Педагогической теории и практики
Человечество дошло до такого периода в своем развитии, когда для обеспечения последующего прогресса необходимо изменить базовые парадигмы во всех обществоведческих науках и во всем социальном управлении. Парадигмы - это исходные базовые положения, на которых строится та или иная концепция, теория и управление практической деятельностью.
В связи с необходимостью полнее учитывать сложность реального мира появилось новое направление в научном познании - синергетика. Это наука о самоорганизации не полностью детерминированных сложных систем. Новая наука потребовала иного подхода и для развития смежных отраслей знания, и для успешного применения на практике новых научных достижений.
Для рассмотрения самоорганизующихся систем требуется более точный язык и несколько иная методология. Давно уже многие люди рассуждают о системах, но вкладывают в слово «система» самое разнообразное содержание. Точнее язык технических специалистов по системотехнике, но перенести их разработки на решение человеческих проблем без обращения к системному подходу как общенаучному методу и без ряда существенных доработок этого метода применительно к специфике социальных систем трудно, а часто и невозможно. Помимо таких систем, как человек, общество, системами являются также интеллект, культура, образование. Соответственно, для их анализа, для управления, корректировки их формирования и развития необходим системный подход, выраженный соответствующим языком. Этим и обусловлены предлагаемые уточнения.
В современной литературе система чаще всего определяется как совокупность элементов и связей между ними. Однако под такое определение подпадает и комплекс, поскольку не отражена качественная специфика системы как 4-го уровня принципиально различных видов совокупностей по возрастанию их сложности.
1. Случайное множество - совокупность объектов, объединенных произвольно, независимо от присущих им качеств.
2. Класс- совокупность объектов, объединенных наличием у всех их минимум одного общего признака, значимого в заданном контексте.
3. Комплекс- совокупность объектов, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой, и создающими возможность проявить свойства отдельных объектов, которые не могут проявиться вне данного объединения, или создающими возможность получить эффект благодаря сложению недостаточных для этого возможностей отдельных объектов, входящих в данную совокупность.
4. Система – совокупность объектов, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой, и создающими новое качество (называемое эффектом системы), которым не обладают ни отдельные эти объекты, ни другие их совокупности.
Словом «объект» может обозначаться предмет, процесс, явление, знак, свойство чего-либо - то, что в данном конкретном случае рассматривается или подвергается целенаправленному воздействию, поскольку имеет значимость для того, кто к нему обратился.
Объект - это в данном контексте часть соответствующего (реального или идеального) мира, имеющая достаточно большое с точки зрения проблематики действующего субъекта влияние на существование и развитие определенной части этого мира.
Соответственно при выделении объекта нужно обозначать и контекст, в котором он значим, т.е. является именно объектом. Связи между объектами могут постепенно или эпизодически меняться, но в целом они должны быть относительно устойчивыми. Как и в комплексе, в системе внутренние связи важнее связей внешних. Одни не исключают других - важно отношение по значимости.
Все только что сказанное относится и к комплексу, и к системе. Система отличается от комплекса образованием в ней принципиально нового качества, называемого, как было сказано, эффектом системы, качества, которого нет ни у одного из составляющих ее компонентов, нет его и у любых других совокупностей этих компонентов, даже у полной их простой суммы. Емкость кадки, способность сохранять определенное количество жидкости - это именно эффект системы. Ни один из компонентов кадки, и даже полный набор этих компонентов, сложенный в кучу, хранить данный объем жидкости не может. Точно так же, человеческое «Я» - это эффект системы. Невозможно ответить: в какой части тела помещается у человека его «Я».
Эффект системы прямому воздействию не поддается. Непосредственно на емкость бочки воздействовать невозможно. Эффект системы поддается лишь опосредованному воздействию через изменение компонентов, связей между ними или на того и другого вместе.Именно ориентация на эффект системы не позволяетсмешивать разносторонний подход, подход комплексный и подход системный.
Системный подход - это метод анализа и принцип действия, целеполагания и (или) практического воздействия на структуру, согласно которым любые операции со структурой планируются и оцениваются с позиций итогового изменения эффекта системы.
Из определения системного подхода видно и его назначение: именно ради получения нужного эффекта создаются и совершенствуются системы, именно для целенаправленного изменения этого эффекта системы необходим системный подход.
Нередко задача ставится иначе: повысить эффективность использования системы путем задания наиболее эффективных режимов ее функционирования. В этом случае стоит задача изменить не эффект системы, а его проявление. Системный подход и в этом случае имеет значение для ориентации в потенциальных возможностях системы по-разному проявлять свой эффект в зависимости от тех или иных факторов.
