Результаты освоения ПРАКТИКИ по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста

Практика завершается оценкой студентом освоенных общих и профессиональных компетенций:

Код Наименование результата обучения
ПК ПК 3.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.   Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации дошкольного воспитания и развития.
ОК 7.   Ставить цели, мотивировать деятельность дошкольников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество воспитательно-образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Оценка работы студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности в процессе практики, а также анализ отчётных документов. Анализ отчётных документов практикантов позволяет судить о качестве их работы в период практики, о степени осмысления ими своего педагогического опыта.




СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста

3.1. Тематический план практики пробных занятий

Коды проф. компетенций Наименования разделов Задания Всего часов (макс. учебная нагрузка и практика)  
 
 
1 2 3 4  
ПК 5.1., 3.9., ОК 1-11 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. Задание № 3,4 24  
ПК 5.2. ОК 1-11 Создавать в группе предметно-развивающую среду. Задание № 1,2 18  
ПК 5.3. ОК 1-11 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Задание № 5,6 12  
ПК 5.4. – 5.5. ОК 1-11 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. Задание № 7 14  
ПК 3.9 Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс. Задание № 8  
  ИТОГО:    

Содержание практики

Задания для студентов

ЗАДАНИЕ № 1.

1. Изучите документ «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации « 20 » июля 2011 г. № 2151.

2. Изучить принципы построения предметно-развивающей среды в группе образовательного учреждения, опираясь на принципы В.А.Петровского (см. приложение №1)

3. Проанализировать соответствие предметно-развивающей среды в группе требованиям, указанным в документе (см. п. 1), содержанию программы ОУ, возрастным особенностям детей группы и указанным принципам.

Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях(В.А.Петровский):

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности творчества.

3. Принцип стабильности-динамичности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости и закрытости.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

ЗАДАНИЕ № 2.

Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей в посильной для них форме к оформлению среды группы.

В дневниках практики зафиксируйте пошаговую работу по корректировке предметно-развивающей среды, которая представлена в приложении №2.

ЗАДАНИЕ № 3.

Ознакомьтесь с годовым планом работы ДОУ (укажите, кем и когда утвержден): основные задачи paботы в текущем году (актуальность, конкретность формулировок, учет условий работы детского сада, основные направления работы).

Ориентируясь на годовой план работы ДОУ, составьте развернутый план работы на месяц в качестве старшего воспита­теля, который должен быть одобрен заведующим ДОУ. Составляя план, используйте предлагаемую форму:

  Формы работы   План месяца
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
         

В формах работы необходимо отразить их разнообразие (при необходимости): подготовку и проведение педсовета, консультаций, семинаров, оказание индивидуальной помощи, изучение опыта, срез знаний, анализ образовательной деятельности (НОД), проверка планов воспитателей, изучение и оказание помощи в оформлении наглядной пропаганды для родителей, оформление выставок, документации, подготовка к проведению родительских собраний, работа по самообразованию, пополнение материалов методического кабинета, взаимодействие со школой, творческими группами и др.

ЗАДАНИЕ № 4.

Составить перспективный план работы воспитателя на месяц в одной из дошкольных групп (в произвольной форме).

Составить тематический план работы на неделю (по форме, используемой в ДОУ, где проходила практика). В плане отразить:

- Интеграцию образовательных областей;

- Индивидуальную работу с детьми;

- Самостоятельную деятельность детей.

ЗАДАНИЕ № 5.

Оцените качества профессиональной деятельности 5 педагогов (по выбору) и свои.

Внастоящее время от образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением, поэтому проблема оценки качества деятельности педагогов становится все более актуальной. Нужно помочь педагогу видеть собст­венные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения. Для этой цели предлагается две анкеты, изучающие уровень профессиональной деятельности педагога и индивидуальные профессиональные особенности специалиста-педагога (см. приложение №4).

ЗАДАНИЕ № 6.

Проведите знакомство с педагогическими кадрами ДОУ.

Познакомьтесь с составом воспитателей (образование, общий стаж работы, стаж работы в данном учреждении, расстановка по группам). Выясните образование и стаж работы старшего воспитателя (методиста).

Проанализируйте распределение обязанностей меж­ду старшим воспитателем (методистом) и заведующим по руковод­ству и контролю методической и воспитательной рабо­той.

Ознакомьтесь с функциональными обязанностями стар­шего воспитателя (методиста) (см. приложение №3), его основной документацией, графи­ком работы, циклограммой. Выделите его профессиональ­ные и личностные качества, стиль работы.

Выполняя это задание, проведите хронометраж рабочего времени старшего воспитателя в течение недели по следующей схеме:

    Дни недели Виды деятельности
Кон­троль в груп­пах, анализ работы воспи­тателей   Проверка планов воспита телей Орга­низация методических мероприятий Работа в методическом кабинете
пла­ниро­вание   Оформление методических материалов Подготовка к проведению мероприятий
             

ЗАДАНИЕ № 7.

