Контрольный диктант: методика его проведения, проверка и оценка
Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе итогового контроля. Чтобы контрольный диктант показал объективную картину состояния орфографической грамотности учащихся, необходимо правильно, методически обоснованно подобрать текст диктанта.
Учащиеся к концу обучения должны знать 71 орфограмму (имеется в виду количество орфограмм, изучаемых в течение всего курса обучения в школе) и 26 пунктуационных правил (8 из них пропедевтически изучаются в V-VII классах). Проверить усвоение всех названных орфограмм и правил с помощью одного текста контрольного диктанта невозможно. Следовательно, для этой цели нужно отобрать минимум орфограмм и пунктуационных правил. Чтобы сделать это объективно и методически правильно, надо помнить, что среди изучаемых в школе орфограмм выделяются основные и важнейшие орфограммы, т.е. а) встречающиеся во многих словах; б) частотно покрывающие тексты; в) отражающие существенные стороны системы русской орфографии; г) относящиеся к легко проверяемым с помощью правил. Например, орфограмма "Слитное и раздельное написание приставок в наречии" не относится к основным и важнейшим, так как применение правил правописания приставок в наречии наталкивается на целый ряд трудностей. Кроме того, данная орфограмма не отражает существенных сторон системы русской орфографии: она относится к явлениям переходного, нетипичного характера.
Следовательно, не все орфограммы, изучаемые в школе, одинаково значимы для характеристики орфографической грамотности учащихся. То же самое можно сказать и о пунктуационных правилах. Основными и важнейшими из них следует считать:
1) правила, которыми регулируется синтаксическое членение письменной речи (пунктуационное оформление частей сложного предложения); 2) правила с высокой степенью обобщения пунктуационного материала ("Вводные слова выделяются запятыми" всегда, при любых условиях); 3) правила с большой частотностью их употребления.
Отсюда следует, что текст контрольного диктанта должен включать:1) орфограммы и пунктуационно-смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется в настоящее время (2-3 случая); 2) основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно-смысловые отрезки из числа изученных ранее (1-3 случая).
В целом диктант не должен быть нарочито перегружен. Оптимальным является такое соотношение орфограмм и пунктуационно-смысловых отрезков в тексте контрольного диктанта:
Не менее важной методической задачей при проведении контрольного диктанта является его проверка. При проверке необходимо выделить все неверные написания и случаи ошибочной постановки знаков препинания, правильно их классифицировать и учесть при оценке работы.
Критерии оценки орфографической грамотности. В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма ("безшумный" вместо бесшумный, "предлогать" вместо предлагать и т.п.). Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Орфографические ошибки бывают: 1) на изученные правила; 2) на неизученные правила; 3) на правила, неизучаемые в школе. Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) допущенные в словах - исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями,если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в оборотах типа Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Некто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как, т.е. в случаях трудного различения не и ни.