Из книги австрийского психиатра В. Франкла «Человек в поисках смысла» статья «Самотрансценденция как феномен человека»
Поскольку речь зашла о свободе, расскажу об одном случае, который был со мной, когда я читал лекцию в одном из американских университетов. Знаменитый американский психоаналитик, комментируя мое выступление, рассказал, что он только что вернулся из Москвы (тогда, столица СССР – Гр. С.). Он сообщил, что неврозы встречаются там реже чем в США. Он добавил также, что это может объясняться тем, что в коммунистических странах люди чаще всего сталкиваются с необходимостью выполнять определенные дела….
Год спустя польские психиатры попросили меня сделать доклад по логотерапии. В своем докладе я процитировал американского психоаналитика. «У вас меньше неврозов, чем у американцев, - сказал я им, - потому что перед вами стоит больше дел». Они довольно улыбнулись. «Но не забывайте – добавил я – что у американцев остается также свобода выбирать свои дела, свобода, в которой, как мне кажется иногда, вам отказано». Они перестали улыбаться.
Как было бы прекрасно синтезировать Восток и Запад, объединить дело и свободу. Тогда свобода могла бы получить полное развитие. Пока это в большей степени негативное понятие, которое требует позитивного дополнения. Этим позитивным дополнением является ответственность.
Свобод, если ее реализация не сопряжена с ответственностью, угрожает выродиться в простой произвол. Я люблю говорить, что статуя Свободы на восточном побережье США, должна быть дополнена статуей Ответственности на западном.
4. Выдержки из книги Франца Карлагена "Воспитание к свободе"
Рудольф Штейнер, который при своих частных посещениях Штутгарта, уделял много времени вальдорфской школе, пришел как-то раз в шумный, недисциплинированный класс. Тогда он стал рассказывать классу одну историю: Он знает город, в котором есть одна школа, а в этой школе класс, в котором дети ведут себя так-то и так-то и делают то-то и то-то. Дети начали толкать друг друга и говорить: да это мы, он считает, что это мы. Но они не обиделись, ведь он ничего плохого им не сказал. Он объяснил им только, что все, что дети делают, сказывается на их учителях, вредит их здоровью....
Герберт Хан (один из учителей Первой вальдорфской школы в Штуттгарте - Гр.С) рассказывает об одном мальчике, у которого была добрая мать, но очень тяжелы домашние условия. Мальчик был непоседливым и болезненно болтливым. Это мешало ему учиться. Классный учитель беспокоился о его развитии. Рудольф Штейнер посоветовал в течении нескольких недель ежедневно давать мальчику задание - подготовить дома вопрос и спрашивать его на следующий день. Учитель воспользовался этим советом и обратил внимание на взгляд мальчика, когда тот правильно отвечал на вопрос, заданный ему накануне. В нем появилось нечто спокойное, серьезное, чего не было никогда раньше. И все лицо мальчика выражало нечто особое от сущности этого взгляда. ". Так продолжалось и дальше. " И что удивительно, тот факт, что его спрашивали каждый день, и на следующий день он должен был отвечать, действовал оздоравливающе на душевную жизнь мальчика. У него появилась уверенность в себе, которая медленно стала возрастать.
Школьный врач д-р Эжен Колиско рассказывал о семилетнем мальчике, который только что поступил в школу и оказался специфически трудным. " У него была неуклюжая, качающаяся походка и нетвердая осанка. Он был очень бледен, лицо вытянуто, челюсть отвисла, лоб сумрачно сморщен. Я не думаю, что он в свое жизни много смеялся. По малейшем поводу им овладевал неистовый гнев. Все его лицо было как маска, через которую не проступало ничего душевного". Он не мог принимать участие в регулярных занятиях и посещал вспомогательный класс. К удивлению учителей и врача Рудольф Штейнер твердо надеялся на его выздоровление. Он говорил, что формирующие и созидающие силы, которые действуют в любом живо организме и которые можно наблюдать, если сосредоточить сверхчувственное восприятие, не способные проникнуть в соответствующее полушарие его головы. Штейнер предложил ряд медицинских и педагогических приемов - Уже через пару месяцев мальчик смог смеяться, его физиономия приобрела нормальный, человеческий вид, он пробудился, перестал гневаться и в конце концов оказался очень милым мальчиком, о существовании которого никто раньше и не предполагал.
... После трехгодичного курса лечения, этот мальчик очень хорошо влился в коллектив детей своего возраста. Его родители сменили место жительства и теперь когда ему уже двенадцать лет, он учится в другой школе вместе со своими сверстниками.
Так однажды одна из учениц написала Рудольф Штейнер письмо, приглашая его встретится для разговора со всем классом в кабинете административного совета. Рудольф Гроссе вспоминает: "Он сидел за большим письменным столом, а мы расположились вокруг него полукругом, и некоторые из нас стали высказывать наши требования. Высказывались четыре или пять учеников, и каждого Рудольф Штейнер высшушивал спокойно и серьезно. Сам он не говорил ни слова... Что двигало учениками? Они рассказывали, что им не нравится как учитель ведет уроки, что он часто позволяет себе отвлекаться от преподавания, чем некоторые пользуются и что поэтом он учит их недостаточно; что учителя знают учеников только по своим урокам, не стараясь узнать ребят вне этих уроков, и так далее и тому подобное. Разговор продолжался не менее получаса. Штейнер нас дружески выслушал и отпустил, не вступая ни в какие дискуссии. Когда же мы пришли в школу после каникул, мы с удивлением обнаружили, что по основным предметам были другие учителя и все преподавание было построено так, как мы давно хотели.
Вкладка 2.
Основные кризисы школьного периода и их преодоление с точки зрения вальдорфской педагогики.
Отношение к половому воспитанию детей.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Воспитание к свободе» Ф. Карлагена, затрагивающий актуальнейшую проблему нашего времени – проблему полового воспитания. Надеюсь все вышесказанное окажется вам полезным и в примерах приведенных здесь вы найдете себя.