Составитель Т.В.Осокина
Курс лекций по педагогике
Часть 2
Составитель Т.В.Осокина
Чебоксары 2016
УДК37(075.8)
ББК74.0я73
К 937
Курс лекций по педагогике : в 2 ч. Ч. 2 / сост. Т. В. Осокина. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 162 с.
Печатается по решению ученого совета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
(протокол № 9 от 26.02.2016 г.).
Рецензенты:
Е. Г. Хрисанова − доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»;
Н. Г. Семедова-Полупан − кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Чебоксарского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;
А. И. Пайгусов − кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Предназначен для студентов второго курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Изобразительное искусство».
Содержит лекции следующих модулей: «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика», «История образования».
© Осокина Т. В., составление, 2016
© ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет
им. И. Я. Яковлева», 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. | |
Раздел 1. Теория и методика воспитания……………...................... | |
Лекция 1. Сущность и содержание процесса воспитания. Современные концепции и подходы воспитания……………………. | |
Лекция 2. Система форм и методов воспитания……………............... | |
Лекция 3. Коллектив как объект и субъект воспитания…................... | |
Раздел 2. Социальная педагогика………………………………….. | |
Лекция 1. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Основные задачи социальной педагогики……………………………. | 41 |
Лекция 2. Социализация и социальное воспитание личности. Факторы социализации и их типология. Принципы социального воспитания……………………………………………………………… | 56 |
Лекция 3. Семья как социальный институт и институт воспитания... | |
Раздел 3. История образования……………………………............... | |
Лекция 1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества………….................................... | 74 |
Лекция 2. Воспитание и школа в античном мире. Развитие педагогической мысли в древнегреческой философии…………………… | 81 |
Лекция 3. Воспитание и школа в Древнем Риме……………... | |
Лекция 4. Школа и воспитание Средневековья и Возрождения…… | |
Лекция 5. Образование и педагогическая мысль Западной Европы в XVII–XVIII вв. ………………………………..................................... | 96 |
Лекция 6. Развитие образования и ведущих педагогических идей в Западной Европе XIX века. Реформаторская педагогика………..…. | 102 |
Лекция 7. Воспитание и обучение в Киевской Руси X–XIII вв. ……. | |
Лекция 8. Воспитание и обучение в московском Русском государстве XIV–XVII вв. Педагогическая мысль средневековой Руси. | 112 |
Лекция 9. Школа и педагогика России в XVIII в. …………………… | |
Лекция 10. Система образования России в XIX в. …………………... | |
Лекция 11. Отечественная школа и школьная политика в XX в. − начале XXI в. …………………………………………………………... | 127 |
Приложение 1……………………………………………...…….. | |
Приложение 2…………………………………………………..... |
ВВЕДЕНИЕ
Переход общеобразовательных учреждений на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту определил более серьезные требования к организации учебно-воспитательного процесса.
ФГОС ВПО предполагает коренную реорганизацию образовательного процесса в высшей школе на основе перехода от знаниевой образовательной парадигмы к системно-деятельностной.
В качестве нового образовательного результата в высшем образовании в настоящее время определено освоение компетенций.
Доминантой в характеристике компетенций являются не сами знания, умения и навыки, а способность их актуализации на основе понимания того, какие именно знания и умения, а также личностные качества необходимые для решения конкретной профессиональной задачи.
Традиционно в процессе изучения данной дисциплины у студентов формируются важнейшие понятия о педагогических явлениях. Курс лекций позволит студентам видеть логику и взаимосвязь между всеми важнейшими разделами педагогики.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется двумя важнейшими аспектами: с одной стороны, уровнем знаний теоретических основ науки, с другой – развитием логического и образного мышления.
Освоение содержания курса педагогики способствует формированию компетенций, отраженных в стандарте образования.
Общекультурные компетенции:
– владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;
– владение технологией научного мышления;
– готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики;
– способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности;
– способность к когнитивной деятельности;
– способность осмысливать и обосновывать профессионально-педагогические действия;
– владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование);
– владение системой эвристических методов и приемов.
Профессиональные компетенции:
– способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективности организации и управления педагогическим процессом;
– способность анализировать и оценивать профессионально-педагогические ситуации;
– готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;
– способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности;
– способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения;
– способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности;
– готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач;
– готовность к проектированию, применению комплекса дидактических средств;
– готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки специалистов;
– готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки специалистов;
– готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности;
– готовность к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельства образовательных и профессиональных достижений.
Лекция 1 |
Сущность и содержание процесса
воспитания. Современные
концепции и подходы воспитания
1. Сущность процесса воспитания
2. Типы воспитания
3. Закономерности и принципы воспитания
1. Сущность процесса воспитания
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Расшифровать воспитание можно как ВОС+ПИТАНИЕ –взращивание, вскармливание.
Понятие «воспитание» в российской педагогике стало употребляться в конце 18 в, а в 1806 году было включено в словарь Российской академии.
Воспитание:
- в широком социальном смысле–совокупность формирований воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей (Смирнов В. И. «Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – Москва, 1999. – С. 281.). Процесс передачи одним поколением последующему системы знаний, умений, навыков, социальных ценностей и усвоение их новым поколением в своей жизнедеятельности;
- в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
- в узком педагогическом значении – специальная деятельность, имеющая целого формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Воспитание в широком социальном смысл нередко отожествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно охарактеризовать как отношение части к целому.
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012г
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Движущие силы воспитания.Как любой процесс, воспитание развивается в результате действия совокупности внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий.
Объективные внешние противоречия,обусловленные социальными процессами и явлениями:
· противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими и т.п. процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране;
· противоречия между ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития:
· противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений. Противоречие резко актуализировались в связи с ломкий социально-экономических отношений, идеологии, морали, а также в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и наоборот, охотно воспринимаемых молодыми.
· противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений.
· противоречия между возрастающими требованиями к образованию, а с другой стороны – дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания.
Объективные внутренние противоречия,отражающие диалектику педагогического процесса:
· противоречие между природой активной деятельностью ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
· противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
· противоречие между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей;
· противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности;
· противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители;
· противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов;
· противоречия между потребностями и возможностями;
· противоречия между новыми явлениями природы и обществ жизни и недостатком опыта, знаний для их понимания ребенком;
Субъективные противоречия,порожденные несовершенством самого процесса воспитания:
· противоречия между уместностью личности и функциональным подходом к ее формированию;
· противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче