Огоньки основного периода
Цель: рефлексия деятельности отряда, взаимоотношений в отряде; фиксация и поддержка положительных изменений в каждом ребенке из отряда. Обычная продолжительность – не более одного часа. В ситуации кризиса или конфликта в отряде огонек может быть более продолжительным. Главное, создавать атмосферу непринужденного общения, а не превращать огонек в стандартную и формализованную форму.
«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы исправил…; сделал…; добавил…
«Машина времени». Игра-отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив – ребята рассказывают о предстоящей смене так, будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.
«Жизненный девиз». Каждый участник пишет на листке бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т.д.
«Моя забытая игрушка». У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминает, как вы играли вместе, и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. «Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года…».
«Сказочная поляна». На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?
«Три желания». Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые желания. Загадайте их. Поделитесь с другими, кто какие желания загадал. Расскажите о двух желаниях, а одно, самое сокровенное, оставьте при себе.
«Жаль, что его нет». Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было бы с начала смены.
«Карта жизни». Подготовка: рисуется карта, на которой обозначены различные географические объекты с необычными названиями: материк Счастья, остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.д.
Каждый участник бросает кубик, на какой географический объект он попадает, о тех случаях из своей жизни человек и рассказывает. Чтобы помочь, ведущий задает наводящие вопросы. Например, кубик попал на остров Одиночества, тогда вопросы могут быть такие: бывают ли такие моменты, когда тебе очень одиноко? Любишь ли ты одиночество? Как и любой другой, огонек заканчивается добрыми словами, песнями.
«Подарок отряда». Сегодня у нашего отряда праздник (или день рождения, или определённая «годовщина»). Каждый ребенок представляет себя подарком или придумывает подарок, который хочет подарить отряду в этот знаменательный день. «Какими «подарками» вы себя представляете? Чем бы вам хотелось быть? Кому понравилось быть «подарком»? Почему?»
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОГОНЬКИ
Цель:организация разговора по актуальной для отряда теме. Такой огонек способствует самопознанию личности, ее духовному развитию.
Вожатый заранее выясняет, какая проблема больше всего волнует ребят из его отряда, готовит проблемные вопросы по заданной теме.
«Белая ворона». Быть не как все или «смешаться с толпой»? Как вести себя, если ты не похож на других людей, которые тебя окружают? Разговор об отверженных, изгоях в коллективе, о том, как может чувствовать себя человек, когда он не похож на других.
«Дружба». О том, какого человека можно назвать другом, какими качествами должен обладать друг, обсудить проблемные ситуации.
«Любовь». О том, что такое любовь, бывает ли «любовь с первого взгляда», чем отличается любовь от влюбленности и т.п.
«Встреча с Ассоль». Нужно ли верить в мечту? Надо ли ждать, когда мечта сама исполнится или уверенно идти ей на встречу?
«Устремляясь к звездам». Вообразите, что все вы – участники очень важного космического проекта, полученные из космоса сигналы подтвердили наличие разумной жизни. В направлении сигналов решили направить космический корабль, чтобы донести информацию о Земле. На первом корабле вы отправили информацию о землянах вообще, а теперь предстоит второй запуск, для которой каждая страна готовит набор предметов, характеризующих именно ее. Что вы послали бы, чтобы у представителей других цивилизаций создалось правильное (с вашей точки зрения) представление о России? Может быть музыку, если да, то какую? Книги? Фильмы? Фотографии? Предметы быта? Одежду? и т.п.
«Письмо президенту».Все мы живем в России, и нам, как представителям будущего поколения, небезразлично, что будет с нашей страной в XXI веке, кто и как будет руководить нами. Мы пока не имеем права лично избирать главу государства, в котором живем, но уже имеем собственные взгляды на то, что и как должно в России быть. Наверно, у вас есть некоторые вопросы, волнующие вас, и некоторые предложения.
Каждый пишет свое письмо президенту. Делимся на группы по пять человек, и составляем общее письмо от каждой группы. Каждая группа представляет свое письмо, затем составляется общее письмо всего отряда.
«Три желания». Скорее не желания, а пожелания и предложения президенту.
Попросите ребят на маленьких листочках бумаги написать примерно десять пожеланий – предложений президенту по улучшению жизни в стране. Каждое предложение нужно написать на отдельном листочке. Обратите внимание ребят на то, что вопросы, обращенные к президенту, должны касаться их непосредственно, а не быть заимствованными из телепередач и газет. Важно, чтобы ребята попытались не только сформулировать проблему, но и наметить хотя бы какие-то пути ее решения. Попросите оставить из всех проблем три самые на их взгляд важные. Обсуждение в кругу – каждый рассказывает о тех предложениях, которые он считает самыми важными. Можно так же рассказать и о тех, которые пришлось «оставить». На основании личных предложений составляется письмо президенту.
