Психолого-педагогические особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста
Формирование языковой картины мира детей дошкольного возраста посредством восприятия фразеологизмов
Курсовая работа
Исполнитель:
Салычева Полина Михайловна
Студент БД – 21 группы
Очного отделения
Научный руководитель:
Багичева Надежда Васильевна,
кандидат филологических наук
Екатеринбург, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………………………...3
ГЛАВА I Теоретические основы формирования языковой картины мира детей дошкольного возраста..……………………………………………………….5
1.1 Психолого-педагогические особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста ……………………………………………………………….5
1.2 Лингво-методические основы формирования языковой картины мира ребенка дошкольного возраста.................................................................................14
1.3 Методы и приемы речевого развития ребенка дошкольного возраста…...17
1.4 Анализ ФГОС и образовательных программ……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………….……...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………….……….…......34
Введение
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, первых слов. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развитие языковой картины мира ребенка тесно связаны с развитием психических процессов и познавательной деятельностью ребенка.
Проводимые изменения в системе дошкольного образования позволяют говорить о том, что детский сад сегодня ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка, который становится субъектом образования.
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Важным фактором развития речи в целом, и формирования языковой картины мира в частности, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования. По мере развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка не только обогащается, но и систематизируется, то есть упорядочивается.
Актуальность темы исследования связана с тем, что формирование картины мира важно для каждого человека, но в особенности для дошкольника, когда у него в этот период происходит познание и восприятие окружающего мира, в том числе и с помощью языка.
Психологи выделяют возраст дошкольников как самый благоприятный для развития речи со всех сторон. Формирование картины мира, в том числе и языковой, имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, связано не только с речью, но и мышлением.
Особый вклад в решение проблем, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, внесли такие отечественные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Методика развития связной речи, в том числе и словаря, дошкольников рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, О.И.Соловьевой и др.
Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, понятие языковой картины мира находится в настоящее время в стадии своего формирования: предпринимаются попытки построения его развернутого определения, обсуждаются вопросы отделения ее от понятия «картина мира» как и остальные картины: физическая, химическая, эмоциональная и т.д. А понятие «языковая картина мира ребенка» является самой неизученной ее частью.
Цель данной работы заключается в изучении процесса формирования языковой картины мира детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Изучить литературу по теме исследования.
• Охарактеризовать особенности речевого развития детей дошкольного возраста.
• Выявить особенности методов и приемов в работе по формированию языковой картины мира детей дошкольного возраста.
• Проанализировать программные содержания работ по формированию языковой картины мира детей детского сада.
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования языковой картины мира детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста
Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т. е. усвоения накопленного человечеством опыта в активной практической деятельности, опосредованной его отношениями со взрослыми. В определенном возрасте развиваются и изменяются определенные составляющие психики. В том числе и речь.
В возрасте 3-4 лет ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. На основе наглядно-действенного мышления к 4 - м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета. Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение. Память носит непроизвольный характер и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Способ познания – экспериментирование, конструирование. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.
В 4-5 лет психическое развитие детей характеризуется использованием речи как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира. Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему?». Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление наглядно-образное. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей. Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса. Активно развивается фантазирование. Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование. Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.
В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника. Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания. Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование. Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности. Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
К концу дошкольного возраста, 6-7 лет, ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же может оценить не только чужое, но и свое поведение. Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание. Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной. На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления. Происходит развитие внутренней речи. Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек. Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения. Дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест), в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно формируется готовность к обучению в школе. Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека. Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба. С течением времени ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.
Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является развитие речи. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей.
Развитие речи ребенка, начиная с младенческого возраста, совершается во взаимодействии со взрослыми, в совместной деятельности и общении, инициируемой взрослым. При этом ребенок не просто пассивно перенимает грамматические правила и лексику у носителей языка, а конструирует собственную языковую систему, вычерпывая из речевого потока языковые единицы и правила и создавая собственные, постоянно совершает работу по анализу речи взрослых. Речь, обращенная к ребенку, речь, звучащая вокруг него, становится материалом, который бессознательно, на основании ассоциаций и аналогий, перерабатывает детское сознание. Процесс постижения ребенком родного языка — это творческое конструирование собственной языковой системы в постоянном взаимодействии с окружающей языковой и речевой средой.
Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельности, ребенок быстро накапливает свой чувственный и практический опыт. Все более разнообразными и содержательными становятся виды деятельности ребенка: творческие и дидактические игры, занятия рисованием, счетом, специально речевые занятия, а также повседневное общение со взрослыми в быту.
