Методические рекомендации. Обратите внимание на самобытный характер воспитание и обучение на Руси

Обратите внимание на самобытный характер воспитание и обучение на Руси, восходящий от язычества народно-педагогических воззрений с переплетением идей христианской педагогики. Большую роль на воспитание и образование на Руси оказала византийская культурная традиция и церковь.

Важно обратить внимание на воспитательные возможности старинных колыбельных песен, сказок, загадок, игр, обрядов и т.п. Особое внимание следует уделить педагогическому анализу русских пословиц, поговорок и былин. Литературные памятники Киевской Руси и Русского государства в XI-XVII вв. («Поучение отца сыновьям», «Домострой», «Послание Геннадия» и др.) доносят сведения о педагогической мысли той эпохи. При изучении данных произведений следует обратить внимание на их гуманистическую направленность в русле христианской этики и интегрирование внутри себя авторского жизненного опыта с опытом предков и взглядами византийских богословов.

При рассмотрении вопроса о становлении и развитии школьного образования на Руси следует обратить внимание на роль государственных и религиозных деятелей в этом процессе, на использование зарубежного опыта и собственных традиций умственного воспитания, на организационные и методические особенности обучения.

Необходимо обратить внимание на существование в XVII в. в Русском государстве различных течений педагогической мысли (старообрядческое-начетническое, латино-фильское, византийско-русское, славяно-греко-латинское).

Задание

Подготовить рассказ об известном деятеле образования (просветителе) Руси.

Литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985.

2. Очерки истории школы и педагогическая мысль народов СССР с древнейших времен до конца XVIII в. - М., 1989.

3. Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М., 1986.

4. Домострой. - СПб., 1992.

5. Латышина Д.И. История педагогики. - М., 1998.

Занятие 46.

Тема: Развитие образования и педагогической мысли в России в XIX веке

Вопросы для обсуждения

1. Создание государственной системы образования. Образовательная политика в России в пер. пол. XIX в.

2. Школьные уставы 1804 и 1828 гг.

3. Основные течения русской педагогической мысли XIX в. («западники», «славянофилы» и др.).

4. Характеристика школьных реформ 1860-1890-х гг. в России.

5. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.

6. Женское образование в России.

Методические рекомендации

Необходимо обратить особое внимание на создание и функционирование системы народного образования (Уставы 1804 и 1828 гг.), на роль в русской педагогической мысли первой половины XIX в. «славянофилов», «западников» и революционных демократов. Важно отметить значение педагогических взглядов Н.И. Пирогова в деле развития общечеловеческого воспитания, роли личности учителя в процессе воспитания. Рассмотреть особенности школьных реформ 60-80 годов, появление женского образования.

Задания

1. Подготовить сообщение об образовании на Смоленщине в этот исторический период времени.

2. Законспектировать:

Н.И. Пирогов. Вопросы жизни (Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Октябрьской революции). - М., 1986, с.150-165).

Литература:

1. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в. -М., 1954.

2. Анисимов В.В. Университетские учебные округа: история и современность // Педагогика, 2001, № 2, с.70-73.

3. Плеханов А.В. Теория воспитания «мыслящих реалистов» // Советская педагогика. 1990, № 10, с.98-104.

4. Слепенкова Е.А. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика, 2000, № 9, с.74-78.

5. Сысоева Е.К. Образовательная политика в России (60-90-е гг. XIX в.) // Педагогика, 1997, № 2, с.99-105.

6. Тебиев Б.К. К.П. Победоносцев: легенда и реальность // Советская педагогика, 1991, № 3, с.104-118, 145.

7. Филиппов Б.А Образование и социальный порядок (взгляд на дискуссии XIX века) // Педагогика, 1995, № 1, с.104-109.

8. Христофорова Н.В. Женские гимназии в России // Педагогика, 1998, № 4, с.80-86.

Занятие 47.

Тема: Педагогическая концепция К.Д. Ушинского

Вопросы для обсуждения

1. Жизнь, педагогическая деятельность и мировоззрение К.Д. Ушинского.

2. Идея народности воспитания – основа педагогической концепции К.Д. Ушинского.

3. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и как искусстве.

4. Дидактическое учение К.Д. Ушинского.

5. К.Д. Ушинский о единстве нравственного и трудового воспитания.

6. К.Д. Ушинский о формировании личности учителя.

7. К.Д. Ушинский и современность.

Методические рекомендации

К.Д. Ушинской явился основоположником русской народной школы. Основное внимание стоит уделить идеи народности, лежащей в основе его педагогической теории и на отношение к педагогике как науке и как искусству, на соединение теории материального и формального образования, критике классицизма и защите естественнонаучного образования. Особо стоит остановиться на новом обосновании дидактических принципов обучения и разработке теории урока.

Задание

Законспектировать:

1. К.Д. Ушинский. О пользе педагогической литературы (Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Октябрьской революции). – М., 1986, с.220-232).

2. К.Д. Ушинский. Труд в его психическом и воспитательном значении (Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Октябрьской революции). – М., 1986, с.245-255).

3. К.Д. Ушинский. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений: В 11 т. – М.; Л., 1948-1950. – Т. 2. (или любое другое издание работы).

Литература:

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины XIX в. / Отв. ред. А.И. Пиcкунов. – М., 1976.

2. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. – М., 1977.

3. Лордкипанидзе Д.О., Днепров Э.Д. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского //Ушинский К.Д. Избр. Пед. соч. – М., 1974. – Т. 2.

4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. – нач. ХХ вв. – М., 1990.

Занятие 48-49

Наши рекомендации