Критериальный анализ феномена гениальности
На протяжении всей истории изучения гениальности исследователи и мыслители обращали пристальное внимание на отличительные качества гениальных личностей, по которым их можно чётко идентифицировать среди других людей.Для этого вводилась и, по мере изучения, пополнялась система понятий, относимых непосредственно к феномену гения.
К категориальному аппарату гениальности можно отнести:
1. оригинальность
2. видение мира в целом,
3. боязнь не успеть осуществить все задуманное,
4. большая трудоспособность,
5. захваченность своим талантом,
6. внутреннее ощущение свободы
7. способность к абстрагированию,
8. созерцательность
9. вдохновение,
10. память
11. интуиция
12. воля,
13. рассудок,
14. воображение,
15. фантазия,
16. антиципация
17. сознательное,
18. бессознательное,
19. стремление к одиночеству,
20. повышенная чувствительность к факторам окружающей среды.
Изложенные здесь понятия примерно соответствуют порядку акцентуации на них исследователей и мыслителей. Они для удобства расположены от особо не выделяемых понятий до центральных, которые играли ведущую роль в рассмотрении данной проблемы на определённый промежуток исторического времени. Необходимо заметить, что перечисленные категории в той или иной степени характерны для любого творческого или талантливого человека и не одна из них не является прерогативой для гениев. Феномен гениальности скрыт в интеграции этих свойств, которые только в своей совокупности переводят творческую деятельность гения в новое качество. Но это не прибавляет ясности в разграничении таких понятий, как творческая, талантливая и гениальная личность. Понятно, что всё это может относиться к одному человеку, но гениальность и талант не проявляются исключительно в творчестве, в связи с чем необходимо дать определения понятиям. В первую очередь это необходимо сделать в отношении таланта и гениальности, в силу их очень сильной схожести. Обратимся к толковым словарям: Талант от греческого talanton – первоначально вес, мера, потом в переносном значении – высокий уровень развития способностей, прежде всего, специальных; или, другими словами, совокупность высокоразвитых психофизиологических свойств личности, обеспечивающих достижение высоких результатов в определенной сфере деятельности[9]. Эти результаты, в свою очередь, отличаются оригинальностью замысла, новизной и высокой социальной оценкой. Это довольно сухое, но точное и взвешенное определение. В нём отражается феноменология понятия – как со стороны творчества и его конкретного продукта, так и сущности – со стороны психической сферы личности, осуществляющей эту деятельность. Это важно, поскольку хорошо известно, что у человека может проявляться талант к нескольким совершенно различным занятиям. Понятие таланта допускает некоторую ориентировочную градацию в количественном отношении.
Понятия «гений» и «гениальность» словари определяют как высшую форму развития творческих способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. В этом смысле граница между талантом и гениальность достаточно условна. Гением же может считаться личность, достигшая результатов творческой деятельности, составляющих эпоху в жизни общества и развитии культуры, понимаемой в широком смысле этого слова.
Философы трактуют гениальность как высшую форму творческой одарённости, поскольку творения гения отличаются исключительной новизной и самобытностью и имеют особое, историческое значение для развития общества. Другие определения говорят о гении как о высшей форме проявления таланта, о сочетании выдающихся способностей и огромного труда; с другой - как о точках роста цивилизации человечества. Важно отметить, что во всех этих трактовках количественные градации понятия гениальности отсутствуют, в отличие от понятия таланта.
Из рассмотрения общепринятых определений следует, что гений - это тот же талант, только значительно больший, достигающий больших результатов и встречающийся значительно реже. Научные исследования подтверждают это. Так в США сравнительно недавно исследователем УильямомБауэрменом был выполнен подобный анализ на современном научном уровне. Для этого была произведена полная раскладка статистических данных по самым различным шкалам: эпоха, география, национальность, время жизни, семейное положение и пр. В итоге в этот перечень включили 1000 человек, что очень не много за 2000 лет, которые охватил анализ. Как видим, цифры отражают высокие стандарты в оценках вклада конкретной личности в развитие и прогресс человечества и требования к гениям предъявляются очень серьёзные.
Всё это приводит к неутешительному выводу, что, несмотря на множество примеров и всевозможных конкретных сведений о гениях, мы не можем добиться чёткого и ясного понимания сущностных отличий гения от таланта и, тем более, человека с обычными способностями. Уже начиная с определения, мы не можем точно сказать, кто такой гений. Для этого нужно приводить всю совокупность идентификационных критериев, которые присущи гениальным личностям. Можно только выдвигать точку зрения, надеясь на её истинность и достоверность опытным данным. Поэтому в вопросе изучения гениальности стоит мириться с отсутствием полной определённости в самом вопросе и плюрализмом мнений в подходах решения этой проблемы.