Классификация форм организации воспитания
При рассмотрении вопроса о классификации форм организации обучения описанных в педагогической литературе следует учитывать разные подходы авторов.
1. По количеству участников.
Индивидуальные: беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником.
Групповые: кружок, временная группа, класс.
Массовые: несколько классов, школа, район, вся страна. Проводятся праздники, конференции, слеты, шествия, субботники и т.д.
2.По основному виду деятельности (Н.Е.Щуркова).
Задание №3.Формы:
- познавательной деятельности (конкурсы, деловые игры, кружки и т.д.);
- трудовой (допишите самостоятельно) ________________________________;
- общественно - полезной _;
- эстетической _;
- физкультурно-оздоровительной
_;
ценностно - ориентировочной ____.
3.Н.И.Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия.
ü словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
ü практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники;
ü наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и т.д.
4.Современные исследователи (В.С.Селиванов и др.) предлагают делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче,и выделяю три группы:
ü формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, линейки, митинги, классные часы, совещания органов самоуправления и др.;
ü познавательные формы - экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;
ü развлекательные формы - утренники и вечера, «капустники» и др.
Задание № 4. Подчеркните те формы, которые не использовали ваши педагоги в школе при организации воспитательной работы. Почему? Попытайтесь определить причины и запишите их.
_______
5.Выделение форм воспитания по преимущественному компоненту:
ü словесно логические формы - беседа, лекция, дискуссия, собрания, конференции;
ü образно - художественные формы - дискотеки, рок - концерты, «тусовки» неформалов, творческие конкурсы;
ü трудовые формы - субботники, отряды по благоустройству школы, губернаторские отряды;
ü игровые - соревнования, конкурсы, спортивные игры;
ü психологические формы работы - лекции, беседы, психологические игры, консультации.
Задание № 5 . Определите цели каждой группы форм организации воспитания и запишите ниже. ___________________________
______________
Характеристика некоторых форм организации воспитания.
Задание № 6. Выберите три формы организации воспитания и дайте им характеристику в свободной форме.
___________________________
__
Задание № 7.Составить кроссворд по изученной теме, использовать не менее 15 слов.
Вопросы к кроссворду_____
____________________
ЗАНЯТИЕ № 3.5
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОСОВ
1.Воспитательные возможности досуговой и общественно-полезной деятельности младших школьников.
2.Планирование внеклассной работы
3.Разработка сценариев и программ досуговых и общественно-полезных мероприятий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Ø 1.Ознакомиться с основными педагогическими понятиями темы.
Ø 2. Из истории вопроса.
3. Проектирование воспитательного занятия.
Ø 4. Права и обязанности классного руководителя.
Основные педагогические понятия по теме.
Задание №1.Дать ответы на вопросы:
Внеклассное занятие – это
_______
Внеклассное мероприятие - это
____________________
Проектирование воспитательного занятия.
Задание №2.Используя библиотечный фонд библиотеки составить схему воспитательного занятия.
Алгоритм проектирование воспитательного занятия
1. Организационное начало (сообщается тема, план, формируется мотив, делятся учащиеся на группы, распределяется задание ит.д.).
2. Основная часть. Расписывается последовательность прохождения воспитательного дела.
3.Подводятся итоги. Что получилось? Что не получилось? Почему? Кого мы можем похвалить и за что? Или другой вариант.
Схема оформления воспитательного занятия
Класс _____________ Возраст _____________
Тема: _______
Форма:______
Образовательные задачи:
обучающая –
развивающая –
воспитывающая –
Оборудование:
______________________
_______
___________________________
_______
___________________________
_______
_________
ЗАНЯТИЕ № 3.6