Понимание речи
Возросшие возможности детей успешно используют воспитатели для дальнейшего развития их способностей, в том числе и для развития речи. Развитие речи выражается, прежде всего, в том, что совершенствуется понимание речи ребенком. Дети слушают достаточно сложные инструкции и точно выполняют требуемые воспитателем действия (Г. И. Кислюк). Сказки, рассказы, стихи занимают все большее место в жизни детей дошкольного возраста. Речь сопровождает все виды их деятельности: наблюдение и рисование, музыкальные занятия и счет, труд и игры.
На пятом году жизни дети понимают несложный сюжет сказки или короткого рассказа. Ребенок среднего дошкольного возраста может ярко представлять себе людей, их действия, переживания, о которых говорится в рассказе, если, конечно, этот рассказ понятен и построен на знакомых ребенку образах.
Л.С. Славина в своем исследовании показала, что даже трех-, четырехлетние дети с большой эмоциональностью воспринимают рассказ о куколке, которая осталась без крыши над головой, после того как киска разрушила ее домик. Если рассказчик конкретизирует непонятное для ребенка условие («осталась без крыши над головой»), поясняя, что негде было кукле спать, дождь лил прямо на нее, и негде было от него спрятаться, то при такой подаче текста рассказ понятен ребенку. Понимание слушаемого рассказа быстро прогрессирует, открывая четырех-, семилетнему ребенку богатейший источник получения новых знаний о жизни людей, явлениях природы. [8]
Слушая речь других, рассказы и сказки, ребенок 4—6 лет начинает интересоваться не только их содержанием. Его внимание привлекает и форма, в которой выражено это содержание.
Освоение разговорной речи
Специальное внимание уделяют воспитатели тому, чтобы дети точно, правильно и четко произносили слова. Трех-, четырехлетний дошкольник часто говорит неправильно: шепелявит, гнусавит, сюсюкает. Такие искажения звуковой стороны речи не только делают ее некрасивой и непонятной другим. Дети пишут так, как произносят: «плавда» (правда) или «клужка» (кружка). Воспитатели специально упражняют детей в различении и точном воспроизведении трудных для артикуляции фонем, учат детей слуховому анализу слова.
В процессе развития слушания у детей-дошкольников растет интерес к слову, его звучанию, форме и отношению к обозначенному предмету. Дети дошкольного возраста часто сами придумывают новые слова, которых нет в родном языке.
Некоторые авторы считают создание новых слов произвольной выдумкой ребенка, которому якобы не хватает слов, имеющихся в родном языке, для выражения мыслей и желаний. Однако такое объяснение явно неудовлетворительно. Можно предположить, что нарастающая у ребенка дошкольного возраста потребность в общении и познании «убегает вперед» и поэтому темп накопления словаря отстает от широты речевого общения ребенка. Ребенок хочет, чтобы его поняли, хочет что-то сказать товарищу или взрослому об увиденном, о чем-то спросить. Он легко создает слово по образцу тех, с которыми уже знаком, которые слышал от взрослых.
«Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется одним из величайших чудес детской психической жизни. Раньше всего необходимо заметить, что у двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны и естественны. Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными богатствами родного языка» - писал в своей работе «От двух до пяти» К. Чуковский. [13]
Интерес к слову, возникающий в середине дошкольного возраста, вызывает у пяти-, семилетнего ребенка внимание к стихам, к образным выражениям, фразеологизмам и фразеологическим оборотам, к поэтическим сравнениям и эпитетам. Заметные изменения происходят и в освоении ребенком-дошкольником грамматического строя языка. Расширяющееся общение со взрослыми развивает у ребенка умение подбирать слова и строить предложения, которые будут правильно поняты собеседником.
Развитие связной речи
В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ярко выраженный ситуативный характер. Она экспрессивна, отрывочна.[9] Рассказывая собеседнику о чем-то виденном, вызвавшем у него эмоциональные переживания, трех-, четырехлетний ребенок говорит короткими, оборванными предложениями, многие части рассказа заменяет жестами и изобразительными действиями. Он заменяет названия вещей или людей местоимениями и говорит так, как будто уверен, что собеседник сам был свидетелем происшедшего события.
Специальное изучение разговорной речи у детей от 3 до 5 лет показывает, что одновременно с накоплением словаря в речи ребенка появляются новые категории ошибок. [11] Приобретая большую свободу словесного выражения, ребенок начинает произвольно строить предложения. Он часто пропускает подлежащее или сказуемое в предложении, заменяет личное местоимение названием его в третьем лице, что искажает передаваемое содержание: «Стал дед репку... тянет, а вытянуть не может».
Освоение грамматики, в том числе сложных предложений, непосредственно зависит от культуры речи детей, от внимания к ней воспитателей и родителей. Чем больше дети рассказывают о виденном на прогулке, экскурсии, в парке, на стройке, на реке, в колхозе, тем быстрее развивается у них связная речь.
В семье и в детском саду под руководством воспитателей дети учатся говорить выразительно. Для этого они должны уметь подбирать «красивые» слова и произносить их разным тоном. Решение этой задачи также требует чуткости ребенка к речи взрослых. Передавая разными интонациями, темпом, акцентировкой, паузами, усилением или ослаблением голоса свое отношение к тому, о чем он рассказывает, воспитатель стремится вызвать у ребенка соответствующие переживания, возбудить сходные чувства, создать определенное настроение.
Формирование внутренней речи
Развитие разговорной связной и выразительной речи теснейшим образом связано с формированием внутренней речи.
Внутренняя речь, составляя основу и внутренний план разговорной грамотной речи, осуществляет функцию планирования, предвосхищения высказываемых вслух предложений. Особенно отчетливо внутренняя речь выступает в письме, которое она планирует, поддерживает и контролирует.
Как показывают исследования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Соколов, В. Баев), внутреннюю речь нельзя себе представить в виде простого проговаривания шепотом обычного предложения, т.е. как беззвучную разговорную речь. Внутренняя речь имеет особую, ей одной присущую структуру. Это усеченная, сокращенная форма речи, в которой максимально сжато ее внешнее выражение. Во внутренней речи слова не проговариваются полностью, воспроизводится лишь их сокращенный слухо-речевой образ. Некоторые слова замещаются образами соответствующих вещей.
Исследования (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, 3.А. Ганькова) показали, что у четырех-, шестилетних детей богато представлена особая форма речи, которую Пиаже назвал эгоцентрической. Пиаже считает, что речь ребенка-дошкольника направлена лишь на самого себя. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Он утверждает, что эгоцентризм, якобы свойственный детскому возрасту, исчезает лишь после 7 лет, когда происходит постепенная социализация ребенка.
Внутренняя речь наиболее отчетливо проявляется в практической деятельности ребенка, особенно тогда, когда он встречается с затруднениями. В деятельности речь ребенка приобретает разные формы. Аккомпанементом совершаемого ребенком действия может быть речь-игра. В этом случае ребенок говорит длинными, развернутыми, эмоционально насыщенными предложениями. В проблемной ситуации ребенок использует и речь-вопрос, речь-сомнение, речь-утверждение. В некоторых формах ориентировочной деятельности эти словесные выражения выступают только в виде поискового жеста.
Речь ребенка, адресованная к самому себе, является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Этот переход совершается у ребенка в условиях его практической проблемной деятельности, когда возникает потребность и необходимость осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение какой-то практической цели.
Исследования показали, что переход разговорной речи во внутреннюю совершается в проблемно-практической ситуации и происходит у ребенка четырех-, пятилетнего возраста.
Развитие речи совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания. Становление речи у детей происходит определенные стадии развития, совпадающие со стадиями психологического развития детей. Развитие речи ребенка, начиная с младенческого возраста, совершается во взаимодействии со взрослыми, в совместной деятельности и общении, инициируемой взрослым. В семье и в детском саду под руководством воспитателей дети учатся говорить выразительно, правильно подбирая те или иные слова, интонации и эмоции, которые требуются в данном контексте. Педагоги-дошкольники справедливо придают огромное значение развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению.
