Заповеди психологической педагогики
(И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ)
В шутку потому, что часто так легче, что многие из приведенных даже шутливых «заповедей» заслуживают того, чтобы в них вдумываться. Перечень их, конечно, открыт. Но речь идет не о расширении крылатых или бескрылых (это зависит от восприятия читателя) мыслей, а о том, что за ними может скрываться невидимая и для меня структура и ткань возможного учебника по психологической педагогике.
Недостаток приводимых заповедей состоит в том, что их число далеко выходит за пределы десятка. Но опыт показывает, что даже 10 превосходит объем кратковременной и долговременной памяти слишком многих людей.
Не сравнивай. Живущий несравним. О. Мандельштам |
— Сравнивай. Только с собой и в пользу несравненного.
— Будь уверен, что ученик априори способнее тебя. И не глупее.
Ребенок — непризнанный гений Средь буднично серых людей. М. Волошин |
— Помни. Ты актуальность — уже ставшее. Ученик — потенциальность. Он еще в пути.
Мальчишка океан встает из речки пресной И чашками воды швыряет в облака. О. Мандельштам |
— Когда ученик тебя покидает, не обижайся и не сердись. Можешь лишь сожалеть. Храни спокойствие.
— Успехам ученика радуйся больше, чем своим собственным.
— Не жалей времени, чтобы понять ученика.
— Не стыдись учиться у ученика.
— Не присваивай себе успехов и достижений ученика.
— Не требуй от ученика благодарности. На том свете зачтется.
— Человек есть дробь. Числитель — сравнительно с другими — это достоинства человека. Знаменатель — это оценка человеком самого себя.
Л. Толстой
— Сущность человека — это такая совокупность общественных отношений, которые человек в состоянии выдержать.
A. Зиновьев
— Воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам не плодотворно, не законно и не возможно.
Л. Толстой
Из всех насилий, Творимых человеком над людьми, Убийство — наименьшее, Тягчайшее же воспитание. М. Волошин |
— Все космисты в конце концов приходят к идее нового человека — человека или чего-то человекообразного, что не мешало бы дальнейшему прогрессу познания и техники.
B. Кутырев
— Новый человек — голый, без души и имущества, в предбаннике истории, готовый на все, только не на прошлое.
А. Платонов
Это ты — тростник-то Мыслящий? Биллиардный кий. М. Цветаева |
— Самая глупая и трагическая идея XX века — воспитание «нового человека».
М. Мамардашвили
— Не стесняйся признаваться в своем невежестве.
— Помни, что и ты сам, и каждый ученик должны сами писать свой «дневник».
— Не скупись на похвалы ученика и не принимай их от ученика.
— Признай в ученике человека, и он сам найдет свое призвание, а потом получит признание других.
— Помни, что 100-процентное понимание в принципе невозможно.
— Оставляй степени свободы для понимания и непонимания. Ученик способен додумать, в том числе и за тебя.
— Специалист (и педагог — В. З.) подобен флюсу. Полнота его односторонняя.
Козьма Прутков
(Между прочим, от твоего флюса зубы болят у ученика).
Непонятная мысль перестает быть мыслью. Она «речевой труп» мысли. Л. Веккер |
— Если ты пришел на урок (лекцию) в плохом настроении, а ушел в хорошем, значит с тобой все в порядке. Ты имеешь шанс стать педагогом.
— Если ты пришел на педагогический (ученый) совет в хорошем настроении, а ушел в плохом, с тобой все в порядке. Ты уже почти педагог.
— Перестать быть педагогом не стыдно. Стыдно быть плохим педагогом.
Познай себя, что толку в том, Познаю, а куда бежать потом? И. Гёте |
Познай себя, кто говорит: «Я — сущий»; Познай себя — и нарекись «Деянье»... Познай себя: свершается свершитель И делается делатель; ты — будешь. Вяч. Иванов |
— Любое не поэтическое раскрытие реальности не может быть полным.
Дж. Барроу
— Поэзия, конечно, не всегда точна, но смысла в ней больше, чем в точном знании.
— Нет ученика, которого не за что было бы полюбить.
— Питомцев можешь не любить, но вежлив с ними быть обязан.
— Духовность — не роскошь, а средство обучения.
— Духовность — это не болезнь.
М. Мамардашвили
В детский альбом кн. П. П. Вяземскому | |
Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то. Кажись, это ясно. Прощай, мой прекрасный. А. Пушкин |
— Если ты создал собственную философию (систему) образования, значит, ты кончился как педагог, возможно, начался как философствующий дидакт. Выбирай, что лучше.
— Кто верит какой-либо системе, тот изгнал из сердца своего любовь! Гораздо сноснее нетерпимость чувствований, нежели рассудка: суеверие все лучше системоверия.
В. Ваккенродер
— Если системы вообще существуют, то это всегда предсказание задним числом, вещание после самого события мысли.
о. П. Флоренский
— Эволюция решает, а не ставит проблемы.
А. Ван дер Хейджен
— Не путай принятие решений с решением проблем. Последнее, как минимум, увлекательней.
— А там, где система, там смерть... Ибо есть закон (и XX век подтверждает это), согласно которому всякая идеология неизменно стремится к тотальности.
М. Мамардашвили
— Диалектика кончилась и началась жизнь.
Ф. Достоевский
Конечно, век экспериментов Над нами — интересный век... Но от щекочущих моментов Устал культурный человек. И. Северянин |
— Упражнение — это повторение без повторения.
Н. Бернштейн
— Повторенье — мать ученья и прибежище ослов.
Педагогический фольклор
— Когда воспитается в нас доминанта на лицо другого... с этого момента, как открывается лицо другого, сам человек заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице.
А. Ухтомский
— Когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю и внешнюю как внутреннюю... — тогда вы войдете в Царствие.
Апокрифическое Евангелие от Фомы
— Фауст не спорит с Вагнером: «Ты совершенно прав, я не нахожу здесь и следа духа (ума), и все это является дрессировкой». Лишь бы дрессура человечества была исполнена благоволением к нему.
А. Ухтомский
— Ложь, грубость, невежливость лишают весь твой труд убедительности.
— Невежда начинает с поучения, а кончает кровью.
Б. Пастернак.
— Образование — это повторяющееся усилие держать две несовместимые вещи — закон и свободу.
Парафраз М. Мамардашвили.
— Душа — это дар моего духа другому.
М. Бахтин
— Береги честь смолоду: не погружайся в методологию. Устанешь.
— Не надо вооружаться компасом, переезжая через лужу.
П. Зинченко
— Умный простит, когда его назовут дураком. Дурак — никогда: не экспериментируй с руководством.
— Не мучайся проблемами материи и сознания. Лучше превращай свое существование в бытие.
— Личность — не продукт коллектива, а его основание.
В. Давыдов
— По-моему, для блага революции не обязательно попирать личность.
М. Шагал
— Культура — это усилие человека быть.
М. Мамардашвили
— Помни, что рефлекторное устройство от рефлексивного отличается всего лишь союзом и заглавной буквой:
Рефлекс или Рефлекс = и = Я
Одно и то же, но какая разница!
— Будь оптимистом: Параноев Ковчег все лучше, чем Крейсер Аврора.
— Изначальная духовность человека — во всяком случае на стадии Homo faber — едва ли может быть оспорена.
В. Топоров
— Изначальная духовность человека может быть разрушена, в том числе и с твоей помощью.
— Внутреннюю связь элементов личности гарантирует только единство ответственности и вины.
М. Бахтин
— Догмат, понятия — это очки. От живого дыхания настоящего эти очки запотевают, и в ясных понятиях мы ничего не видим.
А. Белый
— Признать свои мысли окончательными, хотя бы в силу того, что они систематически изложены, может только тот, кто мыслит в первый раз.
Н. Грот
— Не удивляйся, когда ученик выходит из образа, которым ты его наделил или за него построил. Это нормально.
— Господи, Ты что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.
М. Шагал
— Помните того дурака из древнегреческих философов, который днем ходил с фонарем под тем предлогом, что он ищет людей! Ведь это Голядкин, да еще более тяжелый и противный, потому что самоуверенный, не догадавшийся о том, что себя-то нельзя найти, если сначала не нашел «человека больше себя и помимо себя».
А. Ухтомский
— Ребенком я чувствовал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов.
М. Шагал
— Только не спрашивайте, — предупредил я Луначарского, — почему у меня все синее или зеленое, почему у коровы в животе просвечивает теленок и т. д. Пусть ваш Маркс, если он такой умный, воскреснет и все вам объяснит.
М. Шагал
— Поскольку человек не рождается природой, постольку он рождается постоянно или должен рождаться постоянно и непрерывно в матрице тавтологий существования и понимания и вероятности.
М. Мамардашвили
— «Врастить» мышление и сознание в действие не менее важно, чем «вырастить» их из действия.
— Образование без души опустошает душу.
— Учитель! Будь конгениален ученику.
— Мудр тот, кто имеет знания и делает вид, что не знает.
Глуп тот, кто, не имея знания, делает вид, что знает.
Лао-Цзы
ЛИТЕРАТУРА
Аверинцев С. С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М.: рефл-бук;-Киев: Ваклер, 1996.
Адо П. Плотин или Простота взгляда. М., 1991.
Апокрифы древних времен. М.: Мысль, 1989.
Аристотель. Поэтика. М.: Соцэкгиз, 1957.
Арсеньев А. С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и психология в мире, 1994. № О.
Арсеньев А. С. Философия и будущее. Рукопись, 1997.
Бабанский Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии, 1981. № 1.
Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии, 1972. № 3.
Бахтин М. М. // Контекст: Ежегодник, 1973. М., 1974.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.
Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.
Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: Next, 1994.
Бахтин М. М. Человек в мире слова. М.: Изд-во РОУ, 1995.
Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. М.: Русские словари, 1996.
Белкин А. Судьба и власть. М.: Гуманитарий, 1996.
Белый А. Ритм и действительность. Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989.
Бернштейн Н. А. Биодинамическая нормаль удара // Исследования Центрального института труда, 1924. Т. 1. Вып. 2.
Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.
Беспалов Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.
Бонфуа Ив. Ничей сон // Знамя, 1996. № 12.
Бродский И. О Цветаевой. М.: Независимая газета, 1997.
Брока Р. Тело и язык // Иной: Психоаналитический альманах, 1994. № 2.
Брудный А. А. Наука понимать. Бишкек: Фонд «Сорос-Кыргызстан», 1996.
Бубер Мартин. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
Вайнштейн О. Язык романтической мысли. М.: Изд-во РГГУ, 1994.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
Введенский А. И. О пределах и признаках одушевления // Журнал Мин-ва народного просвещения, 1892. № 7.
Вернадский В. И. Публицистические статьи. М.: Наука, 1995.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
Верч Д. Голоса разума. М.: Тривола, 1996.
Вригт Г. X. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии, 1992. № 8.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
Гадамер X.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. 4. М., 1959.
Геллер М., Некрич А. История России: в 4 т. Т. I, М., 1996.
Гефтер М. Я. Из тех и этих лет. М.: Прогресс, 1991.
Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995.
Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: Изд-во МГУ, 1982.
Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Модель предметного действия: способы построения, структура организации и система функционирования // Системные исследования: Ежегодник 1989—1990. М.: Наука, 1991.
Гордон В. М. Визуальное мышление. М.: Тривола, 1998 (в печати).
Горский А. К. Огромный очерк // Путь, 1993. № 4.
Гроссман Л. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1965.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1960. Вып. 1.
Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960.
Звегинцев В. А. Мысли о лингвистике. М.: Изд-во МГУ, 1996.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996.
Зинченко В. П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики // Психологический журнал, 1981. № 2.
Зинченко В. П. Информационная подготовка решения // Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. М. 1981а.
Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира. // А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Педагогика, 1983.
Зинченко В. П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии // Природа, 1986. № 2.
Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопросы психологии, 1988. № 6.
Зинченко В. П. Культура и техника // Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989.
Зинченко В. П. Последнее интервью А. Н. Леонтьева // Наука в СССР, 1989а. № 5.
Зинченко В. П. Послесловие к дружбе. К кончине М. К. Мамардашвили // Вопросы философии, 1991. № 5.
Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1991. № 2.
Зинченко В. П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии, 1991б. № 4, 5, 6; 1992. № 3—4, 5—6.
Зинченко В. П. Системный подход к психологии? Развернутый комментарий к Тезисам А. Н. Леонтьева или Опыт психоаналитический в науке // Психологический журнал, 1991в. № 4.
Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии, 1993. № 4.
Зинченко В. П. Слово об учителе. К 90-летию П. Я. Гальперина // Вопросы психологии, 1993а. № 1.
Зинченко В. П. Штрихи к портрету Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии, 1994. № 1.
Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? М.: Изд-во РОУ, 1994а.
Зинченко В. П. Психология в Российской Академии образования // Вопросы психологии, 1994б. № 4.
Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.
Зинченко В. П. Вклад А. А. Ухтомского в психологическую физиологию // Вопросы психологии, 1995б. № 5.
Зинченко В. П. Психология в моей жизни // Мир психологии, 1995в. № 5.
Зинченко В. П. Становление психолога. К 90-летию А. В. Запорожца // Вопросы психологии, 1995г. № 5.
Зинченко В. П. От классической к органической психологии. К 100-летию Л. С. Выготского // Вопросы психологии, 1996а. № 5, 6.
Зинченко В. П. Движение — живое существо. К 100-летию Н. А. Бернштейна // Вопросы психологии, 1996б. № 6.
Зинченко В. П. Мир образования и/или образование мира. // Мир образования, 1996в. № 3, 4.
Зинченко В. П. Образ и деятельность. Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.
Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997б.
Зинченко В. П. Участность в бытии. К 95-летию А. Р. Лурии // Вопросы психологии, 1997в. № 5.
Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969.
Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980.
Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии, 1977. № 7.
Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.
Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979.
Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. Гл. III.
Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.; Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.
Иванов Вяч. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века // Structure of texts and semiotics of culture. Mounton, 1973.
Иванов Вяч. И. Собр. соч.: в 4 т. Брюсель: Forever Oriental Cretien, 1974.
Ионин А. Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1979.
Искандер Ф. Моцарт и Сальери // Знамя, 1987. № 1.
Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.
Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М.: Сов. писатель, 1989.
Кедров К. А. Поэтический Космос. М.: Сов. писатель, 1989.
Коменский Я. А. Сочинения. М.: Наука, 1997.
Кузанский Н. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1979.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 1977.
Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. М.: Сов. наука, 1945.
Лесневский А. С. Становление понятий информатики в школьном образовании. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996.
Лефевр В. А. Космический субъект. М.: Ин-кварто, 1996.
Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.
Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Изд-во РОУ, 1993.
Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991.
Лотман Ю. М. О семиосфере // Ученые записки Тартусского ун-та, 1984. № 641 (Труды по знаковым системам). Т. 17.
Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство СПб, 1996.
Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Изд-во МГУ, 1968.
Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М.: Изд-во МГУ, 1971.
Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы философии, 1977. № 9.
Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. М.: Изд-во МГУ, 1982.
Макаренко А. С. Соч.: в 7 т. Т. 5. М., 1957.
Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.
Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.
Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995.
Мамардашвили М. К. Путь к очевидности. М.: Аграф, 1997.
Мандельштам О. Слово и культура. М.: Сов. писатель, 1987.
Мандельштам О. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1990.
Маноха И. П. Человек и потенциал его бытия. Киев: Стимул, 1995.
Мерлин В. В. Пушкинский домик. Алма-Ата: Граммата, 1992.
Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.
Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996.
Мещеряков Б. Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. М.: РГГУ, 1994.
Мещеряков Б. Г. Психологические основы антропологизации образования // Вопросы психологии, 1998. № 1.
Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1996.
Овчинников Н. Ф. Карл Поппер — наш современник, философ XX века // Вопросы философии, 1992. № 8.
Ойзерман Т. И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии, 1993. № 11.
Ортега и Гассет X. Этюды об Испании. Киев, 1994.
Пастернак Б. Л. Воздушные пути. М.: Сов. писатель, 1982.
Пастернак Б. Л. Избранное: В 2 т. М.: Худож. лит., 1985.
Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. М., 1989.
Петровский А. В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967.
Петровский А. В. М. М. Бахтин, Ф. М. Достоевский: психология вчера и сегодня // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 1985. № 3.
Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии, 1996. № 6.
Пинский А. А. Проблемы образования и А. Эйнштейн // Наука и школа, 1997. № 2.
Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995.
Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М., 1997.
Прозументова Г. Н. Цель в педагогике: догматическое и парадигматическое определение // Мастер-Класс, 1996. № 1(0).
Пятигорский А. М. Мифологические размышления. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
Рабинович В. Л. Авангард — черновик культуры? (Вместо послесловия — Манифест). Рукопись, 1997.
Ранке И. Человек. СПб., 1901. Т. I.
Рашковский Е. Б. Современное міроздание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1996. № 6.
Рашковский Е. Б. Карл Поппер и эвристика поисков свободы в России: Тезисы. Рукопись, 1997.
Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб: Петрополис, 1997.
Рикёр П. Живая метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.
Роден О. Ряд бесед, записанных П. Гзелль. СПб., 1913.
Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940.
Рыжов В. П. Наука и искусство в инженерном деле. Таганрог: ТГТУ, 1996.
Смирнов С. А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры). Новосибирск: АО «Офсет», 1996.
Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991. № 2.
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
Собкин В. С., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию. М.: Центр социологии образования, 1994.
Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. М.: Изд-во МГУ, 1984.
Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985.
Толстых А. В. Грядущая культура: гримасы идентичности // Вопросы философии, 1997. № 2.
Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. М.: Наука, 1972.
Ухтомский А. А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.
Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Сов. художник, 1988.
Флоренский П. А. Философия Культа // Богословские труды. Сб. 17. М., 1977.
Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Париж: Умка-Пресс, 1985.
Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т. 1.
Флоренский П. А. У водоразделов мысли: Часть первая. М.: Правда, 1990. Т. 2.
Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Часть вторая // Символ. Париж, 1992. Т. 28.
Флоренский П. А. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994.
Фосийон А. Жизнь форм. М.: Московская коллекция, 1995.
Франк С. Л. Живое знание. Берлин, 1923.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Фуко М. Герменевтика субъекта. М.: Социо-Логос, Прогресс, 1993. Вып. 1.
Холмогорова Е. «... чтобы плыть в эволюцию дальше» // Знамя, 1996. № 12.
Хомский Н. Язык и мышление. Изд-во МГУ, 1972.
Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.
Чернов В. Мстислав Ростропович — гражданин мира, человек России // Огонек. 1994. № 8.
Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л.: Наука, 1969.
Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты. Части I и II. СПб., 1922.
Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
Эльконин Б. Д. Кризис и основания проектирования детского развития // Вопросы психологии, 1992. № 3, 4.
Эмерсон К. Интервью // Диалог. Карнавал. Хронотоп, Витебск, 1994, № 2.
Эриксон Э. Молодой Лютер. М.: Медиум, 1996а.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996б.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996в.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996.
Vittgenstein L. Philosophical investigations. Oxford, 1972.