Другие неосознаваемые воздействия среды

Главный воспитатель — не отдельный педагог, а общество и жизнь в целом.

Нравы, социальные условия, политические институты, религиозные верования предопределяют так называемое естественное воспитание, которое происходит без его осознания, без вмешательства воли, под влиянием бытия в целом.

Общество воздействует на растущего человека системой ценностей, языком, образцами поведения, традициями и т.д. Занятия людей, разделение труда — тоже факторы неосознаваемого воспитания человека. Сильнейшее влияние на человека оказывают войны. И смеховая культура — анекдоты, песенки. Существуют воздействия политические, идеологические и другие.

Влияние традиций.Ребенку обществом передается масса наблюдений и мыслей нынешнего и прежних поколений. Эти наблюдения и мысли передаются обычно как традиционный материал, который во многих отношениях имеет тот же характер, что и фольклор.

Ребенок ассоциирует новые восприятия с всею массою этого традиционного материала. Он ассоциирует явление с несколькими толкованиями, которые предполагаются известными, и удовлетворяется сведением нового восприятия к этим заранее известным фактам. Результат этого процесса почти полностью зависит от характера традиционного материала.

В этом главным образом заключается огромное влияние фольклора на становление образа мыслей.

По мере развития цивилизации мышление становится все более и более логичным. Но не потому, что каждый человек все более последовательно и строго развивает свою мысль. А потому, что традиционный материал, передаваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разработан.

Воспитательные программы есть у религии, права, власти, экономики. Так, законодательство воспитывает знанием о том, что запрещено, а что разрешено в этом обществе.

Особенно сильно на ребенка с детства влияют разные формы социального, возрастного и умственного неравенства людей.

Неравенство людей.Люди неравны от природы. Равенство телесное недостижимо. Равенство способностей в полной мере невозможно. Утопично равенство социальное и политическое.

Если бы мы ослеплялись мечтами о всеобщем равенстве, то нам пришлось бы сделаться его жертвами. Равенство возможно только на низшей ступени духовного развития.

Абсолютная и относительная бедност ь. Богатство и бедность — проявления полярных и амбивалентных устремлений в природе человека. Разумеется, оба они коренятся в неотъемлемых потребностях человека как общественного существа. И, конечно же, оба они видоизменяются социализацией и воспитанием как ее составной частью.

Устремление к богатству неразрывно связано со стремлением к власти, влечение к бедности — с наклонностью к подчинению.

Абсолютная бедность, или нищета, есть нехватка самого необходимого для поддержания жизни. Необходимого питания, санитарно-гигиенических условий, одежды и обуви.

Относительная бедность есть характеристика материального благосостояния, которое находится ниже усредненного для данного общества в настоящий момент его истории стандарта.

В России абсолютная и относительная бедность масс выступает глубинной причиной социальных катаклизмов начала и конца XX столетия . Специфика России заключается в особенной жадности эксплуатации. Отсюда — безысходность обездоленных, невозможность выбиться из нужды.

Ненависть бедных к богатым сопряжена, прежде всего, с завистью и идеей грабежа как ближайшего и скорейшего способа обогащения. Но для отнятия богатств необходима хоть какая-то видимость оправдания. Таковая принимает форму идеологии. Это чаще всего идея "дурного чужого", инородного, "не своего".

Вот почему в проблему бедности входит и проблема этноцентризма, национализма, ксенофобии.

Рядом стоит идея богатого как плута, вора. Идея "сам — грабитель" составляет ядро лозунга "экспроприация экспроприаторов".

Безысходность бедности нашептывает беднякам, что всякий небедный — обманщик, плут. Абсолютный бедняк — человеконенавистник или, как минимум, жестокий завистник. Отсюда — неизбывный успех у абсолютных бедняков призывов "экспроприации экспроприаторов" ("грабь награбленное").

Ограбление богатых, но недостаточно защищенных в мировом масштабе — наиболее привлекательная для масс идея национал-социализма, большевизма, любого тоталитаризма. Она же, эта идея всеобщего отнятия любых богатств и их источников, лежит в основе любого стремления к мировому господству, любого завоевания.

Но нельзя ограбить того, кто обладает юридической силой. Этот последний сам грабит тебя. Его приходится уважать, считаться с ним и даже почитать.

