Тема 9. Основные закономерности психического развития
Примерный план:
Введение
1. Предпосылки, определяющие развитие человека.
2. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.
3. Психическое развитие и деятельность.
4. Психическое развитие и обучение.
Заключение
Литература:
1. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, 2-е изд. М., 1979, гл. 2,3.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – Собр. соч. М., 1983, т. 3.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.
4. В.С. Мухина Детская психология. М., 1985.
5. В.С. Мухина Возрастная психология. М., 1997.
6. Р.С. Немов Психология кн. 2. М., 1994.
Тема 10. Возрастная периодизация психического развития.
Примерный план:
Введение
1. Непрерывная и дискретная точки зрения на процесс развития.
2. Эмпирическая и теоретическая периодизация развития.
3. Периодизация психического развития детей по Д.Б. Эльконину.
4. Кризисы возрастного развития.
Заключение
Литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
2. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978.
3. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.
4. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.
5. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности. – М., 1981.
6. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1985.
7. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.
8. Р.С. Немов Психология кн. 2. М., 1994.
9. В.С. Мухина Детская психология. М., 1985.
10. В.С. Мухина Возрастная психология. М., 1997.
11. Л.Ф. Обухова Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1996.
Тема 11. Общение и его роль в воспитании.
Примерный план:
Введение
1.Значение общения для воспитания.
2.Развитие общения у детей.
3.Межличностное восприятие и общение.
4.Факты, свидетельствующие о положительном, а также и об отрицательном влиянии коллектива на формирование личности.
Заключение
Литература:
1. Р.С. Немов Психология кн. 2. М., 1994.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
3. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.
4. Андреева Г.М. Социальная психология, М., 1998.
5. Возрастная и педагогическая психология под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
6. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
7. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981.
Тема 12. Психология игры.
Примерный план.
Введение
1. Игра в истории человечества.
2. Социальный характер игры.
3. Психологическая классификация детских игр.
4. Теории игры.
Заключение
Литература:
1. Мухина В.С. Возрастная психология – М., Акад., 2000.
2. Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978.
3. О. Голецыва, Л. Клиндова, Я. Бердыхова Игра в детском саду, М. Просвещение, 1966.
4. Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой, М., Просвящение, 1966.
5. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры, М., 1982.
6. Л.Ф. Обухова Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1996.
Тема 13. Психология педагогической деятельности.
Примерный план:
Введение
1. Диагностика и развитие педагогических способностей.
2. Педагогическое общение: функции, стили, модели, культура педагогического общения.
3. Психология педагогического взаимодействия.
Заключение
Литература:
1.Р.С. Немов Психология кн. 2. М., 1994.
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
3.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.
4.Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.
5.Возрастная и педагогическая психология под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
6.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
7.Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
8.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология, Минск, Университетское, 1988.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 "Педагогика и психология (дошк.) /В.Б.Косминская, К.И.Васильева, Р.Г.Казакова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. (стр. 120-128),
Темы и задания для самостоятельного изучения по психологии
Самостоятельная работа 1. Методы психологии.
Разработать алгоритм использования основных и вспомогательных методов диагностики в педагогической практике. (тема исследования на выбор студента).
Самостоятельная работа 2. Мышление и речь.
1.Представить и описать конкретные жизненные ситуации или учебные задания, требующие актуализации различных видов мышления.
2.Разработать учебные задания, позволяющие актуализировать у человека мыслительные операции. 3.Составить таблицу «Классификация видов речи». Обосновать критерии её составления. 4. На основе литературы по диагностике психических процессов личности, подобрать методики по оценке речи педагога. Обосновать свой выбор.
Самостоятельная работа 3. Эмоционально-волевые процессы личности.
1.Описать несколько недавно пережитых эмоций и выделить в них структурные компоненты, описать характерные особенности соответствующих эмоциогенных ситуаций; подготовить список известных эмоций и классифицировать их.
1. Разработать рекомендации по развитию волевых усилий в процессе учебной деятельности».
Самостоятельная работа 4. Мотивация.
1. Подобрать методики по оценке учебной мотивации подростков.
1. Разработать алгоритм исследования учебной мотивации. Обосновать его составление