Разработать подробный план двух методических мероприятий (см задание № 3, формы на выбор).

В плане проведенных мероприятий выделяются:

- титульный лист, на котором указываются тема, вре­мя, место проведения, список присутствующих;

- план подготовки к мероприятию;

- литература, используемая при подготовке;

- план-конспект мероприятия.

Разработать проект по теме, указанной ниже и выступить с ней на методическом совещании (например, на Педагогическом вторнике).

Предлагаемые темы:

1. Планирование работы воспитателя (группа на выбор).

2. Организация детского досуга в ДОУ.

3. Организация самообслуживания дошкольников.

4. Перспективное планирование развития игровой деятельности (группа на выбор).

5. Создание предметно-развивающих условий для художественно-эстетического воспитания в разных возрастных группах.

6. Создание развивающей среды в разных возрастных группax с учетом новых федеральных государственных требований.

7. Гибкий режим, его особенности и организация в разных возрастных группах.

8. Новые формы работы с родителями.

9. Педагогическая диагностика и ее использование в работе методиста и воспитателя.

10. Повышение социально-психологической культуры воспитателя.

И другие (по согласованию с администрацией ДОУ).

Тему отчета следует выбирать с учетом основной работы ДОУ, его приоритетных направлений. При изложении материала необходимо продемонстрировать знание нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, раскрыть эффективные формы методической работы с воспитателями.

Отчет может быть выполнен с применением видеозаписи проведенных мероприятий, в виде папки- раскладушки с комментариями, презентации, организации выставки и т.д.

ЗАДАНИЕ № 8.

Отчетная документация.

1. Дневник по практике (с отзывом, подписью воспитателя и печатью)

2. Перспективный, тематический планы.

3. Материалы по подготовке к методическому совещанию.

4. Аттестационный лист.

5. Лист самооценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Проанализировать особенности предметно - развивающей среды группы.

Цель: Проанализировать состояниеразвивающей среды группы с учетом направленности образовательного учреждения опираясь на принципы В.А.Петровского.

1. Изучить принципы построения предметно-развивающей среды в группе.

2. Проанализировать соответствие предметно-развивающей среды в группе, указанным принципам.

Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях(В.А.Петровский):

9. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

10. Принцип активности, самостоятельности творчества.

11. Принцип стабильности-динамичности.

12. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

13. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

14. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

15. Принцип открытости и закрытости.

16. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 2013г.

2. п.45. Имущество и средства ДОУ СанПиН 2.4.1.2660-10 (от 22.07.2010 №91) для ДОУ. Требования к территории, зданию, помещениям и оборудованию СанПиН 2.1.2.1188-03. Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 №986 "Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

3. Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 №2151 "Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Литература:

1. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / Дошкольное образование России в документах и материалах.- М., 2001

2. Рыжова Н.А.Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Алгоритм проектирования предметно-развивающей среды представляет систему действий, осуществляемых в определенной последовательности и сочетании.

1шаг. Сформулируйте цели и задачи работы. Для этого проанализи­руйте образовательную программу группы детского сада. Формулиро­вание задач помогает определить приоритетные направления развития ребенка и обозначить некоторые особенности подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы и детского сада.

2шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной рабо­ты с детьми (отражены в текстах программ), выпишите на листе бумаги:

- учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;

- игры и игровые материалы для самостоятельной детской дея­тельности;

 

- специальное оборудование для детских видов деятельности (иг­ровые уголки, горка, ширма для театра, ковролин и пр.).

Это могут быть примерные перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

3шаг. Ориентируясь на список, составьте перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и пр.). При необходимости определите задачи пополнения предметно-пространст­венной среды в ближайшем будущем (исходя из принципа необходи­мости и материальных возможностей).

4шаг. Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевальной, умы­вальной и других комнатах), придерживаясь принципа нежесткого центрирования. Целесообразно это сначала сделать схематично на листе бумаги и только после определения оптимального варианта расставить оборудование в помещении.

5шаг. Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.

Эти шаги желательно сделать еще до прихода детей в группу.

6шаг. Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей в посильной для них форме к оформлению среды группы.

Например, можно совместно с детьми средней группы оформить кукольный игровой уголок. Дети старшей группы могут нарисовать значки на полках и играх, чтобы за каждой игрой, пособием было четко закреплено определенное пространство.

7шаг. Продумайте последовательность внесения изменений в пред­метно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом со­держание образовательной программы, предположительную динамику; развития детей, приобретение новых игровых материалов.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг пред­ставляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время — часть целого и поэтому служит целому, то есть всей организационно- педагогической деятельности, и обеспечивает достижение поставленной цели — проектирование предметно-развивающей среды для обучения и развития детей дошкольного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Наши рекомендации