Проблема половой идентификации детей

Традиционный анализ половых различий сводился к демонстрации и доказательству характерных отличий мужской и женской природы (например, адресованная родителям и педагогам весьма содержательная и полезная книга известных биологов-нейропсихологов В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман так и называется: «Мальчики и девочки – два разных мира» [55]), при замалчивании возможной близости некоторых психологических и поведенческих реакций у мужчин и женщин.

Сегодня основными понятиями в области полоролевой социализации, по мнению И. С. Клециной, являются: «гендерная идентичность», «гендерная роль», «полоролевая ориентация», «полоролевые предпочтения» [86].

В настоящее время сложились несколько основных теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли. Содержательный, глубокий и в то же время компактный анализ теорий психоанализа, социального научения, когнитивного развития и новой теории пола проделан Т. А. Репиной [184] и И. С. Клециной [87], которые приходят к выводу о серьезном вкладе всех этих теорий в формирование понимания психологической сущности гендерной социализации и осознание активности и вариативности полоролевого самоопределения человека.

Подводя итоги своего обзора современных гендерных теорий, И. С. Клецина делает вывод, что основными психологическими механизмами половой социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола). По ее мнению, в отдельности каждый их этих механизмов вряд ли может объяснить полоролевую социализацию.

На наш взгляд [198], фактически каждая концепция включает в психологический механизм половой социализации процесс формирования соответствующей системы образов человека. Процесс полового самоопределения происходит в ходе формирования системы гендерной идентификации, при взаимодействии и активном взаимовлиянии шести групп образов, включающих:

1. Образы-эталоны.1.1. Образы-идеи людей определенного пола:

1.1.1. Своего пола; 1.1.2. Противоположного пола;

1.2. Образы взрослых:1.2.1. Своего пола; 1.2.2. Противоположного пола.

2. Образы-ориентиры.2.1. Образы-перспективы (образы старших детей):2.1.1. Своего пола; 2.1.2. Противоположного пола;

2.2. Образы-ретроспекции (образы младших детей): 2.2.1. Своего пола; 2.2.2. Противоположного пола.

3. Образы-отражения.3.1. Образы сверстников:

3.1.1. Своего пола; 3.1.2. Противоположного пола;

3.2. Образы «Я»: 3.2.1. Своего пола; 3.2.2. Противоположного пола.

В процессе полового самоопределения любой ребенок неизбежно выделяет в окружающих признаки, характеризующие их маскулинность или фемининность, и соотносит их с собственными качествами, отмечая степень их соответствия. При этом ребенок ориентируется не только на родителей и других взрослых. Для точной самоидентификации своей половой принадлежности и выработки у окружающих соответствующего отношения к себе как индивидуальности, имеющей определенный пол, ребенку необходимо сверяться с другими детьми, как сверстниками, так и младшими, и старшими ребятами. Причем в себе ребенок выделяет не только гендерные признаки, соответствующие собственному физиологическому полу (для того, чтобы культивировать их дальше), но и те, которые в его представлении соответствуют противоположному полу (чтобы избавляться от них).

Полосоциальные стереотипы

Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) давно привлекает внимание психологов. Однако систематические исследования, посвященные этой проблеме, как уже отмечалось выше, проводятся в основном зарубежными психологами.

Как правило, в психологической литературе, вслед за обыденным житейским сознанием, подчеркивается наличие различий между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) в поведении, мотивационно-волевой сфере, в интеллектуальном и моральном развитии.

В статье Т. Н. Виноградовой и В. В. Семенова [37] были проанали-зированы многочисленные работы зарубежных исследователей, посвященные половым различиям в познавательной сфере. В соответствии с этими исследованиями оказалось, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по интеллектуальным показателям развития не различаются.

В то же время, по данным психометрических исследований, число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измерения коэффициента интеллектуальности (IQ), заметно превосходит число женщин. Это говорит о том, что среди мужчин больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных.

Различия в интеллектуальной сфере проявляются не только диапазоном разброса умственных способностей. Я. Маккоби и К. Джеклин, проанализировав 1600 доступных им психологических исследований половых различий, показали, что у представительниц «слабого» пола лучше развит вербальный интеллект, а у «сильного» пола лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности [256].

Вопрос о природе половых различий в когнитивной сфере рас-сматривается либо с точки зрения влияния биологических факторов в дифференциации познавательных способностей мужчин и женщин, либо исходя из роли социально-психологических факторов в развитии познавательных способностей.

Сегодня наиболее популярны объяснения половых различий, основанные на гормональной регуляции и особенностях межполушарного распределения функций у мужчин и женщин.

Ряд авторов высказывают предположение, что половые различия в познавательных способностях связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур либо в пренатальный, либо в пубертатный период. Английский психолог Р. Л. Вудфилд сопоставлял выполнение женщинами тестов на пространственную способность до родов и после них, т. е. в периоды, когда наблюдаются выраженные гормональные сдвиги. Обнаружено, что в те моменты, когда у женщин резко снижался уровень эстрогенов (женских половых гормонов), заметно улучшалось выполнение пространственных тестов (по [86]).

Наряду с этим в настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий. Существуют данные, что правое полушарие становится специализированным для пространственного восприятия у мальчиков раньше, чем у девочек. В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман отмечают, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек правое, но у мужчин сознание в большей степени левополушарное, а у женщин – правополушарное [55, 97].

Исследования особенностей мужчин и женщин в сфере мотивации в основном касались изучения мотивации достижений. В исследовании Д. Спенса и Р. Хельмрайха мотив достижения у мужчин и женщин изучался в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было установлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, а у мужчин выше мотивация совершенствования и соревнования. У других групп испытуемых (атлеты, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования снизились, но по соревновательности различия оставались статистически значимыми. Мотив соревнования для мужчин существенно значимее, чем для женщин [86].

Ряд авторов высказывают предположение, что различия между мужчинами и женщинами имеют социокультурную детерминацию, что находит свое отражение и в сфере морально-нравственных ценностей. Так, в конце XIX – начале XX века в западных странах утвердились мнения о том, что женские добродетели, которых недостает мужчинам, это сочувствие, сострадание, благожелательность, скромность; но эти же добродетели – виновницы того, что у женщин нет мужской рассудочности, способности действовать на основе принципов. Многие считали, что женщины больше зависят от частностей и чаще, чем мужчины, поддаются эмоциям. Такие суждения основывались на мнении, что существуют системные различия между мужской и женской личностями в структуре мужской и женской психики [47].

Исходя из стереотипного представления, что процесс рассуждения у женщин более примитивный, чем у мужчин, Л. Колберг утверждает, что в одном и том же возрасте мальчики по сравнению с девочками находятся на более высокой ступени морального развития. В то же время К. Доу подчеркивает, что по отношению к детям разного пола в процессе социализации используются противоположные принципы морального развития. Для мальчиков – принцип индивидуализации, а для воспитания девочки используется принцип кооперации [248].

Особенности морально-нравственного развития мальчиков и девочек в полной мере отражаются на особенностях их поведения. Так, ряд авторов считает, что половые различия прежде всего отражаются в различных уровнях агрессии, конформности и эмпатии. Е. Маккоби и К. Джеклин считали агрессию единственным видом социального поведения, где явно проявляются половые различия. Опираясь на культурные и межвидовые исследования (у самцов животных агрессивность выше, чем у самок), они утверждали, что половые различия в агрессии биологически детерминированы [256].

А. Фроди со своими сотрудниками отвергли мнение о биологической обусловленности половых различий агрессивности. Женщины, по их данным, не менее агрессивны, чем мужчины, если расценивают свои действия как справедливые или свободные от ответственности за них. Присущее женщинам чувство вины часто приводит к подавлению агрессивности там, где мужчины ее не скрывают. Поэтому правильнее говорить не о половых различиях агрессивности, а о половых различиях ее детерминации в разных ситуациях [71].

Е. Маккоби и К. Джеклин в 1980 гогду провели дополнительные иссле-дования, что позволило им отстаивать свое мнение, высказанное ранее. Они ссылались на данные о том, что мальчики уже в 3-5 лет более агрессивны, чем девочки, а поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена, различия следует считать врожденными [256].

Мнение о том, что агрессивность является характеристикой мужчин [255] и детерминирована биологически, подверг сомнению Т. Тиигер (Tieger, 1980), который на основе обстоятельного анализа данных заключает, что до шести лет нет различий между мальчиками и девочками в уровне агрессивности, а затем агрессивное поведение начинает формироваться под влиянием полоролевых стереотипов.

Все перечисленное свидетельствует о сложности проблемы психологии половых различий. Не меньше вопросов преподносят исследования конформности детей разных полов. Так, например, в исследовании Б. Фагот получены факты, подтверждающие, что девочки по сравнению с мальчиками более застенчивы, не уверены в своих силах, более эмоциональны и конформны [113].

Е. Маккоби и К. Джеклин отмечают, что самым прочным стереотипом полоролевого поведения является стереотип о зависимости женщин. Эта черта в раннем детстве характерна для детей обоего пола, но закрепляется она главным образом в поведении девочек и становится устойчивой чертой личности, так как поддерживается социальными ожиданиями окружающих людей, и в первую очередь родителями [256].

Американская исследовательница психологии половых различий К. Доу, анализируя данные о более высокой конформности женщин по сравнению с мужчинами, полученные в исследовании Eccles, высказывает обоснованное предположение: конформность женщин выше, потому что их статус в обществе ниже, чем статус мужчин [248].

Таким образом, большинство исследователей половых различий склонны утверждать, что имеющиеся между полами различия в значительной степени имеют социокультурную детерминацию. В связи с этим представляется целесообразным провести анализ существующих стереотипов «настоящего» мужчины и «настоящей» женщины.

Под стереотипом в социальной психологии понимают «набор устойчи-вых, упрощенных сверхобобщений о группе людей» (Reber, 1995, по [130]). Полоролевые стереотипы, содержание которых объясняется в немалой степени влиянием культурного контекста, касаются типичных характеристик, приписываемых мужчинам или женщинам. Воздействие этих штампов на индивидуальное сознание мало с чем может сравниться по своей силе.

Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. И. С. Клецина, рассматривая основные группы гендерных стереотипов, под гендерными стереотипами понимает стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Все описываемые в литературе гендерные стереотипы она объединяет в три группы.

Первая группа –это стереотипы маскулинности-фемининности. Эти нормативные представления (стереотипы) полярно и иерархически противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны.

Вторая группагендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин – профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей.

Третья группагендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Удел женщин – это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера – это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.

Гендерные стереотипы являются одной из причин профессиональной сегрегации. Профессиональная сегрегация – это асимметричное размещение мужчин и женщин в профессиональной структуре. Женщины в основном работают в непроизводственной сфере, труд в этой сфере малопрестижен, малооплачиваем и связан с выполнением обслуживающих функций «Женские профессии» сформировались путем «вынесения» на макроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Руководящие должности, как правило, занимают мужчины, Так, среди имеющих высшее и среднее специальное образование руководителями того или иного уровня являются 48 % мужчин, т. е. каждый второй мужчина – руководитель. Среди женщин – дипломированных специалистов доля руководителей в 1995 году составляла всего 7 % [183]. Несмотря на то, что сфера преподавания в средних школах является одной из феминизированных отраслей (удельный вес женщин в общей численности учителей в 1991 г. составил 75 %), доля женщин – директоров средних школ составила лишь 39 % [73].

Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Одни черты как бы «бесполые», универсальные, а другие – традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. По преимуществу дело обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка.

К типично мужским чертам (маскулинность) традиционно относятся: независимость, самостоятельность, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, уверенность в себе, самоуважение и др. (К. Christiansen, R. Knussmann, 1987, Lau Sing, 1989).

К типично женским чертам (фемининность) традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются волевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом в них уделяется значительное внимание эмоциональным аспектам.

По доминирующим сегодня представлениям индивид далеко не всегда является носителем четко и однозначно выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности может более отчетливо проявляться андрогинность, т. е. гармоничная представленность на равных, взаимодополняющих началах черт как маскулинного, так и фемининного типов. В соответствии с современными воззрениями считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа (Исаев, Каган, 1988, Bern, 1975, Lau Sing, 1989, Taylor & Hail, 1982).

Можно говорить о сформировавшейся концепции андрогинии, или, как ее, в частности, называет И. С. Клецина, «новой психологии пола». Она отмечает, что возникновению этой новой теории пола способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий: работы Е. Маккоби и К. Джеклин [256], исследования Дж. Мани и А. Эрхарда (по [218]), концепция андрогинии С. Бем [247].

В 1974 г. С. Бем [247] предложила тест маскулинности-фемининности, который отличался от всех предшествующих тестов тем, что был построен на представлении о Мускулинности-Фемининности как независимых, ортогональных измерениях личности. Ее тест разделял мужчин и женщин на четыре типа: МАСКУЛИННЫЙ, ФЕМИНИННЫЙ, АНДРОГИННЫЙ, НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ.

К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины – люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Четвертая группа представлена людьми, не обладающими выраженными ни маскулинными, ни фемининными чертами.

Какая же полоролевая ориентация, измеренная соотношением М и Ф, обеспечивает личности максимальное психологическое благополучие? Дифференциальная психология имеет на этот счет три точки зрения. Экспериментальная проверка этих вариантов давно показала, что наиболее благополучными (в смысле общей психологической адаптированности) являются индивиды обоего пола с высокой степенью маскулинности. Существенное, хотя несколько меньшее подтверждение получила андрогинная модель, и совсем не оправдалась теория «соответствия» [113].

Дж. Уильяме и Д. Бест [260] предприняли глубокий анализ полоролевых стереотипов на основе списка из 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты. Выявленные кластеры признаков показали, что мужчины оцениваются как агрессивные, предприимчивые и доминантные, а женщины как сентиментальные, нежные и мягкосердечные (табл. 1).

Таблица 1. Стереотипы типичных черт мужчин и женщин (по [260])

Типичный мужчина Типичная женщина
Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с другими мужчинами   Сентиментальная Нежная Мягкосердечная Тактичная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная

Первые три показателя в обеих колонках являются наиболее предсказательными. При составлении своего индивидуального самопортрета 25 % женщин употребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин. Такое же количество мужских самопортретов больше походило на типично-стереотипное описание женщин. В описаниях лучшего друга мужчины и женщины одинаково хотели видеть друга-мужчину, более соответствующего мужскому типичному портрету, а женщину-подругу – женскому. Исследование подтвердило влияние полоролевых стереотипов как при составлении самопортрета, так и при описании образа другого.

Все больше укрепляется точка зрения, что, за исключением параметров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых различий детерминировано влиянием социального контекста (Unger, 1979; Maccoby & Jacklin, 1974).

Наши рекомендации