Опережение авторского изложения по содержанию с последующей проверкой оснований

Прочитав достаточный, чтобы он мог служить минимальным обоснованием, отрезок текста, очень полезно мысленно забегать вперед, пытаясь представить, о чем в соответствии с общим заглавием и прочитанным отрезком должна идти речь дальше?

Если последующее изложение совпадает по проблематике с вашими предположениями, это может говорить о существенном сходстве ваших рассуждений с логикой авторского изложения. Если не совпадает - это неплохой повод подумать о причинах, вызвавших это несовпадение: или что-то не учли вы, или не учел автор, или вы не полностью поняли целевую направленность автора? Последующее чтение текста должно на этот вопрос ответить.

Помимо прочего этот прием ценен и тем, что фактически стимулирует ассоциативное мышление при работе с текстом другого автора: по ассоциации во время такого чтения вам может придти решение другой вашей проблемы, связанной с авторским текстом только внешним сходством или даже полной сущностной противоположностью.

Эти внешне простые приемы надо понять и освоить до автоматизма применения. Для этого один из лучших ежедневные тренировки вдвоем по 15-20 минут.

Спустя некоторое время обнаружите, что при тех же исходных знаниях вы добиваетесь значительной больших эффектов в своей интеллектуальной деятельности.

2. Советы по обобщению материалов.

Общие рекомендации.

Определить иерархию целей, достижению которых способствует решение задач по данной проблематике.

Определить иерархию потребностей с указанием субъектов и условий, порождающих у них эти потребности.

По возможности точнее формулировать:

Цели,

Потребности,

Проблемы,

Задачи

И расставить их по степени значимости. Точность формулировок сначала может быть небольшой, но может и должна возрастать по мере работы над темой.

Определить опорные философские и общие и частные научные категории и понятия и принципы, на базе которых определяется инструментарий информационного решения выделенных проблем в заданном контексте.

Сформулировать по алгоритму (дан в разделе «работа с текстовой информацией») рабочие определения всех понятий, используемых при решении как опорных.

Определить (желательно с графической схемой) взаимоотношение и взаимосвязи всех понятий.

По мере решения задач стараться выделять их типичность и на этой основе пытаться постепенно (пошагово) составлять алгоритмы их решения.

За решением задачи в общем виде и выделением использованного алгоритма должно следовать пояснение правили или способов его применения для более конкретных ситуаций с указанием ограничений в применении, которые уже обнаружились.

Достигнув этого уровня, надо постараться подняться по иерархии вверх вплоть до самых основополагающих потребностей субъектов высшего уровня общности факторов, порождающих эти потребности.

Связав этот высший уровень с различными частностями показать целесообразность и основные направления продолжения работы над этой проблематикой в дальнейшем.

Это общая методическая схема работы над комплексными и системными научными проблемами.

Но она неполна. Она достаточна для описания степени освоенности темы на уровне уже решенного и отражения освоенного в виде реферата (или автореферата).

Для упорядочения исследовательской работы на этапе непосредственного решения комплекса задач требуется ее дополнение.

Суть научного исследования – на информационном уровне смоделировать ситуацию в виде, достаточно полном и точном для решения требуемых задач.

При этом, как правило, обнаруживается неполнота имеющихся данных, необходимых для решения задачи. Это означает, что на основе использования только уже известных факторов и их существующих и известных взаимосвязей не удается построить модель, действия в пределах которой с алгоритмической надежностью (с поправкой на статистическую и динамическую вероятности проявления взаимодействия) приводили бы к искомому результату (или к комплексу его составляющих, или к эффекту системы, если результат должен быть системным.

Фактически – это действия с информационной моделью решения задач при неполноте исходных данных и недостаточности уже известных алгоритмов использования этих данных.

Построив модель ситуации решения задачи на основе уже известных данных, нужно ее дополнить, обнаружив или добавив неизвестные или недостающие компоненты так, чтобы задача стала решаемой. Во многих случаях ставится задача уже имеющуюся возможность решения дополнить повышением надежности и эффективности получения искомых результатов (при этом учесть, что нередко повышение надежности требует введения определенной избыточности: «семь раз отмерь – один раз отрежь»).

Обычно все это означает сделать информационную модель более полной по следующим параметрам:

полнее выделить больше значимых факторов, от которых зависит сохранение или определенное изменение ситуации;

полнее и точнее определить взаимосвязи и взаимодействие этих факторов, связав вариации этого с соответствующими различными результатами;

точнее определить роль каждого из факторов в получении искомого результата;

ввести более точные измерения этих факторов и их изменений;

ввести более точные измерения получаемого результата и его изменений.

Повышение полноты и точности информационной модели дает возможность экспериментировать с ней (при необходимости проверяя результаты на натурных моделях) по следующим направлениям:

как изменить взаимодействие уже имеющихся и известных факторов (что уже возможно? Что из возможного наиболее оптимально для достижения искомого результата?);

какие новые факторы (с учетом качественно-количественных их характеристик) ввести дополнительно;

какое именно их взаимодействие с ранее имевшимися и меж собой и как именно обеспечить (нередко эти дополнительные факторы уже есть, но неизвестны управляющему достижением необходимого ему результата).

Если действующие факторы и их взаимосвязи становятся достаточными для достижения искомого результата, то по алгоритму системного подхода (см. раздел о системном подходе) провести их оптимизацию сначала на информационной модели, а затем и натуре.

В дальнейшем обычно возникает потребность оптимизации полученных дополненных и уточненных информационных моделей применительно к различным внешним ситуациям и к различным вариантам использования путем использования дополнительных схем, формул, графиков, матриц и т.д.:

для передачи информации другому субъекту;

для применения в решении иных задач в иных ситуациях

.

В ряде случаев (например, такое природное явление, как извержение вулкана, цунами) ситуация недоступна для управляющего воздействия ни по действующим факторам, ни по их взаимосвязям.

В этих случаях создание более полной и точной информационной модели позволяет:

разрабатывать методики прогнозирования с учетом вероятности;

заблаговременно определять необходимое обеспечение и сценарии взаимодействия с данной ситуацией в натуре с учетом наиболее значимых и вероятных вариантов развертывания явления (более раннее обнаружение начала развертки, оповещение и эвакуация населения, обход по маршруту следования транспорта, защита сооружений и т.д.).

Дополнение и уточнение ранее имевшихся информационных моделей и в этих случаях оказывается полезным.

Это похоже на ТРИЗ, хотя и в несколько ином аспекте. Это канва для упорядочения и для стимуляции поисковой и аналитической информационной деятельности.

Построено это на использовании известной закономерности: новый вопрос стимулирует нахождение нового ответа по цепочке «внимание – выделение- удивление – вопрос – интерес – деятельность – результат».

3. Примерные темы рефератов.

Социальное время и личность педагога.

Система образования в воспроизводстве и развитии социальных структур.

Инерция и стереотипы мышления – их польза и вред, средства преодоления.

Образование – интуиция – творчество.

Активные методы обучения.

Деловые и ролевые игры.

Проблемное обучение.

Оптимизация записей.

Оптимизация психического состояния.

Экологический императив - нравственный императив - программа «Учитель».

Педагогика и инженерное дело (Э.Крик. Введение в инженерное дело).

Интеллект как системное свойство субъекта - формирование, развитие и проявление.

Образование - путь к свободе.

Повышение эффективности работы с текстовой информацией.

Учет психического феномена «установка» в педагогической деятельности.

Контроль в образовательном процессе.

Профориентация - вчера - сегодня - завтра.

Образование будущего (по материалам... указать: по каким именно).

Системность в образовании - сущность, обеспечение, проявление.

Системность в педагогической деятельности.

НОТ педагога.

Проблемы современной культуры умственного труда и решение их в педагогической деятельности. Корректировка самообразования.

Современные технологии обучения.

Деятельностная концепция обучения.

