Проблема половой зрелости и воспитания малолетних детей
В каждом объяснении причин криминальных и других тяжелых социальных отклонений, как правило должна идти речь об элементарных человеческих способностях, которым не уделялось никакого внимания, и они не развились, в основном, из-за отсутствия душевного контакта с ближайшим окружением в самом раннем детстве. И многие другие проблемы, связанные с подростками, можно рассматривать как «болезни душевного дифицита», начавшиеся еще в раннем детстве. В педагогическом курсе в Голландии в 1924 году Рудольф Штейнер коснулся именно этой проблематики. Он остановился на том, как у некоторых детей дольше обычного сохраняются установки, свойственные более раннему возрасту, и из которых человек, вполне естественно должен вырастать, скажем, готовность подражать в дошкольном возрасте и потребность в авторитете в школьные годы до начала полового созревания. Происходит несоответствие: тело продолжает развиваться дальше, а душевное развитие, хотя бы частично, задерживаются на прежней ступени, в которой гораздо больше детского, чем это требует биологический возраст. В другом докладе в этом же году Штейнер привел пример, как происходит такая задержка. Когда в человеке с началом полового созревания пробуждается способность абстрактного мышления, то эти мыслительные способности должны получать богатую подпитку из богатой жизни чувств и воли. Если же молодой человек душевно беден из-за того, что глубоколежащие душевные слои него недостаточно развиты, то его вновь приобретенные интеллектуальные способности в какой-то степени работает вхолостую. Тогда он ориентируется в своей жизни не с помощью мышления, а с помощью подражания и веры в авторитеты. «Это лишает его опоры и приводит к тому, что именно в этом возрасте, когда он, собственно, должен был бы в какой-то степени стабилизироваться, он начинает делать всякие глупости, подделываться под кого-нибудь, грубить, хамить, делать, что ему нравится; в большинстве случаев – то, что не нравится другим людям, желающим жить правильно. И все это от того, что будучи ребенком он не реализовал себя полностью в подражании. Поэтому мы видим, как многие подростки уже после полового созревания все еще ищут образец для подражания, заглушая этим внутреннюю свободу» (Доклад 17. 04. 1924). В наши дни молодые люди страдают истинной душевной, бедностью и без сомнения находятся в ситуации, которая очень сильно напоминает ситуацию, описанную здесь Рудольфом Штейнером. Если этот диагноз правильный, то, пожалуй, самое время начать по-другому воспитывать детей. Мы должны помнить, что подражание образцу в дошкольном возрасте и почитание авторитетов в школе до восьмого класса являются глубокой потребностью каждого человека; эти потребности нужно удовлетворять в детстве, если мы не хотим, чтобы всю оставшуюся жизнь человек страдал манией подражания и отсутствием критического подхода к поведению других людей. Если под
свободным воспитанием понимать как можно меньшее влияние на детей и полное игнорирование этих двух элементарных потребностей, то парадоксальным результатом такого воспита
ния и будет внутренняя несвобода.
Вкладка 3.
Культура свободы как основа вальдорфской педагогики.
«Человек есть мера всех вещей»
Протагор (490 – 420 в. до н.э.).
«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями , потому что сказал вам все, что слушал от Отца Моего».
Евангелие от Иоанна гл 15, стих 15.
Принципы вальдорфской педагогики основываются на идеях великих философов XIX - XX века, которые оказали сильнейшее влияние на философию, и, современную культуру сопоставимое с влиянием разве только Сократа, Платона и Аристотеля. Они продолжили дело философа Протагора и создали основу для культуры, во главе которой стояло познание человека как свободного существа.
И. В. Гете (1749 – 1832)
Великий немецкий поэт и ученый Иоганн Вольфгант фон Гете был одним из первых, кто посвятил свое творчество духовному пути человека. Его трагедия «Фауст» посвящена пути ученого Фауста, стремящегося познать мир и готового призвать для этого на помощь даже дьявола Мефистофеля, о его пути, об ошибках которые на пути познания совершает Фауст. Самое начало трагедии может стать девизом для любого ищущего человека.
Фауст.
Я богословием овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил
Однако я при всем при этом был и остался дураком.
Магистром, доктором хожу
И за нос десять лет вожу
Учеников как буквоед
Толкуя так и сяк предмет.
