Практические материалы по курсу «основы учебно-исследовательской деятельности студентов (оуидс) приложение 1

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Название учебного заведения

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

студентки .... курса (НЗЗА)

очного отделения

Юшиной Ольги Александровны

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Михайлова Ирина Петровна
Москва 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Структуру любой исследовательской работы, в том числе и аттестационной, отражает оглавление. Ниже приводится пример оглавления одной из выпускной аттестационной работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Проблема учебной деятельности в психолого-педагогической литературе

1.1. Суть и критерии сформированности учебной деятельности

1.2. Психологические особенности учебной деятельности студентов

1.3. Условия формирования учебной деятельности студентов

Глава 2. Использование проблемно-поисковых методов в формировании учебной деятельности студентов

2.1. Место и значение активных методов в современной практике обучения

2.2. Применение проблемного, исследовательского методов обучения в опытно-экспериментальной работе

2.3. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы

Заключение

Приложение

Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

И КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ

Итоговая аттестационная работа — это результат исследовательской деятельности студента, преподавателя, проводимой им в течение всего пе­риода обучения в учебном заведении профессионального или дополнитель­ного образования. Следовательно, тема аттестационной работы «вызре­вает» в процессе различных видов предшествующей самостоятельной ра­боты, начиная от конспектирования первоисточников, подготовки и др., развиваясь в ходе прохождения стажировки и педагогической деятельно­сти. С одной стороны, потенциал названия итоговой работы предполагает последовательное расширение и углубление теории, а с другой стороны, — конкретизацию, четкое определение критериев и содержания эксперимен­та.

Важнейшее требование к выбору темы — ее актуальность. Одновре­менно она должна максимально соответствовать интересам студента-ис­следователя, так как аттестационная работа — не самоцель, а незамени­мое средство развития профессионального сознания и творческих способ­ностей будущего специалиста.

Во введении точно в соответствии с избранной темой формулируются исходные научные позиции: объект, предмет, проблема, цель, гипотеза, задачи, методы, этапы исследования, характеризуется теоретическая и практическая значимость квалификационной работы.

Успешному решению задач аттестационной работы больше всего спо­собствует структура. В первой главе раскрываются теоретические осно­вы избранной проблемы; вторая глава посвящается реализации теорети­ческой концепции в опытно-экспериментальной работе с последующим анализом ее эффективности. Выводы и рекомендации излагаются в за­ключении. Исследовательско-практический материал, полученный в ходе эксперимента, оформляется как приложение.

Примерный объем основного текста (включая приложения) рассчитан на 50—60 машинописных страниц.

Критерии оценки квалификационной работы:

а) раскрытие научных основ темы: слушатель рассматривает суть по­нятий, историю их развития по вертикали и горизонтали, при этом демон­стрирует начитанность и широкий кругозор, умение работать с научной литературой. Анализируя публикации, учащийся сопоставляет точки зре­ния разных авторов, подчеркивает сходство и различие мнений, пытается выработать собственную позицию и грамотно выразить ее в письменной речи;

б) адекватность и обоснованность критериев эффективности опытно-экспериментальной работы и методов измерения ее результатов: на осно­ве анализа научных источников и педагогического опыта четко и обосно­ванно формулируются критерии и показатели эффективности опытно-экспериментальной работы по выбранной теме, рассматриваются соответ­ствующие методики измерения ее результатов;

в) качество проведенной опытно-экспериментальной работы: в соот­ветствии с целью и рабочей гипотезой раскрываются содержание и орга­низация опытно-экспериментальной работы. При этом важно продемон­стрировать творческий подход, новизну в выборе средств педагогической деятельности, полноту и глубину рассмотрения всех направлений экспе­римента;

г) убедительность и достоверность полученных результатов: анализи­руя результаты опытно-экспериментальной работы, слушатель проявляет умение сравнивать показатели предварительного и итогового срезов, экс­периментального и контрольного объектов, убедительно и наглядно предъявлять Государственной аттестационной комиссии данные об изме­нениях в предмете исследования;

д) завершенность аттестационной работы:

• аттестационная работа заканчивается общими выводами и рекомен­дациями, логично и последовательно вытекающими из каждого этапа ис­следования. Умения обобщать, выделять главное, видеть перспективы под­тверждают зрелость и ответственность выпускника учебного учреждения;

• оформление выпускной работы должно соответствовать эстетическим и техническим нормам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

1. Заполните пропуски.