Современные технологии обучения.

Внимание и память в образовательном процессе.

Механизмы саморегуляции в образовании.

Способности индивида и современное образование.

Принципы интенсивной технологии обучения и их реализация в педагогической деятельности преподавателя.

Понятие инвариантов и их роль в развитии познавательной деятельности.

Применение опорных конспектов и опорных сигналов в обучении.

Педагогическое общение, стиль взаимодействия и управления в образовательном процессе.

Индивидуальный стиль деятельности педагога.

Обратная связь в устном выступлении.

Спор и дискуссия. Методика и техника проведения дискуссии.

Психология творчества и педагогика.

Педагогика компьютерной эпохи.

Способности индивида, условия их развития, современная школа и образование будущего.

Межличностное общение.

Культура общения педагога и воспитанника, учителя и ученика.

Исторические и современные концепции и структуры обучения.

Психология и педагогика творческой деятельности.

Штайнеровская педагогика.

Преподаватель – учитель – педагог.

Настоящее и будущее образования (по материалам конференций).

Блеск и трагедии вундеркиндов.

Психология преподавателей и обучаемых.

Стиль педагогического руководства.

Образование в условиях информационного общества.

Развитие творческого мышления в процессе обучения.

Воспитание творца.

Формирование и развитие социальной ориентации.

Свобода как фактор и эффект.

Мечты о школе будущего.

Связь физической и мыслительной активности.

Социально-педагогическая система Германа Гмайнера.

Педагогика Шалвы Амонашвили.

Япония: «кадры решают все».

А.И. Субетто об интеллекте и образовании.

Литература

ОСНОВНАЯ

(В скобках указано количество экз. в библиотеке СПбГЭТУ «ЛЕТИ»)

Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе. Межвуз. сб. науч. тр. Л. 1988. (5)

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск. 1990. (2)

Балл Г.А. Теория учебных задач. Психол. - пед. Аспект. М. 1990. (1)

Беспалько В.П., Татур Ю.С. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Уч. - метод. пособие. М.1989. (2)

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. 1991. (2)

Вуз в системе непрерывного образования. Межвуз. сб. науч. тр. СПб.1992. (4)

Голубев Н.К., Бахтина Б.П. Введение в диагностику воспитания. М. 1989. (1)

Долженко О.В. , Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. Метод. пособие. М. 1990. (2)

Ильясов И.И. Структура процесса учения. М. 1986. (1)

Кинелев В.Г. Объективная необходимость: история, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М. 1995. (1)

Маркова О.Ю. Мифы, идеалы и реальность образовательного процесса. СПб. 2000. (2)

Мигиренко Г.С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер. Новосибирск. 1992. (1)

Никитина Г.Ф., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб. 1992. (1)

Оконская И.Б. Импринтинг как системный механизм эволюции общества. «Философские науки» 2001. № 1. С. 114-124. (1)

Оконь Винценты. Введение в общую дидактику. Пер. с польск. М. 1990. (1)

Основы педагогики и психологии высшей школы. М. 1986. (2)

Основы педагогического мастерства. Уч. пособие. М. 1989. (1)

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Уч. пособие. М. 1995. (2)

Современные технологии обучения. СПбГЭТУ 1998-1999. (5)

Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск. 1989. (2)

Социальная психология. Хрестоматия. М. 1999. (1)

Социальная психология личности. М. 1979. (1)

Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. Томск. 1984. (1)

Формирование учебной деятельности студентов. М. 1990 (4)

Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. М. 1988. (4)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Бабанский Ю.К. Избранные пед. труды. М. 1989. (1)

Высшая школа СССР за 50 лет. (1917-1967) М. 1967. (1)

Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М. 1988. (1)

Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. Л. 1989. (2)

Гликман И.З. Беседы с начинающими лекторами. М. 1985. (1)

Долженко О. В. Очерки по философии образования. М. 1995. (1)

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М. 1989. (1)

Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. (Единая метод. система института: теория и практика.) М. 1987. (5)

