Методические рекомендации. Рассмотрите эволюцию теории свободного воспитания от М
Рассмотрите эволюцию теории свободного воспитания от М. Монтеня до современных педагогических теорий. При анализе педагогической теории Руссо нужно выяснить, как в условиях свободы меняются позиции воспитанника и наставника и решаются основные учебно-воспитательные задачи. Найдите общее и различное во взглядах на свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого.
Задание
Законспектировать:
1. Ж.-Ж. Руссо. Эмиль, или О воспитании (Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. -М., 1981, с.203-236).
2. Л.Н Толстой. О народном образовании (Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Октябрьской революции). -М., 1986, с.315-332).
Литература:
1.Толстой Л.Н. Воспитание и образование / Пед. соч. -М., 1955, с.238-270.
2.Толстой Л.Н. Общие замечания для учителя / Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Октябрьской революции). -М., 1986, с.338-402.
3.Толстой Л.Н. Роль примера и подражания в воспитании / Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Октябрьской революции). -М., 1986, с.402-403.
4.Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. -М., 1987.
5.Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б.Корнетов. -М., 1995.
6.Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. -М., 1995.
Занятие 41
Тема: Педагогическая теория И.Г. Песталоцци
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая деятельность и мировоззрение И.Г. Песталоцци.
2. Теория элементарного образования.
3. Гуманистический подход к личности воспитанника - основа нравственного воспитания.
4. Соединение обучения с производительным трудом в педагогических учреждениях И.Г. Песталоцци.
Методические рекомендации
Особое внимание необходимо уделить раскрытию основных положений теории элементарного образования И.Г. Песталоцци, идеи соединения обучения с производительным трудом. Определите место, разработанных И.Г. Песталоцци методических средств обучения (прописи, математическая касса, звуковой метод обучения грамоте) в современной школе.
Задание
Законспектировать:
1. Лингард и Гертруда (Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. -М., 1981, с.276-279.)
2. Лебединая песня. (Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. -М., 1981, с.304-323).
Литература:
1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981, с.280-304.
2. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика, 1996, № 1, с.50-60.
3. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. -М., 1987.
4. Песталоцци И.Г. Лебединая песня/ И.Г. Песталоцци. – СПб: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.
Занятие 42-44.
Тема: Педагогическая мысль и школа за рубежом в конце XIX - XX вв.
Вопросы для обсуждения
1. Исторические, социокультурные и научные предпосылки возникновения реформаторской педагогики в Западной Европе и США.
2. Основные реформаторские педагогические течения, их место и роль в образовании ХХ в. (А. Нейлл, О. Декроли, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе и др.).
3. Педагогическая деятельность и взгляды Г. Кершенштейнера.
4. Прагматическая педагогике, и её влияние на современную американскую школу (Д. Дьюи).
5. Основные принципы организации современной системы образования за рубежом.
Методические рекомендации
При подготовке к семинарскому занятию следует обратиться не только к историко-педагогической, но и к исторической литературе, чтобы получить наиболее полную картину об исторических, социальных и научных предпосылках появления реформаторской педагогики в Западной Европе в конце XIX - начале ХХ вв. Рассмотрите различные направления педагогической мысли в этот период. Необходимо показать их содержательное наполнение в теории и практике образования. Нужно постараться выявить общие и отличительные черты различных реформаторских школ. Особое внимание обратите на возможности использования прогрессивных идей реформаторской педагогики в современной школе.
Задания
Подготовить рассказ об одной из школ, созданных педагогами-реформаторами.
2. Законспектировать:
а) Г. Кершенштейнер. Школа будущего - школа работы (Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. -М., 1981, с.475-501).
б) Д. Дьюи. Школа и общество (Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. -М., 1981, с.506-533).
Литература:
1.Джон Дьюи. Демократия и образование / Пер с англ. -М., 2000.
2.Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог-гуманист С. Френе // Педагогика, 1996, № 3, с.91-97.
3.Джуринский А.Н. «Эрмитаж» жемчужина школы Бельгии // Педагогика, 1993, № 5, с. 110-113.
4.Ионова Е.Н., Топтыгин А.Л. Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика, 1998, № 4, с.108-113.
5.Литвин Л.Н. «Наша» или «не наша» Мария Монтессори! // Советская педагогика, 1991, № 8, с.96-103.
6.Малькова З.А. Джон Дьюи - философ и педагог-реформатор // Педагогика, 1995, № 4, с.95-104.
7.Митина В.С. Частные школы в развитых странах Запада // Педагогика, 1996, № 4, с.87-91.
8.Монтессори / Сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. -М., 1999.
9.Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. -М., 1998.
10.Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б.Корнетов. -М., 1995.
Занятие 45.
Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль Древней Руси и Русского государства (до XVIII в.)
Вопросы для обсуждения
1. Народная педагогика славян и ее влияние на развитие средневекового образования на Руси.
2. Развитие педагогической мысли в педагогических памятниках древнерусской литературы.
3. Становление и развитие школьного образования на Руси.
4. Основные направления в обучении и воспитании в Русском государстве.