Контрольный диктант за I четверть

Медвежонок

Из приземистого, исхлёстанного ветрами ельника прямо мне под ноги выкатился медвежонок. Малыш растерялся, склонил голову набок и с удивлением стал меня разглядывать. Я показался медвежонку безобидным. Он засопел и спокойно стал почёсываться. Его всклокоченная тёмно-бурая шубка была вся в еловых иголках, причинявших ему боль. Я погладил малыша и стал вытаскивать из его шёрстки иголки. Неуклюжий приятель сопел от удовольствия. Тут послышался треск, призывное урчание, и справа от меня из леса вывалилась злющая медведица.

Прижался я к стволу лиственницы, даже дыхание старался сдерживать. Спас меня малыш. Медвежонок увидел в зарослях какую-то птицу и кинулся налево в чащу её догонять. Медведица ринулась за ним. По верхушкам папоротника, раскачивающимся всё дальше и дальше, я понял, что опасность миновала.

(По В. Бурлаку)

(Проверяемые безударные гласные и согласные в корне слова; гласные и, у, а после шипящих; гласные 0-ё после шипящих в корне слова, в суффиксах существительных; приставки на з-и с-; приставки пре-и при-; ь после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий; дефис в сложных именах прилагательных и неопределённых местоимениях; н и нн в причастиях; не с именами прилагательными; однородные члены предложения; причастные обороты; сложные предложения.)

Контрольный диктант за II четверть

Сбор клюквы

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нём нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки, устеленные светло-зелёным мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его просто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжёлыми, западающими в мох алыми каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцветами, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кислоту прохладной твёрдой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(По Ю. Лощину)

(Чередующиеся гласные е -и в корне слова, ь после шипящих на конце глаголов, дефис в неопределённых местоимениях и наречиях, гласные о -ё после шипящих, не с именами прилагательными и глаголами, правописание сложных имён прилагательных, н и нн в причастиях, однородные члены предложения, причастные обороты, сложные предложения.)

Контрольный диктант за III четверть

Тропики

Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озарённого светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая, что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь В каком-то чаду раздумья ...

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.

(По И. Гончарову)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; дефис в неопределённых местоимениях; ь после шипящих на конце глаголов; не с глаголами, наречиями, деепричастиями; частица ни; однородные члены предложения; деепричастные обороты; сложные предложения; сравнительные обороты.)

Контрольный диктант за IV четверть

Славный мастер

Иван Кулибин - талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным. Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.

Любовь к часам, беспристрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неумолимо возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина, раскрывая дарование мастера, являли собой чудо русской техники.

(По Г. Богдановой)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; приставки пре-и при-; приставки на з-и с-; не с глаголами, именами прилагательными, наречиями; н и нн в именах прилагательных и причастиях; частица ни; однородные члены предложения; причастные и деепричастные обороты; сложные предложения; тире в простом предложении.)

Годовой диктант

Воспитанные люди

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом ... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках ... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии ... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.

(По А. Чехову)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; разделительный ь; -ТСЯ и -ться в глаголах; гласные о -ё после шипящих в корне слова; приставки на -3 и -с; не с глаголами; наречиями, именами прилагательными; правописание предлогов; н и нн в причастиях; однородные члены предложения; сравнительные обороты; сложные предложения, предложения с прямой речью)

Класс

Наши рекомендации