Личностное и профессиональное становление педагога. Система подготовки педагогов в России
Личностное и профессиональное становление педагога.
В профессиональном становлении выделяют две составляющие: становление личностное и становление статусное (внешнее). Достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. На профессиональное становление оказывают влияние следующие факторы:
1) личностные особенности и желание развиваться;
2) сама профессиональная деятельность, которая заставляет развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные;
3) способ вхождения в профессию;
4) длительность пребывания в профессиональной деятельности, т.е. стаж и др.
К негативным факторам, осложняющим процесс профессионального становления, относят кризисы: кризис нереализованности; кризис опустошённости; кризис бесперспективности и др.
На внешнюю сторону профессионального роста педагога влияют следующие факторы:
1) индивидуальные особенности человека;
2) потребность общества в тех или иных специалистах, спрос на людей определённого уровня квалификации;
3) близлежащие возможности, т.е. ресурсы, которыми обладает человек при выборе профессии и др.
В своём профессиональном продвижении специалист проходит ряд этапов. В самом общем виде их можно представить как довузовский, вузовский и послевузовский.
Вузовский этап профессионального становления основывается, во-первых, на изучении теории, закреплении теоретических знаний и формировании первоначальных умений в процессе педагогической практики, а также участии в учебно-исследовательской работе; во-вторых, большое значение в профессиональном становлении имеют процессы саморазвития, самовоспитания, самообразования.
Саморазвитие – процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов деятельности; объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Самовоспитание – систематическая и последовательная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование профессионально и личностно значимых качеств и преодоление отрицательных.
Самообразование – самообучение; специально организованная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определённых личностно и (или) общественно значимых целей образования.
Самообразование учителя – личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Основными путями овладения профессией учителя являются:
• систематическое и глубокое изучение предмета, всех учебных дисциплин, накопление общекультурного багажа;
• изучение наследия педагогов прошлого, новаторов современности;
• практическая работа со школьниками;
• овладение умениями и навыками в различных смежных областях деятельности;
• саморазвитие познавательных умений;
• аутотренинг, саморегуляция психического состояния и др.
Профессиональное становление педагога осуществляется на основе его Я-Концепции, т.е. относительно устойчивой, переживаемой как неповторимой системы представлений о самом себе, на основе которой выстраивается взаимодействие с другими людьми и отношение к самому себе. Выделяют позитивную и негативную педагогическую Я-Концепцию. При позитивной – учитель способствует развитию самостоятельности, креативности школьников, проявляет гибкость и склонность к собственному творчеству, реализует в педагогическом процессе субъектную позицию ученика и др. Учителя с негативной Я-Концепцией руководствуются шаблонными методами, воспринимают учеников объектами собственной деятельности и др. Я-Концепция складывается уже в процессе профессионального образования и влияет на карьерный рост педагога. Карьера – успешное продвижение в профессиональной деятельности.
Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учётом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. В настоящее время умение выстраивать свою образовательную траекторию формируется уже на ступени школьного и профессионального обучения на основе самостоятельного и ответственного выбора предметов. Система подготовки педагогических кадров должна обеспечивать необходимый приток качественно подготовленных учителей в школы. Профессиональная подготовка будущих учителей должна осуществляться на основе оптимального сочетания теоретической и практической подготовки: овладением психолого-педагогической теорией и формированием профессиональных умений. Поэтому практическое знакомство с проблемами конкретной школы, их анализ, осмысление и обобщение должны начинаться в самом начале обучения в пединституте и быть постоянными. Еженедельное посещение школы должно включаться в график учебного процесса, начиная с первого семестра. В системе разностороннего развития личности студента, руководствуясь Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, первостепенными, на наш взгляд, являются следующие профессиональные знания и умения: фундаментальные знания предмета; умение диагностировать уровень развития личности и анализировать педагогическую ситуацию; ставить педагогическую задачу и проектировать педагогическое взаимодействие, его ход и корректирование; оценивать и объяснять причину расхождения между целью и результатом.
Для овладения этими знаниями и умениями необходимо развивать у будущих учителей следующие способности:
- чувствовать эмоциональное состояние другого (эмпатия);
- понимать и принимать уникальность любого человека;
- к эмоциональной поддержке;
- к осознанию своих поступков и выделению ведущей мотивации своей деятельности (рефлексия);
- "поглощающую" рефлексию - способность к выведению оснований деятельности, поступка, затруднения своего ученика.