День 1. Знакомство с учреждением дошкольного образования – базой методической практики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по воспитательной работе
___________ С.И. Коптева
(подпись)
___________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД- 31-02/____
ПРОГРАММА
«МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»
(название дисциплины)
для специальности:
1- 01 01 01 «Дошкольное образование»
2014г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Литвина Н.В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и дошкольной педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»;
Шебеко В.Н. –- доктор педагогических наук, доцент кафедры методик дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»;
Мазовко М.И. – старший преподаватель кафедры общей и дошкольной педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой общей и дошкольной педагогики
(протокол № 2 от 09.09.2014 г.)
Заведующий кафедрой
_________ Т.В.Поздеева
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета дошкольного образования БГПУ им. М. Танка
(протокол № 1 от 10.09.2014 г.)
Председатель
Совета факультета
_________ А.Н.Касперович
Оформление программы практики и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Руководитель практики
учебно-методического управления БГПУ
____________ Г.В.Савицкая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая (учебная) практика (далее - практика) является важным этапом практической профессиональной подготовки будущего специалиста дошкольного образования. По требованию образовательного стандарта она направлена на формирование у студентов представлений о планировании, организации и методическом обеспечении образовательного процесса в УДО, организацию личностно ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста на занятиях и в игровой деятельности; изготовление игрового и дидактического материала для организации образовательной деятельности; изучение, анализ, использование конкретных педагогических методик в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. В результате студент овладевает профессиональными умениями и навыками: гностическими, коммуникативными, специальными.
Цель практики:формирование у студентов целостного представления об образовательном процессе современного дошкольного учреждения, овладение ими специфическими методами и приемами организации образовательной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи практики:
1. Расширять знания о специфике труда педагога дошкольного учреждения.
2. Формировать умения наблюдать, анализировать и оценивать образовательный процесс в дошкольном учреждении.
3. Формировать первоначальные профессиональные знания, умения и навыки.
4. Помочь овладеть способами и тактикой общения, способствующими установлению личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
В процессе учебной практики студенты овладевают следующими профессиональными умениями:
- уметь анализировать опыт других и свою педагогическую деятельность;
- уметь целесообразно отбирать методы, приемы и материал для работы с детьми;
- уметь организовать коллективную, групповую, индивидуальную деятельность детей;
- уметь легко и быстро устанавливать контакт с детьми, коллегами и проявлять терпимость в общении с ними;
- уметь создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности сотрудничества;
- уметь использовать в общении с детьми прямые (инструкции, разъяснения) и косвенные (игровые) методы и приемы.
По учебному плану специальности «Дошкольное образование» практика проводится на 2 курсе в 3 семестре со студентами дневной формы получения образования и на 3 курсе в 5 семестре со студентами заочной формы получения образования в течение 4 недель.
Практика организуется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе студенты проходят медицинский осмотр и оформляют медицинские справки для работы в учреждениях дошкольного образования. Руководитель практики от факультета заключает договоры с УДО об организации практики студентов.
На курсовом собрании по организации практики студентов руководитель практики от факультета знакомит студентов с приказом о практике, проводит обучение и проверку знаний студентов по вопросам трудового законодательства и охраны труда, разъясняет студентам задания по программе практики.
На основном этапе студенты выполняют задания по программе практики под руководством непосредственных руководителей практики от организаций и руководителей практики от кафедры.
На заключительном этапе студенты оформляют свои отчёты о выполнении заданий практики и всю необходимую документацию по практике. На курсовом собрании по итогам практики руководитель практики от факультета анализирует выполнение программы практики студентами.
Руководитель практики от кафедры проводит индивидуальные беседы с каждым студентом - практикантом о выполнении заданий практики, анализирует их отчёты о работе во время практики и выставляет дифференцированный зачёт.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Неделя
День 1. Знакомство с учреждением дошкольного образования – базой методической практики
Цель:формировать у студентов целостное представление о дошкольном учреждении.
Содержание работы:
· Беседа с руководителем организации (заведующим учреждения дошкольного образования или заместителем заведующей по основной деятельности): ведомственная принадлежность учреждения, количество детей и групп, их оборудование и укомплектованность сотрудниками, педагогический состав, его образование и творческие возможности.
· Экскурсия по учреждению дошкольного образования с целью знакомства с расположением групп в детском саду, музыкального, спортивного залов, медицинского кабинета, хозяйственно-бытовых помещений.
· Знакомство с методическим кабинетом, наличием там наглядных пособий, а также с правилами и возможностями использования материалов методического кабинета в своей работе в период практики.
· Распределение студентов по группам. Знакомство и беседа с непосредственными руководителями от организации (педагогами УДО) и детьми той возрастной группы, в которой студент будет проходить практику. Изучение распорядка дня данной возрастной группы, учебной программы дошкольного образования для своей возрастной группы и плана образовательной работы с детьми на период практики.
Фиксация в дневнике практики полученной информации о дошкольном учреждении, о своей возрастной группе (список детей, распорядок дня, Ф.И.О. педагогов).
Оформление в папку специалистаучебного плана учреждения дошкольного образования, информацию из учебной программы по всем образовательным областям для своей возрастной группы.