Составитель Т.В.Осокина

Курс лекций по педагогике

Часть 2

Составитель Т.В.Осокина

Чебоксары 2016

УДК37(075.8)

ББК74.0я73

К 937

Курс лекций по педагогике : в 2 ч. Ч. 2 / сост. Т. В. Осокина. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 162 с.

Печатается по решению ученого совета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

(протокол № 9 от 26.02.2016 г.).

Рецензенты:

Е. Г. Хрисанова − доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»;

Н. Г. Семедова-Полупан − кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Чебоксарского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;

А. И. Пайгусов − кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Предназначен для студентов второго курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Изобразительное искусство».

Содержит лекции следующих модулей: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика», «История образования».

© Осокина Т. В., составление, 2016

© ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет

им. И. Я. Яковлева», 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
Раздел 1. Теория и методика воспитания……………......................
Лекция 1. Сущность и содержание процесса воспитания. Современные концепции и подходы воспитания…………………….
Лекция 2. Система форм и методов воспитания……………...............
Лекция 3. Коллектив как объект и субъект воспитания…...................
Раздел 2. Социальная педагогика…………………………………..
Лекция 1. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Основные задачи социальной педагогики……………………………. 41
Лекция 2. Социализация и социальное воспитание личности. Факторы социализации и их типология. Принципы социального воспитания……………………………………………………………… 56
Лекция 3. Семья как социальный институт и институт воспитания...
Раздел 3. История образования……………………………...............
Лекция 1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества………….................................... 74
Лекция 2. Воспитание и школа в античном мире. Развитие педагогической мысли в древнегреческой философии…………………… 81
Лекция 3. Воспитание и школа в Древнем Риме……………...
Лекция 4. Школа и воспитание Средневековья и Возрождения……
Лекция 5. Образование и педагогическая мысль Западной Европы в XVII–XVIII вв. ………………………………..................................... 96
Лекция 6. Развитие образования и ведущих педагогических идей в Западной Европе XIX века. Реформаторская педагогика………..…. 102
Лекция 7. Воспитание и обучение в Киевской Руси X–XIII вв. …….
Лекция 8. Воспитание и обучение в московском Русском государстве XIV–XVII вв. Педагогическая мысль средневековой Руси. 112
Лекция 9. Школа и педагогика России в XVIII в. ……………………
Лекция 10. Система образования России в XIX в. …………………...
Лекция 11. Отечественная школа и школьная политика в XX в. − начале XXI в. …………………………………………………………... 127
Приложение 1……………………………………………...……..
Приложение 2………………………………………………….....

ВВЕДЕНИЕ

Переход общеобразовательных учреждений на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту определил более серьезные требования к организации учебно-воспитательного процесса.

ФГОС ВПО предполагает коренную реорганизацию образовательного процесса в высшей школе на основе перехода от знаниевой образовательной парадигмы к системно-деятельностной.

В качестве нового образовательного результата в высшем образовании в настоящее время определено освоение компетенций.

Доминантой в характеристике компетенций являются не сами знания, умения и навыки, а способность их актуализации на основе понимания того, какие именно знания и умения, а также личностные качества необходимые для решения конкретной профессиональной задачи.

Традиционно в процессе изучения данной дисциплины у студентов формируются важнейшие понятия о педагогических явлениях. Курс лекций позволит студентам видеть логику и взаимосвязь между всеми важнейшими разделами педагогики.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется двумя важнейшими аспектами: с одной стороны, уровнем знаний теоретических основ науки, с другой – развитием логического и образного мышления.

Освоение содержания курса педагогики способствует формированию компетенций, отраженных в стандарте образования.

Общекультурные компетенции:

– владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

– владение технологией научного мышления;

– готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики;

– способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности;

– способность к когнитивной деятельности;

– способность осмысливать и обосновывать профессионально-педагогические действия;

– владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование);

– владение системой эвристических методов и приемов.

Профессиональные компетенции:

– способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективности организации и управления педагогическим процессом;

– способность анализировать и оценивать профессионально-педагогические ситуации;

– готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;

– способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности;

– способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения;

– способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности;

– готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач;

– готовность к проектированию, применению комплекса дидактических средств;

– готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки специалистов;

– готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки специалистов;

– готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности;

– готовность к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельства образовательных и профессиональных достижений.

Составитель Т.В.Осокина - student2.ru

Лекция 1
Раздел 1. Теория и методика воспитания

Сущность и содержание процесса
воспитания. Современные
концепции и подходы воспитания

1. Сущность процесса воспитания

2. Типы воспитания

3. Закономерности и принципы воспитания

1. Сущность процесса воспитания

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Расшифровать воспитание можно как ВОС+ПИТАНИЕ –взращивание, вскармливание.

Понятие «воспитание» в российской педагогике стало употребляться в конце 18 в, а в 1806 году было включено в словарь Российской академии.

Воспитание:

- в широком социальном смысле–совокупность формирований воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей (Смирнов В. И. «Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – Москва, 1999. – С. 281.). Процесс передачи одним поколением последующему системы знаний, умений, навыков, социальных ценностей и усвоение их новым поколением в своей жизнедеятельности;

- в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

- в узком педагогическом значении – специальная деятельность, имеющая целого формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Воспитание в широком социальном смысл нередко отожествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно охарактеризовать как отношение части к целому.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012г

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Движущие силы воспитания.Как любой процесс, воспитание развивается в результате действия совокупности внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий.

Объективные внешние противоречия,обусловленные социальными процессами и явлениями:

· противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими и т.п. процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране;

· противоречия между ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития:

· противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений. Противоречие резко актуализировались в связи с ломкий социально-экономических отношений, идеологии, морали, а также в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и наоборот, охотно воспринимаемых молодыми.

· противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений.

· противоречия между возрастающими требованиями к образованию, а с другой стороны – дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания.

Объективные внутренние противоречия,отражающие диалектику педагогического процесса:

· противоречие между природой активной деятельностью ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;

· противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

· противоречие между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей;

· противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности;

· противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;

· противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов;

· противоречия между потребностями и возможностями;

· противоречия между новыми явлениями природы и обществ жизни и недостатком опыта, знаний для их понимания ребенком;

Субъективные противоречия,порожденные несовершенством самого процесса воспитания:

· противоречия между уместностью личности и функциональным подходом к ее формированию;

· противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче

Наши рекомендации