Нужно уточнить и ряд терминов, используемых в системном подходе. Без соответствующих уточнений научные термины употреблять недопустимо, а содержание, обозначаемое одним и тем же термином, может изменяться в зависимости от контекста. В данном случае уточняется значение терминов в контексте системного подхода как общенаучного метода.
Состав - это качественно-количественная характеристика набора сущностей, образующих систему.
Если какой-то объект рассматривается как единое целое независимо от его реальной сложности, то он обозначается термином элемент.
Если составные части выделенной системы сами обладают системной сущностью и для общей системы важны эффекты системы ее составляющих - тогда эти составляющие рассматриваются как подсистемы.Это особенно важно, если в рамках общей стратегии, присущей системе в целом, на уровне отдельных ее составляющих осуществляется собственное самоуправление. В свою очередь, каждая из систем реально входит составной частью в системы более высокого уровня. Если при этом рассматривается ее влияние на образование и проявление эффекта этой большей системы, то последняя обозначается как метасистема.
Организация в системном подходе означает комплекс способов связи элементов в системе. Слово комплекс понадобилось потому, что при соединении элементов в системе употребляются различные способы, но они должны быть согласованы меж собой (экранировка, температурные режимы, устойчивость к вибрации и т.д.).
Надо особо обратить внимание на контекстный подход к определению термина «организация», который в управлении имеет другое значение, в административной деятельности третье, в юридической практике четвертое и т.д.
Структура -в методологии системного подхода это общий термин для обозначения внутреннего строения системы по ее составу и организации с учетом их взаимосогласованности.
Состав, организация и структура обозначают три исходных характеристики системы, производным от которых и является эффект системы.
Системный подход необходим как при обращении к социальным системам любого уровня (индивид, семья, бригада, предприятие, поселение, нация, государство, человечество в целом), так и к системным качествам субъектов социального действия (именно такими качествами являются личность, интеллект, культура и т.д.). Необходим он, соответственно, и для решения проблематики формирования и корректировки последующего развития важнейших системных качеств субъектов социальной деятельности. Это составляет важнейшую задачу психологии, педагогики и социологии, политологии. А самое главное - это важнейшее условие эффективности практической деятельности по качественному преобразованию жизни в целом.
Если признана важность системного подхода как общенаучного метода в целом и как совершенно необходимого метода в психологии, педагогике и социологии нового времени, то задачу применения этого подхода при всем множестве конкретных случаев следует признать типовой. Это не устраняет необходимости в каждом конкретном случае вводить частные дополнения и уточнения, но типовая задача может и должна иметь алгоритм решения хотя бы в самом обобщенном его виде.[1]
Алгоритм системного подхода (анализа и воздействия):
Предварительно уточнить:
а) что является эффектом системы в данном случае.Одна и та же система может иметь несколько эффектов системы. В зависимости от значимого в каждом конкретном случае эффекта системы будет изменяться анализ и практическое воздействие.
Б) какие изменения выделенного как значимого для данного конкретного случая эффекта системы необходимо обеспечить; как именно, по каким критериям будут оцениваться его реальные изменения.
в) определить полный состав детерминирующих факторов создания и изменения эффекта системы с разделением их по группам:
1) основание системы.
2) создающие эффект системы;
3) сохраняющие систему и сохраняющие полученный эффект.
г) определить критерии оценки степени взаимосогласованности между компонентами системы (между элементами и подсистемами).
Последовательно провести анализ и практическое воздействие со следующими целями:(что нужно последовательно проверить и обеспечить):
1. обеспечение соответствия элементов требуемой системе и требуемому эффекту системы.
2. взаимосоответствие элементов.
3. полнота набора элементов.
4. достаточность и надежность основания системы.
5. соответствие состава и организации между собой.
6. переход от закона слабейшего звена, определяющего общую прочность цепи последовательно соединенных звеньев, к закону системы, согласно которому эффект системы ограничивается самым недостаточным из обеспечивающих его факторов.Известно, что прочность цепи, составленной из последовательно соединенных звеньев, не может быть выше прочности слабейшего из ее звеньев. Система сложнее простой цепи последовательно соединенных звеньев. Эффект системы ограничивается самым слабым из обеспечивающих его факторов.[2] Применительно к системе факторами, задающими эффект системы и изменение его величины, являются два вида факторов: создающие элементы наряду с их соединением и сохраняющие Соответственно немедленное прямое повышение эффекта системы требует вложений в самый слабый из создающих факторов.
7. по достижении уровня следующего по недостаточности фактора усилия по наращиванию эффекта системы необходимо распределять между двумя, затем тремя, четырьмя и т.д. факторами вплоть до равномерного их распределения между всеми факторами, создающими эффект системы.
8. совершенствование факторов сохранения эффекта системы:
а) центростремительных сил;
б) основания;