Классификация методов педагогических исследований по уровню исследования
Лабораторное занятие № 1
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Требования к компетентности по теме
- понимать сущность понятия «методология педагогики»; характеризовать уровни методологии педагогики; понимать и раскрывать сущность системного подхода в педагогике;
- знать конкретно-методологические подходы в педагогике, объяснять их значение для педагога-исследователя и педагога-практика;
- знать и раскрывать структуру и логику педагогического исследования, знать его методологические параметры, уметь определять их в процессе проведения курсовых педагогических исследований;
· знать и объяснять особенности методов педагогических исследований и педагогической диагностики, применять их при анализе и изучении научных педагогических проблем и решении практических педагогических задач;
- уметь характеризовать педагогический эксперимент, его виды, особенности и этапы проведения.
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Понятие о методологии педагогики. Уровни методологии педагогики.
2. Организация педагогического исследования.
3. Методы педагогического исследования: классификация и краткая характеристика.
4.Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
5. Понятие о педагогической диагностике.
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы:
1.Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.В. Краевский. – М. Издательский центр «Академия», 2008. – Гл. 4.
2.Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск : Аверсэв., 2003. – С. 50-62.
3.Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 36-55.
4.Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. – М. : Высшее образование, 2007.. – Гл. 5.
5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – С. 59-76.
6.Северин, С.Н. Введение в нормативную методологию педагогики : пособие / С.Н. Северин. – Брест : БрГУ, 2008. – 81 с.
7. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская; И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2009. - С. 40-51.
8.Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 80 - 100.
9.Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М., 1988. – С. 3-38.
10.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск : Універсітэцкае, 2000. – С. 31-43.
I. Подготовка к занятию
Учебно-исследовательские и творческие задания
Составьте опорный конспект по теме или по одному из вопросов лабораторного занятия.
Проверьте себя
1.2.1. Установите соответствие между конкретно-научными подходами в педагогике и их содержанием:
А. Личностный подход | 1. Исходит из того, что личность развивается только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных как диалогическое общение |
Б. Деятельностный подход | 2. Предполагает системное использование данных всех наук о человеке при организации и осуществлении педагогического процесса |
В. Полисубъектный подход | 3. Исходит из того, что образование должно быть организовано с опорой на национальные традиции и обычаи народа, его культуру |
Г. Культурологический подход | 4. Исходит из того, что личность формируется в деятельности, находясь в позиции субъекта этой деятельности |
Д. Этнопедагогический подход | 5. Утверждает, что личность субъект, цель и главный критерий эффективности педагогического процесса; требует признания уникальности личности, её права на уважение и т.п. |
Е. Антропологический подход | 6. Ставит главной задачей педагогического процесса освоение воспитанниками ценностей общечеловеческой культуры, изучение и формирование их ценностных ориентаций |
Ж. Аксиологический подход | 7. Утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребёнком культуры современного общества во всех её аспектах |
1.2.2. Выпишите понятие, не соответствующее логической цепочке:
1. Педагогическое наблюдение, анкетирование, теоретический анализ, исследовательская беседа.
2. Анкетирование, педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, интервьюирование.
3. Реферирование, конспектирование, аннотирование, ранжирование.
4. Констатирующий эксперимент, метод независимых характеристик, преобразующий эксперимент, контрольный эксперимент.
5. Тестирование, регистрация, ранжирование, шкалирование.
1.2.3.Установите соответствие между методами педагогического исследования и их характеристиками:
А. Педагогическое наблюдение | 1. Предполагает получение новой информации педагогического содержания от собеседников |
Б. Анкетирование | 2. Предполагает организованное целенаправленное восприятие и фиксацию педагогических явлений |
В. Исследовательская беседа | 3. Предполагает субъективную оценку экспертами кого-либо явления по заданной шкале |
Г. Педагогический эксперимент | 4. Предполагает объективное, стандартизированное измерение знаний, умений, навыков, уровня развития, личностных характеристик испытуемого |
Д. Тестирование | 5. Предполагает изучение какой-либо стороны педагогического процесса в специально создаваемых и контролируемых условиях |
Е. Рейтинг | 6. Предполагает письменный опрос определённого количества людей с применением серии упорядоченных вопросов |
1.3. Заполнитетаблицы 3, 4 (одну по выбору), представляющие разные классификации (по тем или иным основаниям) методов педагогических исследований.
Таблица3
Классификация методов педагогических исследований по уровню исследования
Эмпирические методы | |
Теоретические методы | |
Математические и статистические методы |
Примечание: для самопроверки используйте источник: Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М., 2002. С. 94-98.
Таблица 4