1.2 Лингвометодические основы формирования языковой картины мира ребенка дошкольного возраста
Под методическими принципами понимаются общие исходные правила, руководствуясь которыми педагог выбирает (или создаёт) средства обучения. Методические принципы отражают специфику обучения родной речи и выступают во взаимосвязи друг с другом [9]
По мнению Ф.А.Сохина, осознание языковой действительности (лингвистическое развитие) представляет собой выделение новой для ребёнка области объективных знаний.[10] Доступность осознания детьми дошкольного возраста языковой действительности подтверждена многочисленными исследованиями:
– осознание звукового состава слова в процессе обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, г.А. Тумакова и др.);
– осознания смысловой структуры слова (Ф.И. Фрадкина, С.Н. Карпова, Е.М. Струнина, А.А.Смага и др.);
– осознания словообразовательных отношений (Д.Н. Богоявленский, Ф.А.Сохин, А. Г. Арушанова-Тамбовцева, Е.А.Федеравичене и др.);
– осознания связных высказываний ( Т.А. Ладыженская, О.С.Ушакова, Н.Г. Смольникова, А.А.Зрожевская и др.). Осознание языковой действительности и языка способствует формированию картины мира. Картина мира – это такое видение мира ребенком, которое образуется в следствие развития, общения и т.п. Язык же и его восприятие формирует языковую картину мира. Он отражает общее представление всех говорящих на нем людей о том, как устроен мир. Язык – это зеркало, которое стоит между человеком (ребенком) и миром.
Между картиной мира как отражением реального мира и языковой картиной мира как фиксацией этого отражения существуют сложные отношения. Картина мира может быть представлена с помощью пространственных (верх – низ , правый – левый , восток – запад , далекий – близкий ), временных (день –ночь , зима – лето ), количественных, этических и других параметров. На ее формирование влияют язык, традиции, природа и ландшафт, воспитание, обучение и другие социальные факторы. Языковая картина мира не стоит в ряду со специальными картинами мира (химической, физической и др.), она им предшествует и формирует их, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт – как общечеловеческий, так и национальный. Последний и определяет специфические особенности языка на всех его уровнях. В силу специфики языка в сознании его носителей возникает определенная языковая картина мира, сквозь призму которой человек видит мир.
Картина мира ребёнка - это детское восприятие мира (не в значении «наивное», а именно « детское»). Картина мира ребёнка носит ярко выраженный образный характер. Образная картина мира присуща младенческому возрасту. Элементы образно - языковой картины мира ребёнка получают словесное выражение несколько позднее, с развитием языка ребёнка. Так мы можем уже говорить об образно – языковой картине мира ребёнка. Таким образом, развивающая среда имеет важную, определяющую роль в развитии лексического состава языка ребёнка.
Изучая картину мира ребёнка, наблюдается направление развития не только языка, но и сознания. Чтобы понять закономерности возникновения и развития языковой картины, нужно изучать её у самых истоков, то есть с детского возраста.
В период дошкольного детства через познание системы общественных отношений и системы социально-значимых средств вхождения в эту систему ребенок отражает в своем сознании картину мира, которая является средством вербализации окружающей ребенка действительности. В процессе же формирования ребенка как личности, части социума, происходит постепенный процесс развития его сознания от элементарных форм отражения до развитых форм сознательного отражения действительности. [7]
Модель (образ) мира ребенка, с одной стороны, перенимается им от взрослого, а, с другой стороны, активно формируется самим ребенком в результате различных видов индивидуально-творческой деятельности, значимых для ребенка дошкольного возраста. Ведущими среди них являются игра и элементарный труд.
Поскольку картина мира подвижна, всегда находится в состоянии развития, изменения на протяжении всей жизни человека, один из этапов которой - детская языковая картина мира. Вопрос о детской языковой картине мира имеет давние традиции. С.Н. Цейтлин считает, что если языковое сознание взрослого человека отражает так называемую «наивную» картину мира, то детское языковое сознание служит отражением картины мира, которую можно было бы считать «наивнейшей». Если картина мира и разнообразные ее типы активно изучаются наукой, то детская языковая картина мира относится к числу малоизученных.[1]
Ученые, занимающиеся изучением картин мира в различных парадигмах научного знания, рассматривают детскую языковую картину мира в двух аспектах: в противопоставлении ее со взрослой и анализ различных фактов языка на материале детской речи. «Ребенок, на наш взгляд, - это особый тип языковой личности, формирующий свой, особый взгляд на мир и на себя в этом мире. Образ мира, запечатленный в языке детей, во многом отличается от «картины мира» взрослых носителей языкового сознания, что объясняется свойствами мышления детей, своеобразием их мироощущения и мировосприятия» [6].
Известно, что образцы речевой культуры, которые способствуют развитию речи, речевой культуры, предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи. Именно красота и образность русской речи в литературном и фольклорном творчестве дает детям «пищу», которая помогает им более полно и красочно воспринимать окружающий мир. Так же примеры ситуаций с героями произведений дает представление о мире, социуме, природе, что, несомненно, отражается в речи ребенка и формирует картину мира ребенка, в том числе и языковую.