Кугель С.А., Лысова М.Ю. Профессиональный рост преподавателей вузов: проблемы исследования и управления. СПб-Тольятти. 1994. (1)

Методическая разработка для преподавателей ЛЭТИ по организации, контролю и стимулированию самостоятельной работы студентов. СПбГЭТУ. 1988. (2)

Мучник Б.С. Человек и текст: основы культуры письменной речи. М. 1985. (1)

Научно-методическая конференция «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки». По материалам научно-методической программы «Университеты России». СПб. 1997. (1)

Педагогика. Уч. пособие. М. 1983.

Педагогика высшей и средней специальной школы. Межвед. сб. Минск. 1987.

Прошунин Н.Ф. Что такое полемика? М. 1985. (1)

Современное состояние инженерного образования в Российской Федерации. М. 1997. (1)

Студент на пороге ХХ1 века. М. 1990. (2)

Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения. Петрозаводск. 1985. (2)

Шаталов В.Ф. Точка опоры: организационные основы экспериментальных исследований. Минск. 1990. (2)

Шацкий С.Т.: работа для будущего. М. 1989. (2)

Энергия понимания. Размышления о высшей школе. Альманах. ЛГУ. 1990.

ДОПОЛНЕНИЕ

(по другим библиотекам)

Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. М. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ 2001. Глава 3: Системный подход – путь к новому пониманию и действию.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб. 2000.

Валявский А.С. Как понять ребенка. СПб. «Фолио-пресс», 1998.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996

Гессен С.И. Основы педагогики. Учебник для вузов. М.: «Школа-пресс», 1995.

Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. М.: «Совершенство», 1998.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - 3-е изд., с изм. и доп. - СПб.: Свет, 1997.

Григорьева М.Н. Психология педагогической деятельности. М., 1991.

Немов Р. С. Психология. В 2 т. Т.2. Психология образования. М., 1994.

Психологический анализ учебной деятельности. М.,1991

Реан А.А. Коломинский Я.А. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Уч. пос. М., 1996.

Стрюков Г. Эксперимент и ответственность. // «Москва», 1997. № 10.

Субетто А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Книга первая. Тольятти, 1999.

Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб. 1999.

Андреева И.В. Психология высшей школы. СПб,1996.

Бушуев В.С. Об оптимизации целеполагания субъекта социальной деятельности. //Человек в контексте культуры. Сборник научных трудов. СПб. 1998.

Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности. СПб. 1999.

Димнет Э. Искусство думать. Минск 1996.

Лапкин М.М. и др. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов//Психолог. журнал,1996. № 4.

Лобок А. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант. // Журнал «Школьные технологии» 1996, № 3.

Лобок А. Ответ г-ну Боэку. // Журнал «Школьные технологии» 1996, № 3.

Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: «Прогресс», 1993.

Никашина Г.В. и др. Педагогическое общение. Омск, 1995.

Никитины Б.П. и Л.А. Мы, наши дети и внуки. М.: «Лист», 1997.

Осухова Н.Г. Между Я и Мы: психологический тренинг самоосознания и самовыражения учителя. Уч. пос. Астрахань,1995.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.: Просвещение. 1991.

Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХ1 веке. М.: «Логос»,1998.

Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб,1996.

Селеменев С.В. Ткаченко А.А. Школа диалога культур: что это? // Журнал «Школьные технологии» 1996, № 3.

Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. В 4-х книгах. М. 1991.

Субетто А.И. Система принципов оценки образовательных систем. М. 1996.

Университетское образование: приглашение к размышлению. М.,1995.

Учителю о педагогической технике. М., 1987.

Ушачев В.П. Творчество в системе образования. М., 1995

Чошанов М. Что такое педагогическая технология? // Журнал «Школьные технологии» 1996, № 3.

Христосенко И. Вероятностное образование: взгляд психолога. // Журнал «Школьные технологии» 1996, № 3.

Чалдини Роберт Психология влияния. М. 2000.

Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: «Высшая школа» 1982.

Этюды дидактики высшей школы. М., 1994.

Аграшенков А. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М.: 1997.

Анатолий Гармаев. Обрести себя. Иваново. 1999.

Анатолий Гармаев Психопатический круг в семье. Иваново. 1999.

Бардин К.В. Как научить детей учиться. Минск, 1973.

Бестужев-Лада И. Другая цивилизация. // Журнал «Смена», 1996, № 6.

Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. // Духовность, художественное творчество, нравственность. «Круглый стол». - «Вопросы философии», 1996, № 2.

Бушуев В.С. О системно-социологическом обеспечении прогресса цивилизации. // Мировая цивилизация: проблемы развития. Сборник научных трудов. СПб. СПбГЭТУ, 1995.

Бушуев В.С. Учет феномена социального импринтинга при создании организаций и регулировании коммуникаций. // Организации. Среда. Коммуникации. Сборник научных трудов. СПб. СПбГЭТУ, 1996.

Бушуев В.С. Субъективный фактор устойчивости в быстро меняющемся мире. // Проблемы человека в меняющемся мире. Сборник научных статей. СПб. СПбГЭТУ. 1997.

Ващекин Николай, Урсул Аркадий. Ключи от будущего. Будущее России и образование ХХ1 века. // «Москва» 1997. № 12.

Войскунский А. Я говорю, мы говорим... М.: Знание, 1990.

Джордан Айян 10 способов освободить ваш творческий гений. СПб. 1997.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: 1997.

Калашников В.В. Мировая цивилизация: проблемы устойчивого развития. // Мировая цивилизация: проблемы развития. Сборник научных трудов. СПб. СПбГЭТУ, 1995.

Карта опасности. // «Москва» 1997.№4.

Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Самоорганизация в системах. // Синергетика в философии, науке и технике. Тезисы научной конференции. СПб. СПбГЭТУ. 1999.

Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997

Кушнир А. Не спрашивай, а делай.// Журнал «Школьные технологии» 1996, № 3.

Маркова О.Ю., Казаринова Н.В. Мировая цивилизация: нормативный канон человека. // Мировая цивилизация: проблемы развития. Сборник научных трудов. СПб. СПбГЭТУ, 1995.

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по изучению темы «Социализм и личность». Л. ЛЭТИ. 1990.

Мильчин А. Э. Методика и техника работы с текстом. М. «Книга», 1971.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: «Просвещение» 1991.

Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. 2-е изд., М.: Машиностроение. 1988.

Практическая психология. Учебное пособие под ред. М.К. Тутушкиной. СПб. 1993.

Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Части 1-3. СПб. 1997- 1999.

Вуджек Т. Тренировка ума. СПб. «Питер». 1994.

Вуджек Т. Как создать идею. СПб. «Питер» 1997.

Мадэлин Беркли-Ален Забытое искусство слушать. СПб. Питер, 1997.

Эдвард де Боно. Латеральное мышление. СПб. Питер, 1997.

Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М. «Логос», 2001.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

1. Педагогика как наука. Основания педагогической деятельности. 2

2. Системный подход – теоретическая основа педагогической теории и практики 4

3. Антикризисность – объективная основа требований к общему эффекту педагогической деятельности. 12

4. Системная концепция образования 20

4.1. Системно-педагогическое понимание личности 21

4.2. Системная концепция интеллекта 25

4.3. Культурное наследие общества и культура субъекта 34

4.4. Составные части образования как единой системы 40

5. Проблема духовности и феномен социального импринтинга 44

6. О технологиях образования 64

Приложения

1. Работа с текстовой информацией 69

2. Рекомендации по обобщению материалов 78

3.Примерные темы рефератов 81

4. Литература 83

[1] Напомним, что алгоритмом называется последовательность действий, необходимая и достаточная для перехода от имеющегося состояния к заданному варианту будущего.

[2] Фактор – это основание причинно-следственной связи, определяющей существование и развитие системы.

Наши рекомендации