«Десять лет спустя». Прошло десять лет. Мы живем в России. Как вы думаете, кто у нас президент? Какая форма правления? Что изменилось, что осталось прежним? (Можно использовать как индивидуальное сочинение, так и коллективный рассказ).
«Двадцать лет спустя». Прошло двадцать лет. Ты стал (президентом, членом государственной думы, директором банка, руководителем крупной фирмы и т. п.). Напиши письмо самому себе, тому, кем ты будешь через двадцать лет от самого себя, того, кто ты есть сейчас.
«Кто виноват, и что делать?». Можно использовать форму индивидуального сочинения или коллективного рассказа.
Кто виноват, что мы так живем в нашей России? Что делать, чтобы жить стало лучше?» – эти два вопроса всегда мучают русскую интеллигенцию. Порассуждаем на эту тему. Детям раздаются карточки, которые они заполняют и сдают.
Вопросы для карточки: «Что бы ты сделал для России, если бы был?» – президентом России; министром образования России; губернатором Санкт-Петербурга; директором своей школы; директором «Зеркального»; своим папой или мамой.
«Цветик-семицветик». В твои руки случайно попал цветик-семицветик. Каждый лепесток может исполнить одно твое желание. Но это желание ты должен загадать не для себя, а для других. Первый лепесток – для своего друга. Второй лепесток – для своего отряда. Третий лепесток – для своей семьи. Четвертый лепесток – для «Зеркального». Пятый лепесток – для своего города. Шестой лепесток – для России. Седьмой лепесток – для планеты Земля.
«Звезды». На вырезанных из картона звездах, заранее пишутся темы для обсуждений: «Чего я боюсь?», «Моя мечта», «Из-за чего бы я заплакал?», «Если бы я был волшебником». Каждый из участников выбирает себе звезду, и после небольшого обдумывания, раскрывает свою тему. Затем эту тему можно обсудить всем вместе.
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
М. Морозова, вожатая ДЛ «Штормовой»
Цель: формирование ценностного отношения к человеку.
Вариант проведения: настраивающие песни, соответствующие по содержанию теме огонька, настраивающие на тему разговора.
Вступление к разговору. Экспресс-опрос (используется материал из книги Н.Е. Щурковой «Философия жизни в школе»).
Каждый ребенок получает комплект, состоящий из шести маленьких треугольников и шести кругов. Ребятам предлагается с помощью этих фигур дать ответ на каждый из предложенных вопросов, при этом, делая выбор одного из двух ответов: хотелось, чтобы здесь было как можно больше людей (кружок); хотелось, чтобы здесь никого не было (треугольник). Отвечая на очередной вопрос, каждый ребенок выкладывает перед собой одну из фигур.
Ситуации: ночью в темном лесу; во время рыбалки на большом озере; вечером на дискотеке; когда приходишь домой позже обещанного; когда тебе предстоит выполнить ответственную работу; когда с тобой происходит какая-то неприятность; когда тебе в чем-то повезло. На основе этого ведется разговор о значимости других людей в жизни человека.
Возможные направления разговора:
•Французский писатель Стендаль считал: «Чтобы познать человека, нужно изучать себя». Каково ваше отношение к этому?
•Существует утверждение: «Лучше всего в других мы видим те недостатки, которыми обладаем сами». Не приходилось ли вам задумываться над этим: «Видя чужие пороки, умный избавляется от своих»?
•Существует утверждение: «Ценность другого человека невозможно увидеть, если не ценишь самого себя». Согласны ли вы с этим утверждением?
•Как вы понимаете слова Надыма Хикмета: «Легко любить все человечество, соседа полюбить сумей»?
•В песне А. Дольского есть такие строки: «Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям...». Приходилось ли вам задумываться над этим?
•Как часто вы выражаете эту любовь своим родителям, близким вам людям? Умеете ли вы это делать? Кто из вас уже отправил письмо домой?
Новым направлением в разговоре является тема человеческого общения. Разговор может быть начат с вопроса:
•Хотел бы каждый из вас оказаться на необитаемом острове? Как долго смог бы там прожить? (условие: всем необходимым для проживания ты обеспечен).
•Почему так одичал на необитаемом острове Бенган, персонаж романа Ж. Верна «Таинственный остров»?
•Смог бы Робинзон обойтись без Пятницы?
•Антуан де Сент Экзюпери называл «единственной и настоящей роскошью роскошь человеческого общения». Как вы думаете, почему?
При разговоре можно использовать следующие высказывания: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Д. Леббок), «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес).
По окончании разговора ведущий делает краткие выводы. Завершить огонек можно стихотворением Е. Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою неинтересностью своей.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг,
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная все, не знаем ничего...
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой – все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее...