Тема 4. Основы дидактики высшей школы. Организация учебного процесса в высшей школе
1. Сущность и принципы дидактики высшей школы.
2.Содержание высшего образования.
3.Формы организации учебного процесса в высшей школе.
4.Методы обучения в высшей школе.
5.Педагогические технологии и их проектирование.
6.Самостоятельная работа студентов как средство развития личности обучающихся.
7.Значение и место педагогического контроля в профессиональной подготовке специалистов.
Дидактика высшей школы - наука о высшем образовании и обучении в высшей школе. Направления: обоснование специфических целей высшего образования; обоснование социальных функций высшей школы; обоснование содержания образования; научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности; определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения. Содержание высшего образования определяется на основе прогностической модели специалиста, которая представляет собой набор "выходных" целей вузовского образования. Необходимо построить целостную систему конечных и промежуточных целей - от модели специалиста до частных целей отдельных тем. Из этой системы и выводится набор предметов, подлежащих изучению при подготовке профессионала по той или иной специальности. Содержание отражено в ФГОС, учебном плане, программах учебных дисциплин, учебниках, учебных пособиях. Формы обучения в вузе: на макроуровне – очная, заочная, очно-заочная, экстернат, дистанционное обучение. К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят лекции, просеминары, семинары, спецсеминары, коллоквиумы, лабораторные работы, практикумы и спецпрактикумы, самостоятельную работу, научно-исследовательскую работу студентов, производственную, педагогическую и дипломную практики и др. Методы обучения в вузе: традиционные, активные, дискуссионные, игровые, проблемные. Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическая технология - это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого.. Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Выделяют три этапа проектирования: моделирование; проектирование; конструирование. Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Принципы педагогического проектирования: принцип человеческих приоритетов; принцип саморазвития проектируемых систем. При разработке технологии обучения проектируется совершенно конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них. Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей: выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами; выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель; выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель; разработка технологии обучения. Модульные технологии. Проблемное обучение. Активное обучение. Деловая игра. Эвристические технологии. Технология знаково-контекстного обучения. Технологии развивающего обучения. Информационные технологии обучения. Технологии дистанционного образования. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный, реконструктивный, творческий. что Контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм, например, таких как рейтинг. Функции педагогического контроля: диагностическая, обучающая и воспитательная. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.
Контрольные вопросы:
1. Что изучает дидактика высшей школы?
2. Перечислите дидактические принципы высшей школы.
3. Перечислите известные вам организационные формы обучения.
4. В чем преимущества и недостатки лекционной формы работы по сравнению с практическими и семинарскими занятиями?
5. В каких организационных формах обучения в вузе проблемные методы всегда являются доминирующими?
6. Приведите примеры педагогических технологий, применяемых в высшей школе.
7. Покажите алгоритм проектирования педагогической технологии.
8. Каково значение педагогического контроля в вузе?
9. Что представляет собой система рейтингового контроля?
10. Каковы достоинства и недостатки тестирования?
Практикум