Например, пока аристократия обладала значительной юридической властью, ее не только терпели, но и уважали. Когда дворяне утратили привилегию эксплуатировать и угнетать, люди стали воспринимать их как паразитов, не выполняющих какой-либо реальной функции в управлении страной.

Ни угнетение, ни эксплуатация сами по себе никогда не являются главной причиной ненависти бедных к богатым. Массы чувствуют, что власть выполняет определенную функцию и приносит пользу. Эксплуатация и угнетение не так уж плохи для огромного числа людей, склонных к подчинению. Кроме того, угнетенные жаждут "порядка", который в их понимании означает законность их эксплуатации. "Порядок" в восприятии эксплуатируемых масс означает гарантированную минимальную заботу угнетателя об угнетенном.

Богатство, которое не эксплуатирует, совершенно ненавистно для бедных. Ведь оно означает отстраненность от угнетенного. Необразованные люди не в силах осознать позитивной функции богатства, отправляемой им в производстве и обществе, в структуре рабочей силы и росте потребления.

Преследуют и грабят только лишенных силы или утрачивающих силу людей. Уничтожение тех или иных групп с целью отнятия их собственности совсем не обязательно является реакцией на значение и мощь этих групп. Наоборот, жертвой грабежа всегда становится в первую очередь юридически слабый имущий, политически незащищенный.

Так происходит во времена погромов и завоевательных войн. Так было во времена инквизиции. Именно так действовал национал-социализм, равно как и интернационал-социализм, и другие тоталитарные режимы в XX в.

Поколени я. Дурно воспитанная молодежь склонна рассматривать старшее поколение как чужой "вид". Мотивация странных, даже причудливых способов поведения остается у скверно сформированных молодых людей неосознанной.

У расстройств, которые ведут к ненависти и войне между поколениями, причины двоякого рода. Во-первых, при темпе развития, определяемом в нынешней культуре быстрым ростом технологий, критически настроенная молодежь справедливо считает устаревшей значительную часть традиционного достояния, которое все еще хранит старшее поколение. Во-вторых, на молодежь ложится основная тяжесть безработицы, как и бремя устройства в жизни — обретение ее смысла.

Выводы для воспитания.Наука педагогики призвана предупреждать и исправлять случайные отрицательные стороны самопроизвольного воспитания человека.

Педагог-человек в силах помочь растущим людям брать из жизни лучшее и не брать худшего.

Развитие личности в ственномумственном отношении лишь тогда прочно, когда личность выработала в себе потребность критического взгляда на всё, в чем ее стараются убедить.

Развитие личности в нравственном отношении лишь тогда вероятно, когда общественная среда позволяет и поощряет развитие самостоятельного убеждения. Когда личность осознала, что ее достоинство заключено в ее убеждении и что без уважения достоинства чужой личности нет пиетета к собственному достоинству.

Как совместить все виды неравенств без зависти, катаклизмов и трагедий?

Здесь колоссальную роль играет умное воспитание, нацеленное на профилактику душевных катастроф и напряжений, которые возникают при сравнении людей друг с другом. Прежде всего, важна воспитательная профилактика зависти, жадности и легкомыслия. Необходимо также воспитание любви к преодолению трудностей и обучение простым истинам бытового бюджета. Наконец, надобно обучить пониманию природы бедности.

Материальная предпосылка превалирования среднего класса в системе общества — заработная плата за любой труд, способная обеспечить достойное в данном обществе проживание. Низкие зарплаты порождают синдром безысходности.

Не менее ценно равенство прав, равенство всех людей перед законом, равенство формальных возможностей для участия в политике и культуре.

Защитить молодость, помочь ей в жизненном самоопределении значит развить ее природные дарования с помощью воспитания и обучения .

С помощью воспитания можно серьезно уменьшить степень социального неравенства. Надобно воспитывать людей в меру активных и одновременно способных подчиняться. Людей, которые желают и умеют жить полно, достойно и красиво, избегая каких-либо крайностей в чем бы то ни было.

Профилактика бедности — увеличение возможностей для социальной мобильности. Здесь очень важно обеспечить равенство старта в образовании.

Наиболее существенным шагом в экономическом развитии человечества стало возникновение в XX в. новой системы создания богатства, основанной на умственных ственныхспособностях человека. Знания стали ключом к экономическому росту.

Рост богатства индивида и общества, стало быть, напрямую зависит от более равномерного распространения качественных знаний.

Наши рекомендации