Общие основы самообразовательной деятельности студентов
Семинарские занятия № 1
Современная подготовка будущих педагогов в Вузе.
Общие основы самообразовательной деятельности студентов.
Основные понятия: образование, самообразование, саморазвитие, самоопределение, система образования, основные документы в системе образования, качество образования.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «система образования»
2. Система образования РФ и РБ.
3. Основные документы, регулирующие систему образования России.
4. Задачи высшего учебного заведения.
5. Структура и система образования в Башкирском государственном педагогическом университете.
6. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе.
Практические задания:
1. Ответьте на вопросы теста:
1.Назовите ваши главные познавательные интересы (в какой науке, в какой области знаний).
2. Как долго вы интересуетесь данной областью знаний?
3. Какими умениями и навыками самообразования вы владеете?
Выберите из предлагаемого перечня умений и навыков культуры умственного труда (научной организации умственного труда) те, которыми вы усиленно пользуетесь:
– находить нужную литературу в библиотеке;
– быстро находить необходимую информацию в книге;
– распределять свои силы в течение дня, чередовать труд и отдых;
– конспектировать материал, выделяя главные мысли;
– сводить данные из нескольких источников в сообщение, доклад, реферат и т. п.;
– рационально работать с книгой (умение быстро просматривать книгу, делать выписки, владеть техникой быстрого чтения);
– контролировать качество усвоения материала (повторять уточнять, воспроизводить его, задавать себе вопросы по изученному);
– контролировать свою работоспособность в течение дня и регулировать ее (применять меры к снижению усталости).
4. Перечислите основные трудности, которые вы встречаете при организации умственного труда, в ходе самообразования:
– недостаток времени на самообразование;
– неумение рационально работать с книгой;
– неумение составлять конспект прослушанной лекции;
– незнание своих умственных сил и способностей;
– невладение навыками самоанализа и самооценки проделанной работы;
– затруднения в изложении чужих мыслей своими словами;
– неумение обобщать прочитанное;
– затруднения в применении знаний, которые приобретены самостоятельно.
Если вы подчеркнули в вопросе 3 все или большинство умений и навыков, то у Вас фиксируется высокий уровень научной организации (культуры) умственного труда; если указали половину – средний уровень и указание на отдельные умения говорит о низком уровне.
Полученные данные свидетельствуют о готовности студента к самообразованию и владении им элементами научной организации (культуры) умственного труда. Но для организации данного процесса важно учесть и ваши индивидуальные особенности, которые вы сможете выявить с помощью соответствующих тестов.
3. Какие из перечисленных ниже видов деятельности являются основными для студента педагогического вуза? Почему?
– Труд;
– учение;
– игра;
– чтение;
– общение;
– работа на лекциях и семинарах;
– _____________________(Ваш вариант ответа)
4. Составьте схему «Пути и способы самообразования студента педвуза».
5. Что Вы понимаете под адаптацией к условиям обучения в вузе?
– Процесс, в ходе которого происходит приспособление студента к новой образовательной среде;
– овладение студентом профессиональными навыками и умениями; формирование некоторых профессионально необходимых качеств личности и развитие положительного отношения к избранной специальности;
– процесс приведения основных параметров социальной и личностной характеристик студента в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды;
– активное, творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения по рациональной организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
6. Что мешает вашей успешной адаптации в вузе?
Какую позицию должен занимать студент в процессе адаптации – пассивную, нейтральную, активную? Почему? Аргументируйте свой ответ.
7. Какие из перечисленных трудностей, на ваш взгляд, больше всего влияют на успешность обучения студента 1-го курса в целом? А на успешность вашего обучения?
– Студент не умеет конспектировать учебную литературу;
– у студента нет навыков выступления перед аудиторией;
– у студента недостаточный объем трудолюбия;
– у студента нет необходимых навыков самостоятельной работы;
– трудно наладить контакт с преподавателями вуза;
– трудно складываются отношения в студенческой группе;
– студент не владеет навыками реферирования, тезирования, составления планов прочитанного и т.д.;
– трудно привыкнуть к новым организационным формам и методам обучения (лекции, семинары и др.);
– сильно увеличился объем учебной нагрузки;
– _____________________(Ваш вариант ответа).
Какими путями можно преодолеть отмеченные вами трудности? В какой помощи вы при этом нуждаетесь?
8. Какими общеучебными умениями и навыками должен владеть студент педагогического вуза? А какими владеете вы на данный момент? Подумайте и заполните следующую таблицу.
№ п/п | Основные общеучебные умения и навыки | Должен владеть студент педвуза | Владеете вы на данный момент |
1. | Умение слушать и записывать лекции | ||
2. | Умение конспектировать, составлять план, тезировать | ||
3. | Умение цитировать | ||
4. | Умение подготовить реферат, доклад или сообщение | ||
5. | Умение выступить с рефератом, докладом или сообщением | ||
6. | Умение быстро читать с различными целями (для усвоения важных деталей, для ответов на вопросы по тексту, для критической оценки, для долговременного запоминания) | ||
7. | Умение вести исследовательскую деятельность | ||
8. | Умение логически осмысливать материал, выделяя в нем главное | ||
9. | Умение систематизировать и классифицировать явления | ||
10. | Умение соотносить, сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения | ||
11. | Умение строить умозаключения, обобщения на основе анализа собранного фактического материала | ||
12. | Умение наблюдать | ||
13. | Умение делать обоснованные выводы | ||
14. | Умение критически анализировать информацию, давать ей оценку | ||
15. | Умение выдвигать и проверять гипотезу | ||
16. | Умение использовать знания и способы деятельности в дальнейшей работе | ||
17. | Умение осуществлять самоконтроль в ходе работы и корректировать ее |
9. Как вы оцениваете уровень своей адаптации к условиям обучения в педвузе?
10.Что для вас является главной причиной адаптационных трудностей? Почему?
Литература:
1. Астафьева Л. С. Педагогика. Учебное пособие - М.: Российский университет дружбы народов, 2010.- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г. — 304 с. - Режим доступа: http: // ibooks.ru
3. Самостоятельная работа как средство формирования основ самоорганизации студентов и самообразования
Пахомова Т.Г. Научный вестник МГИИТ. 2011. № 6. С. 122-125.
4. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию у первокурсников как аспект их профессиональной адаптации в вузе
Блинова Т.В. Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 181-183.
5. Концепция самообразования: основные понятия и структура Медведев И.Ф. Образование и наука. 2012. № 2. С. 32-42.
6. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / Валентин Иванович; В. И. Андреев. - Изд. 3-е. - Казань : Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с. - Библиогр.: с. 588-601. - ISBN 5-93962-039-7 : 100.00; 205.00.
7. Жукова, Е.Д. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. пособие для слушателей фак. и ин-тов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и др. проф.-пед. работников / Елена Дмитриевна ; Е. Д. Жукова; Федеральное агенство по образованию, БГПУ. - Уфа: [БГПУ], 2007. - 164 с. - ISBN 978-5-87978-380-3 : 87.00.
8. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Владимир Георгиевич ; В. Г. Маралов. - М.: Академия, 2002. - 256 с. - ISBN 5769508779: 106.00.