Но знание это дать не может
И этот вывод сердце гложет.
Ф. М. Достоевский (1821- 1881)
Русский писатель Достоевский внес огромный вклад в формирование антропософской культуры, так как наверное самой главной чертой его творчества является проблема совести. В своем романе Преступления и наказания он и стремится показать, как главный герой Расскольников приходит к осознанию того, что человеку не все дозволено, и что человек сдерживается моральными внутренними нормами, то, что мы называем совестью.
И очень показателен в этом плане отрывок из беседы Сони и Расскольникова из романа Преступление и наказание.
«Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя я бы уже более никогда бы не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда и поскорее узнать: вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу. Осмелюсь ли нагнуться взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…
- Убивать? Убивать-то право имеете? – всплеснула руками Соня».
В. С. Соловьев (1851 – 1900).
Русского философа В. С. Соловьева можно считать переосмыслителем философии. Все творчество Соловьева стремится к ответу на вопрос: как человеку познать духовные начала на которых стоит наш мир. Одним из примеров такого познания может служить работа Вл. Соловьева «Оправдание добра» в котором русский философ показывает на то, как научно доказать выгодность следовать добру как формирующую культуру человека силу.
«Действительное начало нравственного совершенствования заключается в трех основных чувствах, присущих человеческой природе и образующих ее натуральную добродетель: в чувстве стыда, охраняющем наше высшее достоинство по отношению к захватам животных влечений; в чувстве жалости, которое внутренно уравнивает нас с другими, и, наконец, в религиозном чувстве, вкотором сказывается наше признание высшего Добра».
Р. Киплинг (1865 – 1936)
В отличие от Соловьева и Гете творчество Киплинга связано не с дикой культурой Индии и основной темой является мужество человека, мужество, основанное на человеческом достоинстве. Эта тема его основной рассказа «Книга Джунглей», эта тема и посвящено его стихотворение Заповедь.
Владей собой среди толпы смятенной.
Тебя клянущей за смятение всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не нисходи до них;
Умей прощать и не кажись прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать не став рабом мечтаний.
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поругания
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово,
Когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздать из основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто все сгорело
И только воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и прост с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенья,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.
Р. Штейнер (1861 – 1925)
Немецкий философ Р. Штейнер создал науку о духе и в своих книгах описал ее. В ранних трудах он описывал духовное исследование к природе и призывал вслед за Гете изучать природу не как мертвую совокупность атомов, а как живые феномены, изменяющиеся во времени.
В своих философских трудах «Истина и наука» и «Философия свободы» Штейнер создал теорию познания в которой он утверждал, что человек постигает мир с помощью творческого мышления и с помощью мышления он приходит к пониманию тому что человек может постигнуть понятие морали. Таким образом Штейнер научно оформил метод созерцающего мышления Гете.
Штейнер создал множество практических направлений, такие как органическая архитектура, эвритмия – как пластическое искусство, позволяющая проявить в движении сущность речи и музыки, вальдорфскую педагогику - педагогику, главной целью которой является воспитание к свободе.
Наверное, это позднее изречение Штейнера даст нам возможность понять то, как он видел смысл своих деяний:
Я жажду возжечь каждого человека
Из космического духа
Чтобы он смог стать пламенем
И огненно развернуть существо своего бытия.
Остальные будут принимать
От космической воды,
Которая гасит пламя
И ослабляет все существо
О радость когда человеческое пламя
Сияет даже тогда, когда покоится
О горе, когда человеческое,
Связано там, где оно хочет быть активным.
А. С. Макаренко (1888- 1939).
Антон Семенович Макаренко по характеру человек прямо противоположный Штейнеру и я смело могу утверждать, что в жизни они не подали бы друг другу руки, но это не мешает рассматривать их в общечеловеческом контексте. Этот человек занимался познанием не на словах, а на деле. Он создал колонию, где воспитывал детей- уголовников, учил их становится людьми и быть ответственными членами общества. Мы должны отбросить советский пафос многих высказываний Мараренко, чтобы увидеть в его «Педагогической поэме» книгу, которая помогает не в теории, а на практике осуществлять воспитание детей и подростков.
«Педагогическая поэма» Эпилог.
«Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике»