актуальных для соответст­вующего возраста. Черты и качества педагогически запущенного





Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения - student2.ru Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения - student2.ru школьника обусловливают его неадекватные реакции на педаго­гические воздействия в силу недостаточного развития воли, чувств. Для данной категории детей характерны хроническое отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротив­ление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфликты с одноклассниками и учителями, приобретение вред­ных привычек и др.).

Педагогическая запущенность может быть не только следствием, но и истоком трудновоспитуемое™, усиливающим ее и приводя­щим подростка к социальной запущенности и правонарушениям.

Социально запущенные дети и подростки - это трудновоспитуе­мые и педагогически запущенные несовершеннолетние, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения, резко сужена сфера социальных интересов. Для них ха­рактерно глубокое отчуждение от семьи и школы, а их формиро­вание и социальное развитие происходят под влиянием асоциаль­ных подростков и их групп, им присущи серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правона­рушения, аморальное поведение и др.).

Таким образом, социальная и педагогическая запущенность тесно взаимосвязаны с трудновоспитуемостью, взаимодополняют и углубляют друг друга, при определенных условиях ведут к пра­вонарушениям. Поэтому их предупреждение и ликвидация требу­ют комплексных социально-психологических и коррекционно-педагогических мер, взвешенного научного подхода и продуман­ных мер педагогического воздействия, опирающихся на знание природы, условий и причин этого асоциального явления.

Наши рекомендации