Методология педагогики — это система... об отправных положениях пе­дагогической...о принципах, подходах и способах добывания знаний, а также путях внедрения добытых знаний в практику ....

2. Расставьте в логическом порядке уровни методологического звания:

а) общенаучный уровень;

б) технологический уровень;

в) философский уровень;

г) конкретно-научный уровень.

3. Выберите правильный ответ. Функциями методологии педагогики являются:

а) нормативная, регулятивная;

б) теоретическая, прикладная;

в) теоретико-аналитическая, нормативно-прикладная.

4. Какая из форм отражения педагогической действительности обладает следующими характерными чертами: обобщенный опыт выражен в поня­тиях, теориях, гипотезах; разработаны критерии научного знания; исполь­зуются специальные методы и средства познания; используется понятий­но-категориальный аппарат:

а) художественно-образное отражение;

6} стихийно-эмпирическое познание;

в) научное познание?

5. Одной из характерных черт фундаментального исследования является:

а) открытие закономерностей педагогического процесса;

б) решение отдельных теоретических и практических задач;

в) разработка программ, методические рекомендации, учебных по­собий и т.п.

6. Одной из характерных черт прикладного исследования является:

а) открытие закономерностей педагогического процесса;

б) решение отдельных теоретических и практических задач;

в) разработка программ, методических рекомендаций, учебных по­собий и т.п.

7. Одной из характерных черт разработок является:

а) открытие закономерностей педагогического процесса;

б) решение отдельных теоретических и практических задач;

в) разработка программ, методические рекомендации, учебных по­собий и т.п.

8. Основанием для классификации фундаментальных исследований, при­кладных исследований и разработок является:

а) метод;

б) цель;

в) процесс;

г) результат.

9. Основанием для классификации теоретических в эмпирических иссле­дований является:

а) метод;

б) цель;

в) процесс;

г) результат.

10. Принципами организации научного исследования выступают:

а) восхождение от абстрактного к конкретному;

б) выбор необходимого количества респондентов;

в) продумывание вариации вопросов;

г) переход от эмпирического уровня познания к теоретическому.

11. Характеристиками теоретических методов научного исследования яв­ляются:

а) непосредственное изучение наблюдаемых явлений;

б) обнаружение скрытых закономерностей;

в) установление первичных фактов;

г) объяснение первичных фактов.

12. Характеристиками эмпирических методов научного исследования яв­ляются:

а) непосредственное изучение наблюдаемых явлений;

б) обнаружение скрытых закономерностей;

в) установление первичных фактов;

г) объяснение первичных фактов.

13. Эксперимент как метод научного исследования включает:

а) один метод;

б) несколько методов;

в) систему методов.

14. Основными чертами наблюдения как метода научного исследования являются:

а) определение объекта наблюдения;

б) составление протокола наблюдения;

в) продумывание вариации вопросов;

г) определение необходимых дополнительных аудио-визуальных средств;

д) проведение включенного наблюдения.

15. Методами опроса являются:

а) наблюдение, эксперимент, беседа;

б) беседа, интервьюирование, эксперимент;

в) интервьюирование, анкетирование, беседа.

16. В логике и организации научного исследования:

а) эмпирический уровень исследования следует за теоретическим;

б) теоретический уровень исследования следует за эмпирическим; а) порядок определения уровней исследования особого значения не имеет.

17. В какой группе указаны основные методы научно-педагогического ис­следования:

а) социометрические измерения; анализ; синтез; индукция; дедук­ция; эксперимент;

б) изложение нового материала; беседы;

в) наблюдение; эксперимент; беседы; изучение ученических работ и документов; математические методы;

г) обобщение опыта; тесты; лабораторные работы; экскурсии; уп­ражнения; анкеты; соотношение алгоритмов; моделирование;

д) правильного ответа нет.

18. Какую из указанных бесед можно отнести к методу научно-педагоги­ческого исследования:

а) беседа с учащимися на уроке, преследующая цель выяснить знания некоторых математических понятий;

б) беседа с учащимися о принципах гуманистической морали;

в) беседа с учителем, в процессе которой выявляются используе­мые им приемы активизации познавательной деятельности уча­щихся;

г) беседа директора школы с учеником, нарушившим дисциплину;

д) беседа с родителями о воспитании детей в семье.

19. Назовите не менее четырех методов теоретического исследования.

20. Назовите не менее четырех методов эмпирического исследования.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Наши рекомендации